16.Фрески церкви Успения на Волотовом поле. Росписи Спаса на Ковалеве, история воссоздания ансамбля росписей этого храма.
В росписи другой церкви в пригороде Новгорода –церкви Спаса на Ковалеве, исполненной в 80-е годы, приняли участие южнобалканские, в основном сербские мастера (церковь была разрушена во время войны, она собрана буквально из пыли и щебня учеными-подвижниками, сейчас живопись частично восстановлена). По сравнению с феофановскими или волотовскими росписи этой церкви более сухи, менее гармоничны по цвету. Резко отличаются от феофановских росписи церкви Рождества Христова на Кладбище – «Успение», «Благовещение». Письмо здесь детальное, тонкое, как в иконописи.
С начала и на протяжении почти всего XIV века в новгородских иконах заметно сильное влияние фресковой живописи. На большой территории Новгородской республики и самого города развиваются разные направления в иконописи – от архаизирующего, в котором сильно влияние народного мироощущения, фольклорная основа, до грекофильского, отражающего черты византийского искусства «Палеологовского ренессанса». Среди этих разнообразных стилей складывается своеобразная новгородская школа иконописи. Лаконичность и простота композиционного решения, точность рисунка крепких коренастых фигур, изображенных на плоскости, чистая, звонкая красочная палитра (яркая киноварь, беспримесный синий и желтый цвета), ясность толкований сюжетов, свойственная новгородцам трезвость мироощущения – характерные черты их иконописания. Так пишут новгородцы своих «избранных святых» – по нескольку фигур сразу строго в фас, чаще всего в рост, но всегда с сурово-неумолимым выражением лиц. Сами эти святые понятны и близки изображавшим их, тесно слиты с их жизнью, пришли к ним из языческих времен: пророк Илья, проливающий на землю дождь; святой Николай («Никола»), покровитель путешествующих, плотников, защитник от извечного зла древоделей-новгородцев – пожара; Власий, Флор, Лавр – «скотьи» святые (Власий – не от языческого ли Велеса, которым в Царьграде клялась дружина Олега?); Параскева Пятница –покровительница торговли, как и Анастасия.
Церковь Успения на Волотовом поле.
Каменная одноглавая кубическая церковь, построена архиепископом Моисеем. Известна уникальными фресками 14 в., предположительно кисти ученика Феофана Грека. Во время Великой Отечественной войны (1941) церковь практически была уничтожена, фрески обрушились. Выдающееся мастерство этих фресок, их близость к произведениям Феофана Грека и к фрескам храма Федора Стратилата в Новгороде были тогда же всеми отмечены. Но вопрос об их авторе и времени возникновения еще дают повод для разногласий. При первом ознакомлении с волотовскими фресками многие были склонны приписать их великому греческому мастеру. Впрочем, тогда уж и раздавались голоса в пользу того, что они были созданы художником-новгородцем. В настоящее время это мнение возобладало.
Что касается датировки фресок, то ее нельзя считать твердо установленной до сих пор. Они могли возникнуть в 1363 году, когда о росписи храма упоминает летопись, но не исключено, что в летописи имеется в виду более древний, архаический по характеру слой фресок, фрагменты которого были в алтаре, тогда как весь цикл возник в 80-х годах, после фресок Феофана в Спасо-Преображенском соборе. Отсутствие датированных памятников новгородской стенописи XIV века затрудняет точную датировку волотовских фресок. На них изображены Иисус Христос, Дева Мария, ангелы, архангелы, апостолы.
- 1.Иконопись X—XIII веков в Древней Руси. Техника, стилист
- 2. Архитектура Киевской Руси.
- 3. Георгиевский собор Юрьева монастыря и Рождественский собор Антониева монастыря в Новгороде.
- 4. Мозаики и фрески Софии Киевской.
- 5. Миниатюра и рукописная графика хi в. («Остромирово Евангелие»).
- 7.Архитектура Владимиро-Суздальского княжества: крепостное и культовое строительство.
- 8.Архитектура Владимира при Андрее Боголюбском.
- 9.Архитектура Новгорода и Пскова хп—хiii вв.
- 10.Художественное убранство церкви Спаса на Нередице — «энциклопедия русской религиозной живописи».
- 11.Особенности новгородской и псковской иконописи домонгольского периода.
- 12. Московский Кремль при Иване Калите.
- 13.Строительство монастырей.
- 14.Культовое и гражданское зодчество в Новгороде хiv-хv вв.
- 15.Расцвет псковской архитектуры.
- 16.Фрески церкви Успения на Волотовом поле. Росписи Спаса на Ковалеве, история воссоздания ансамбля росписей этого храма.
- 17.Творчество Феофана Грека в Новгороде.
- 18.Новгородская икона хiv-хv вв.
- 19.Тверская и ростово-суздальская школы иконописи.
- 20.Московская икона.
- 21.Творчество Андрея Рублева.
- 22.Строительство в Московском Кремле при Иване III.
- 23.Работы псковских строителей в Кремле в хv.
- 24. Шатровое зодчество хvi века.
- 25.Храм Василия Блаженного.
- 26.Дионисий как глава московской живописной школы второй половины хv — начала хvi в.
- 27. Росписи Дионисия и его сыновей в Рождественском соборе Ферапонтова монастыря (1502).
- 28.Появление символико-исторического жанра в иконе хvi в. (икона «Церковь воинствующая»).
- 29.Гражданское зодчество и храмовое строительство хvii в.
- 30. «Московское» («нарышкинское») барокко последней четверти хvii в.
- 31. Изографы Гурий Никитин, Сила Савин, Дмитрий Григорьев-Плеханов. И гравюры на металле.
- 32. «Годуновская» и «строгановская иконы конца хvi — первой трети хvii вв.
- 33. Творчество Прокопия Чирина, Никифора Савина, Назария Истомина и пр.
- 34. «Строгановская» икона
- 35. Творчество Симона Ушакова
- 36. Парсуна хvii в., ее особенности и ее роль в развитии портретного искусства хviii в.