20.Леонардо да Винчи
http://lib.rus.ec/b/103819/read
"Мадонна в скалах"
На этот период приходится творческий расцвет Леонардо-живописца. В "Мадонне в скалах" (1483-94, Лувр; второй вариант - 1487-1511, Национальная галерея, Лондон) излюбленная мастером тончайшая светотень ("сфумато") предстает новым ореолом, который идет на смену средневековым нимбам: это в равной мере и божественно-человеческое, и природное таинство, где скалистый грот, отражая геологические наблюдения Леонардо, играет не меньшую драматическую роль, чем фигуры святых на переднем плане.
"Тайная вечеря"
В трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие Леонардо создает роспись "Тайная вечеря" (1495-97; из-за рискованного эксперимента, на который пошел мастер, применив для фрески масло в смеси с темперой, работа дошла до нас в весьма поврежденном виде). Высокое религиозно-этическое содержание образа, где представлена бурная, разноречивая реакция учеников Христа на его слова о грядущем предательстве, выражено в четких математических закономерностях композиции, властно подчиняющей себе не только нарисованное, но и реальное архитектурное пространство. Ясная сценическая логика мимики и жестов, а также волнующе-парадоксальное, как всегда у Леонардо, сочетание строгой рациональности с неизъяснимой тайной сделали "Тайную вечерю" одним из самых значительных произведений в истории мирового искусства. Занимаясь также архитектурой, Леонардо разрабатывает различные варианты "идеального города" и центрально-купольного храма. Последующие годы мастер проводит в непрестанных переездах (Флоренция - 1500-02, 1503-06, 1507; Мантуя и Венеция - 1500; Милан - 1506, 1507-13; Рим - 1513-16). С 1517 живет во Франции, куда был приглашен королем Франциском I.
Леонардо стал подлинным основоположником стиля Высокого Возрождения. Выдающийся живописец, скульптор, архитектор и теоретик искусства, он непоколебимо верил в силу и мощь человеческого разума, и искусство для него было средством познания тайн природы и законов красоты. Вся его художественная деятельность неразрывно связана с научными изысканиями. В своей книге «Трактат о живописи» он заложил целую программу реалистического искусства, развитую мастерами последующих столетий.
Самым совершенным творением природы Леонардо считал человека. Его идеал – гармонически развитая личность живущая земными интересами и далекая от аскетизма средневековья. Многие картины Леонардо созданы на религиозные сюжеты но трактовались эти сюжеты по-новому. В полных жизни и света творениях великого мастера угадываются земные реальные люди их сложный духовный мир и переживания.
Он глубоко раскрывает целую гамму человеческих чувств и переживаний и в то же время очень цельно гармонично уравновешенно строит всю композицию.
Одно из самых прославленных произведений Леонардо – портрет Моны Лизы («Джоконда», ок. 1503, Лувр, Париж). Необычайная глубина и значительность образа, его одухотворенность сделали этот портрет своеобразным символом эпохи Возрождения.
Леонардо был великолепным рисовальщиком. В своих рисунках он стремился постичь закономерности изображаемого явления. Здесь и многочисленные зарисовки и проекты машин и неведомых аппаратов, и деревья, и цветы, и отдельные ветки, и текущая или стоячая вода, тучи и облака. В рисунках наиболее полно проявилась разносторонность интересов и дарований Леонардо.
Искусство, научные и теоретические исследования Леонардо да Винчи, сама его разносторонняя личность оказали огромное воздействие на все развитие европейской культуры.
- 1.Основная тематика первобытного искусства
- 2.Типы мегалитических построек
- 3.Основные черты древнеегипет.Изобраз.Канона
- 4.Культовая архитектура Древнего царства
- 5.Своеобразие искусства среднего и нового царств.
- 6.Крито-микенский период
- 7.Ордерная система древнегреческого храма.
- 1.1 Дорический ордер
- 8.Ансамбль Акрополя.
- 9.Скульптура классического периода. (идеи,образы,авторы)
- 10.Искусство эпохи эллинизма
- 11.Особенности римской ментальности и их отражение в искусстве.
- 12.Римский скульптурный портрет(ищи в 11.)
- 13.Колизей
- 14.Основные сюжеты и образы ранне-христианского искусства
- 15.Черты романского стиля в архитектуре
- 16.Конструктивное новшество Готитки.Синтез искусств в готическом храме
- 17.Итальянский проторенессанс. Общая хар-ка эпохи Возрождения.
- 18.Искусство эпохи треченто.
- 19.Художники Флоренции эпохи кватроченто.
- 20.Леонардо да Винчи
- 21.Рафаэль Санти
- 22.Микелянджело
- 23.Творчество Джорджоне Тициана
- 24.Северное Возрождение. Худ.Своеобразие.Основные имена.
- 25.Альбрехт Дюрер. Живопись и графика
- 26.Творчество Босха
- 27.Творчество Питера Брейгеля старшего
- 28.Общая хар-ка искусства 17в.
- 29.Итальянская живопись 17века
- 30.Испанская живопись 17века
- 31.Фламанское искусство