22.Микелянджело
Едва ли не главной особенностью мастерства Микельанджело является его необычайная смелость и уверенность в работе. Как скульптор он предпочитал камень, где сделанную ошибку нельзя исправить, как живописец — фреску, где также для исправления неверного рисунка или краски необходимо сбить все вместе с грунтом и делать заново. Тем не менее творчество Микельанджело меньше всего походило на импровизацию. Он весьма тщательно подготавливал своп произведения, разрабатывая прежде всего в рисунке очертания и позы своих фигур, а также все композиционное построение. Отводя рисунку решающее место, Микельанджело следовал традиции художественных мастерских эпохи Возрождения, где с первых десятилетий XV века прочно сложилось убеждение, ставшее одной из основ новой теории, что рисунок является «отцом трех искусств», то есть живописи, скульптуры и архитектуры.
Для того чтобы добиться безукоризненной правильности рисунка, ни в чем не погрешить против анатомии, которую Микельанджело прекрасно знал, он пользовался изготовленными им самим восковыми моделями, ртим моделям он придавал нужные ему позы, причем, пользуясь пластичностью материала, одну и ту же фигуру применял для разных поз. Помещая их в разных положениях, он получал нужные ему ракурсы, запечатлеваемые затем в рисунках.
До нашего времени дошло много рисунков Микельанджело, хранящихся в музеях Италии (Уффици и Музей Буонарроти во Флоренции), Франции (Лувр в Париже), Австрии (Альбертина в Вене), Англии (Британский музей в Лондоне) и ряде других. Хотя все это — лишь часть и, повидимому, не очень большая, всего того, что было создано художником, все же по этим рисункам можно составить себе довольно ясное представление об особенностях техники Микельанджело.
Подобно своим современникам, он применял для рисунков перо, мел, а с начала 1500-х годов также и сангину. Среди сохранившихся рисунков есть и самые беглые наброски композиционных построений, фиксирующие первые замыслы (например, первый вариант росписей потолка Сикстинской капеллы), и рисунки поз и движений с модели или обнаженной натуры, и детальное изучение отдельных частей человеческого тела — руки, ноги, головы. Иногда разные варианты встречаются на одном и том же листе.
Рисунки Микельанджело, даже самые беглые наброски, носят не живописный, а скульптурный характер. В них нет ничего недоговоренного, ничего теряющегося в тенях. Главное в них — не контур, не очертания, а выявление пластической силы и выразительности движений, переданных при помощи четко прорисованных мускулов. Микельанджело не был изобретателем так называемой «сетчатой» техники рисунка, то есть моделировки перекрещивающимися штрихами, но пользовался он ею с юношеских лет, когда копировал фрески Мазаччо, и ввел ее в самое широкое употребление.
Микельанджело работал пером в течение всей своей жизни, но, начиная с росписей потолка Сикстинской капеллы, все больше и все шире пользовался мягкими материалами, дающими широкий штрих, — мелом и сангиной, — не только для набросков поз, голов, отдельных членов человеческого тела, но также для целых композиций и архитектонических проектов. Наряду с техникой перекрещивающихся штрихов Микельанджело в совершенстве владел также техникой близко положенных линий, сливающихся друг с другом и создающих впечатление тонко обработанной поверхности.
Микеланджело до последнего вздоха боготворил человеческую красоту.
http://www.bibliotekar.ru/isk/30.htm
- 1.Основная тематика первобытного искусства
- 2.Типы мегалитических построек
- 3.Основные черты древнеегипет.Изобраз.Канона
- 4.Культовая архитектура Древнего царства
- 5.Своеобразие искусства среднего и нового царств.
- 6.Крито-микенский период
- 7.Ордерная система древнегреческого храма.
- 1.1 Дорический ордер
- 8.Ансамбль Акрополя.
- 9.Скульптура классического периода. (идеи,образы,авторы)
- 10.Искусство эпохи эллинизма
- 11.Особенности римской ментальности и их отражение в искусстве.
- 12.Римский скульптурный портрет(ищи в 11.)
- 13.Колизей
- 14.Основные сюжеты и образы ранне-христианского искусства
- 15.Черты романского стиля в архитектуре
- 16.Конструктивное новшество Готитки.Синтез искусств в готическом храме
- 17.Итальянский проторенессанс. Общая хар-ка эпохи Возрождения.
- 18.Искусство эпохи треченто.
- 19.Художники Флоренции эпохи кватроченто.
- 20.Леонардо да Винчи
- 21.Рафаэль Санти
- 22.Микелянджело
- 23.Творчество Джорджоне Тициана
- 24.Северное Возрождение. Худ.Своеобразие.Основные имена.
- 25.Альбрехт Дюрер. Живопись и графика
- 26.Творчество Босха
- 27.Творчество Питера Брейгеля старшего
- 28.Общая хар-ка искусства 17в.
- 29.Итальянская живопись 17века
- 30.Испанская живопись 17века
- 31.Фламанское искусство