logo
история искусств

1.Основная тематика первобытного искусства

1.Первобытное искусство(Считается от появления человека(2,5 млн лет назад) до становления первой государственности)

Палеолит (древний камень) 2 млн. – 10 тыс. лет до н.э.

Мезолит (средний каменный век) – 10 – 6 тыс. лет до н.э.

Неолит (новый каменный век) – 6 – 2 тыс. лет до н.э. на севере, 8 – 4\5 тыс. лет до н.э. на юге

Энеолит (медный каменный век) – 4-е тыс. дон н.э. – на Юге, сер 5 тыс – в Месопотамии, 4-5 тыс - Египет

Палеолит:

Нижний 2 млн. – 150 тыс. лет до н.э.

Средний 150 – 35 тыс. лет до н.э.

Верхний 35 – 20 тыс. лет до н.э. Аримьяк-Солюьре

35 – 10 тыс. лет до н.э.Мадлен

Ранние формы религии сводятся к 4 ялениям:

  1. Тотемизм- культ животного прародителя

  2. Анемизм- вера в сверхъестественные существа

  3. Фетишизм- вера в особые свойства предметов

  4. Магия- вера в способность человека изменять окружающий мир.

Сознание тогдашнего человека определялось эмоциями и неотделимо от природы.

Ранние виды изображений:

  1. Раны

  2. Меанды(макароны)

  3. Руки

По тематике палеолитическое искусство очень однородно, главный объект изображения- животное(предмет охоты).

Самые ранние изобр. животных- контурные, позже появилась раскраска(монохром, полихром).

В рисунках отсутствует композиция, пропорции соблюдаются только в пределах 1 рисунка, часто случается наложение изображений друг на друга. Распространен рентгеновский стиль(внутри животного рисуется его сердце)

Осн. черты наскальной живописи:

  1. Скудный круг тем(звери, реже человек, да и то схематично)

  2. Пропорции соблюдаются только в пределах 1 изображения

  3. Отсутствие композиции

  4. Суперпозиция(наложение)

Горельеф- техника высокого рельефа

Гратаж- техника глубокого рельефа

Встречается и скульптура- палеолитические Венеры- статуэтки женщин без лица(отсутствие личности)

Начало мезолита связано с окончанием ледникового периода в Европе и вымиранием некоторые видов животных.

Развивается искусство. Найдены многочисленные рисунки людей, животных, растений; скульптура, в отличие от прежних так называемых палеолитических Венер с гипертрофированными вторичными половыми признаками, становятся более сложными, имеются даже изображения фантастических существ (например, «человек-рыба» из Лепенского Вира). Появляются зачатки пиктографии — прототипа рисуночного письма. Возникает музыка и танцы, использовавшиеся во время празднеств и ритуалов. Углубляются языческие религиозные представления.

В палеолите древний художник видел и, соответственно, изображал объект охоты. А в мезолите внимание художника перенеслось на соплеменников. Именно на соплеменников - не на изображение одного человека, а на групповые сцены охоты, преследования, войны. Каждая человеческая фигурка изображена весьма условно, акцент делается на действии, которое она совершает: стреляет из лука, наносит удар копьём, мчится вслед за убегающей добычей. Наскальные изображения мезолита многофигурны. Художник осознаёт себя частью общества, находящегося в постоянном движении, в центре бурлящей жизни. Детали не важны. Важны именно общность, движение - и свидетельство тому наскальные изображения мезолита.

Вступление в неолит приурочивается к переходу культуры от присваивающего (охотники и собиратели) к производящему (земледелие и/или скотоводство) типу хозяйства, а окончание неолита датируется временем появления металлических орудий труда и оружия, то есть началом медного, бронзового или железного века.

В живописи можно заметить некоторые отличия: наскальные изображения теперь исполняются ударной техникой, хотя краска так же имеет место. Скульптура теперь служит главным образом для погребального культа и является его неотъемлемой частью.

Архитектура неолита представлена новым для своего времени явлением— мегалитические постройки(от греч. megas – большой, lithos - камень) Они представляют собой каменные сооружения разной формы.