Примерный перечень вопросов к экзамену
-
Понятия «массовая культура», «элитарная культура», «массовое общество», «народная культура».
-
Массовая культура как явление социокультурной ситуации в России.
-
Сущность и содержание массовой культуры, основные элементы (виды, жанры).
-
Функции массовой культуры. Традиционное и новое.
-
Технологические и социальные предпосылки возникновения феномена массовой культуры.
-
Тенденции развития массовой культуры в России.
-
Популярная музыка как элемент массовой культуры.
-
Кинематограф как элемент массовой культуры.
-
Современное телевидение как основной элемент и инструмент массовой культуры. Основные каналы.
-
Городские праздники. Увеселения и зрелища как элемент массовой культуры.
-
Массовая художественная литература в России.
-
Реклама как элемент массовой культуры.
-
Мировой опыт развития рекламной деятельности.
-
Содержание и особенности рекламной деятельности в России.
-
Особенности реализации рекламной деятельности в Алтайском крае.
-
Механизм морально-правового регулирования рекламной деятельности. Саморегуляция рекламы.
-
Отношение населения к рекламе.
-
СМИ как инструмент массовой культуры.
-
Компьютер как канал распространения массовой культуры.
-
Печатная продукция как канал распространения массовой культуры.
-
Современная индустрия культуры «шоу-бизнеса».
-
Видеопродукция, видеоклипы. Их значение в субкультуре молодежи.
-
Сленг, китч в различных субкультурах.
-
Мода как канал распространения массовой культуры.
-
Коммерциализация культуры и творчество.
-
Массовая культура в западном и отечественном обществознании.
-
Психические основания восприятия массовой культуры различными социально-демографическими группами (теория М. Маклюэна, З. Фрейда, Э. Фромма и др.)
-
Мотивы любви – секса в массовой культуре.
-
Массовая культура и политика.
-
Социально-экономические эффекты развития массовой культуры.
-
Американизация российского кинематографа.
-
Телевидение как механизм манипулятивного воздействия на массовое сознание.
-
Игровой элемент в массовой культуре.
-
Современный российский кинематограф (анализ одного из отечественных фильмов).
-
Динамика массовой культуры в разные периоды советского общества.
-
Культура и язык. Влияние массовой культуры на трансформацию языка.
-
Амбивалентность воздействия массовой культуры на различные социально-демографические группы.
-
Механизм социально-правового регулирования массовой культуры.
-
Функция социализации и инкультурации современной массовой культуры.
-
Трансформирующее влияние массовой культуры на современное образование.
-
Закон о рекламе. Законодательство РФ о средствах массовой информации. Закон о книгопечатании.
-
Механизмы культурной селекции и роль цензуры.
-
Массовая культура как сфера реализации жизненных сил человека.
-
Виталистская социологическая концепция как методологическая основа анализа массовой культуры.
- Л.М. Ануфриева массовая культура
- Содержание
- Введение
- Задачи курса – дать студентам базовые знания о содержании, основных закономерностях и тенденциях социокультурного развития в России.
- Распределение часов курса по темам и видам работ для студентов заочного отделения всех специальностей
- Распределение часов курса по темам и видам работ для студентов дневного отделения специальности «организация работы с молодежью»
- Содержание курса
- Тема 1. Массовая культура как социальное явление.
- Тема 2. Массовая культура как явление социокультурной ситуации в России.
- Тема 3. Механизм и современные технологии распространения массовой культуры.
- Тема 4. Современный кинематограф как элемент массовой культуры.
- Тема 5. Современная индустрия развлечений.
- Тема 6. Реклама как элемент и канал массовой культуры.
- Тема 7. Социальные следствия массовой культуры в российском обществе.
- Тема 8. Социально-правовое регулирования массовой культуры и механизм культурной селекции в России.
- Учебный план курса
- Тема 1. Массовая культура как социальное явление.
- Тема 2. Массовая культура как явление социокультурной ситуации в россии
- Тема 3. Механизм и современные технологии распространения массовой культуры.
- Тема 4. Современный кинематограф как элемент массовой культуры.
- Тема 5. Современная индустрия развлечений
- Тема 6. Реклама как элемент и канал массовой культуры.
- Тема 7. Социальные следствия массовой культуры в российском обществе.
- Тема 8. Социально-правовое регулирование массовой культуры.
- Примерные вопросы для самостоятельной работы
- Примерная тематика рефератов и курсовых работ
- Примерный перечень вопросов к экзамену
- Учебно-методическое обеспечение курса
- 1. Рекомендуемая литература (обязательная)
- 2. Рекомендуемая литература (дополнительная)
- 3. Рекомендуемая литература (художественная)
- Массовая культура
- 656099, Барнаул, ул. Димитрова, 66