logo search
v_02

Основные направления работы

1. Социально-психологическая адаптация

Задачи работы

Формы работы

психолога

Примерное количество часов

Рекомендуемое время проведения мероприятий

Рекомендации куратору

Работа психолога с куратором

Формы работы куратора

1

Знакомство студентов друг с другом, сплочение группы.

Тренинг

Введение в программу групповых занятий по сплочению группы элементов тренинга развития толерантности и межкультурной компетентности

Социально-психологическая диагностика – Социометрия, СПК и др. методики на выбор психолога.

2-4 акад. часа

1-2 часа на 1 замер

Сентябрь-октябрь

1 замер:

конец октября – ноябрь

2 замер:

апрель-май

Беседа психолога с куратором по итогам занятия – общие рекомендации, выработка совместного плана работы.

Формы работы куратора по сплочению группы: групповые вечера (день рождения группы и др.), организация совместного отдыха (посещение музеев университета и города, кинотеатров, театров, выставок; организация спортивных мероприятий – волейбол, баскетбол, посещение катка и т. д.)

2

Информирование студентов и кураторов о работе Центра психологической помощи

Создание и распространение в учебных корпусах и общежитиях студгородка буклетов, объявлений.

Работа со СМИ (психологическая страничка в газете «Якутский

Университет»).

Обновление сайта ЯГУ.

Посещение собраний кураторов в подразделениях, информирование ответственных по воспитательной работе факультетов и институтов.

Проведение тренингов коммуникативной компетентности, лекций для кураторов и ответственных по воспитательной работе факультетов и институтов

Не менее 1 беседы в год на каждом факультете или институте

Сентябрь

В течение учебного года

В течение учебного года

В первом семестре

По плану «Школы кураторов» ОВР или по заявкам подразделений

Информирование кураторов о программах работы ЦПП; о принципах работы психологов: конфиденциальности, анонимности и добровольности.

Раздать буклеты и информационные листы о работе Центра. Рассказать или показать здание, в котором располагается Центр психологической помощи (в ходе ознакомительных экскурсий по территории университета).

3

Психопрофилактика девиантного поведения (в том числе аддиктивного поведения, наркотической и других зависимостей)

Групповые занятия с элементами тренинга «Психологические основы безопасного поведения»

Групповая диагностика - СМИЛ, Шмишек и др . – выявление групп риска с последующей консультацией студентов – по желанию, куратора – в обязательном порядке.

Тренинги ассертивного поведения.

Групповые занятия «Стресс и его профилактика»

Индивидуальные консультации по проблемам зависимостей.

От 2 до 6 акад. часов

Диагностика – 2- 4 часа обработка, написание заключения – по нормативам

От 15 часов

2-6 часов

2 -10 часов

Первую беседу, занятие желательно провести в сентябре

1 срез – сентябрь – октябрь

2 срез – апрель – май. При необходимости промежуточный срез – февраль.

По мере комплектации группы

Ноябрь- декабрь.

Март-май.

Не менее 1 занятия в группе первокурсников

По обращению

Индивидуальные рекомендации студентам, консультативная и коррекционная работа – по запросу студентов.

Написание заключения (групповой портрет в обобщенном виде на основе принципов конфиденциальности и анонимности) .

Разработка рекомендаций для куратора по работе с группой.

Приглашение на кураторские часы сотрудников правоохранительных органов, наркополиции, специалистов

по профилактике алкогольной, табачной и др. видов зависимостей, активистов общественных организаций.

Обеспечение занятости студентов. Организация спортивных мероприятий, регулярных занятий спортом.

4

Психологическая поддержка приезжих студентов:

а) проживающих в общежитии

б) проживающих самостоятельно на съемных квартирах или у родственников

Распространение информационных листов, буклетов в общежитиях студгородка.

Организация и проведение «Дня психолога в общежитиях» (информационная работа, диагностика, консультирование, тренинги).

Групповые занятия с элементами тренинга, тренинги развития коммуникативной компетентности.

Посредничество в разрешении конфликтных ситуаций.

Проведение тренингов коммуникативной компетентности для работников студгородка

Информирование студентов о работе психологов.

Активное вовлечение в групповые формы работы психолога.

Индивидуальное консультирование (по обращению).

Введение в программу групповых занятий по сплочению группы элементов тренинга развития толерантности и межкультурной компетентности

4 часа на одну акцию

От 4 до 20 академических часов

4 часа

Сентябрь – ноябрь

Октябрь – февраль

По мере комплектации группы

По обращению

1 раз в три месяца

В течение учебного года

Информирование кураторов о проведение «Дня психолога» в общежитиях.

Разработка рекомендаций куратору по организации воспитательной работы в группе или с определенными студентами.

По необходимости или запросу куратора: работа по сплочению группы, проведение индивидуальной диагностики и бесед со студентами (на добровольной основе)

Знакомство с правилами проживания в общежитии.

Организация экскурсий по городу, по студгородку. Знакомство с работой студенческой поликлиникой, столовыми, магазинами, другим предприятиям бытового обслуживания. Знакомство с работой профсоюзных и общественных организаций. Установление контакта с комендантом корпуса, посещение общежития.

Привлечение психологов к разрешению конфликтов в комнатах.

Обратить особое внимание на студентов, приехавших из других населенных пунктов и не проживающих в общежитии. Вести за ними педагогическое наблюдение, активно привлекать к участию во всех мероприятиях в группе.

5

Развитие установок толерантного сознания, межкультурной компетентности. Предупреждение вовлечения студентов в деятельность экстремистских организаций.

Введение в программу групповых занятий по сплочению группы элементов тренинга этнической толерантности и межкультурной компетентности.

Тренинг этнической толерантности для студентов

2 часа

16-20 часов

Сентябрь-октябрь

По заявкам или по мере комплектации группы

Диагностика групповых процессов и разработка совместно с куратором плана работы с группой

Проведение общегрупповых мероприятий, направленных на сплочение группы.

6

Индивидуальная поддержка студентов, испытывающих трудности адаптации

Индивидуальная диагностика, коррекционные занятия консультации студентов по их обращению.

Консультации кураторов, педагогов.

Посредничество в разрешении конфликтных ситуаций

От 1 до 10 консульта-ций на одного клиента, 1 консульта-ция - 60 мин, коррекционное занятие, психотерапия – 60-90 мин

В течение учебного года

Рекомендации кураторам и педагогам по поддержке определенных студентов.

Наблюдение за студентами, находящимися в группе риска: из определенных социальных категорий (сироты, представители малочисленных народов Севера, определенных территорий РС (Я)); имеющих трудности в обучении, пропуски; находящихся в подавленном состоянии, имеющих какие-либо конфликты. Своевременное информирование психологов о студентах группы риска

2. Дидактическая адаптация – приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебного процесса, к формам и методам обучения в вузе.

Задачи работы

Формы работы

психолога

Примерное количество часов

Рекомендуемое время проведения мероприятий

Рекомендации куратору

Работа психолога с куратором

Формы работы куратора

1

Развитие навыков самоорганизации (планирование своей деятельности, анализ и коррекция индивидуального стиля учебной деятельности)

Практические занятия

Диагностика (групповая и индивидуальная)

Индивидуальные консультации

Тренинг «Тайм-менеджмент»

4-6 акад. часа

По нормативам

2-6 часов

12-16 часов

Первые занятия: сентябрь-октябрь

Декабрь

Апрель-май

По обращению

По мере комплектации группы

Рекомендации куратору по работе с группой по результатам диагностики

Ознакомить студентов с основными формами и методами обучения в вузе, с требованиями преподавателей.

2

Развитие навыков публичного выступления

Тренинг «Публичное выступление»

12-20 часов

Ноябрь-декабрь

Апрель (по запросу или по мере комплектации группы)

Рекомендации куратору по работе с группой по результатам диагностики

Проведение круглых столов, дискуссий, организация обсуждения спектаклей, фильмов, совместно посещенных группой. Приглашение специалистов по риторике, логики.

3

Развитие и формирование умений и навыков учебной деятельности

Практические занятия «Как лучше запоминать?»

«Как быть внимательным на лекции?»

и др.

Диагностика познавательной сферы

Психокоррекционная работа

4-16 акад. часов

По нормативам

По нормативам

Сентябрь-ноябрь

По необходимости – в течение учебного года

По обращению

В течение года по обращению

Рекомендации куратору по работе с группой по результатам диагностики. При необходимости – разработка плана психокоррекционной работы с группой или отдельными студентами

Организация экскурсий в библиотеку, компьютерные классы; консультации специалистов –библиотекарей, администраторов.

Проведение конкурсов «Лучший конспект лекции», «Лучший конспект первоисточника»

4

Активизация познавательной активности студентов, побуждение к учебной деятельности, содействие личностному и профессиональному самоопределению

Мотивационный тренинг.

Тренинг личностного роста.

Профконсультирование.

Профтренинг «Моя профессия»

Диагностика мотивационной сферы студентов

От 14 акад.

часов

4 часа

4-10 часов

2 семестр.

По заявкам и по мере комплектации группы.

По обращению студентов

По обращению

По заявкам кураторов

Анализ мотивации студентов, выработка рекомендаций на основе обобщенных результатов по организации учебно-воспитательного

процесса в группе

Проведение бесед и вечеров «Моя профессия», встречи со специалистами и бывшими выпускниками, посещение лабораторий, кафедр, экскурсии на производство