logo
v_02

Краткий психолого – педагогический глоссарий

Адаптация – это процесс изменения характера связей, отношений студента к содержанию и организации учебного процесса в учебном заведении.

Алкоголизм – прогридиентное заболевание, связанное с патологическим влечением к спиртным напиткам.

Аддиктивное поведение – это нарушение поведения, возникающее в результате злоупотребления различными веществами, изменяющими психическое состояние человека, включая алкоголь и табак, до того момента, когда фиксируется факт психической и физической зависимости.

Ассертивное поведение – это уверенное, неагрессивное поведение, когда человек четко осазнает собственные права и цели, но при этом так же учитывает права и цели других людей.

Асоциальное поведение – это поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний.

Аналитико-диагностическая функция обеспечивает знакомство куратора со своей группой, она содержит формы, методы и приемы изучения личности студента; позволяет отследить показатели результативности взаимодействия. Для этого куратором используется различный диагностический инструментарий: "Тест Шмишека" (о наличии акцентуированных черт характера), тест "Дом. Дерево. Человек", "Исследование тревожности" (Ч. Спилберга), опросник Айзенка, позволяющий выявить особенности темперамента личности, "Социометрия" (выявление лидеров и отвергнутых в группе). Различного рода педагогические анкеты, вопросники помогают куратору студенческой группы более эффективно организовывать работу со студентами, снять имеющие проблемы, помочь в преодолении трудностей.

Воспитание – это целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности определенных общностей. В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты; учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации, религиозные институты, общественные организации и др.

Дискомфорт – нарушение или отсутствие комфорта.

Депрессия – психическое расстройство: тоскливое, подавленное настроение с сознанием собственной никчемности, пессимизмом, однообразием представлений, снижением побуждений, заторможенностью движений, различными соматическими нарушениями.

Девиантное поведение — это совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. К основным видам девиантного поведения, относятся, прежде всего преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция.

Компетентность коммуникативная - Компетентность коммуникативная [лат. competens — надлежащий, способный] — способность устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми. В состав компетентности включают некоторую совокупность знаний, умений, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативного процесса. К. к. рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного воздействия. Коммуникативный акт включает в себя анализ и оценку ситуации, формирование цели и операционального состава действия, реализацию плана или его коррекцию, оценку эффективности.

Куратор академической группы – наставник, воспитатель студенческого коллектива группы. Он является представителем администрации университета и факультета в закрепленной учебной группе и выступает доверенным лицом группы перед администрацией.

Наркопост – общественный орган, проводивший комплексную профилактическую работу в образовательном учреждении для выработки навыков здорового образа жизни и формирования устойчивого нравственно-психологического неприятия употребления психоактивных веществ.

Наркотики - это вещества (или лекарственные средства), оказывающие специфическое воздействие на нервную систему и весь организм человека, вызывающие расстройства психики (изменение эмоционального состояния, нарушения сознания, галлюцинации, бред и др.) и официально отнесенные к списку наркотических средств.

Наркомания – это болезненное влечение, возникающее в связи с употреблением наркотических веществ.

Научно-методическая функция в деятельности куратора является очень важной, так как решает задачи становления личности студента в педагога-профессионала, используя в своем арсенале огромный методический комплекс. Куратор помогает студентам в изучении личностных особенностей, собирая и накапливая необходимые сведения, которые помогают куратору в эффективной деятельности: фамилия, имя, отчество, год рождения, социальное положение, адрес проживания семьи, место работы родителей, адрес проживания студента в период учебы, школа, в которой обучался студент до поступления в ВУЗ, перечень общественных поручений, материальная обеспеченность, участие в научно-исследовательской и кружковой работе, приоритетные досуговые интересы. Методическая работа куратора включает совместную разработку групповых мероприятий, знакомит с методикой проведения воспитательных дел, внедряет инновационные технологии воспитательной работы; дает студентам методические рекомендации по самовоспитанию, самообразованию, организации и проведению свободного времени.

Организационно-воспитательная функция куратора студенческой группы связана с насущными проблемами воспитания личности будущего специалиста, гражданина, семьянина.

Психическая зависимость – это болезненное стремление (влечение) непрерявно или периодически принимать наркогенный препарат с тем, чтобы вновь испытывать определенные ощущения либо снимать явления психического дискомфорта.

Социально-педагогическая функция куратора предполагает воспитание уважительного отношения к профессии педагога, формирует ответственное отношение к учебной деятельности. Куратор осуществляет контроль за пропусками учебных занятий студентами, помогает в организации приоритетных направлений научно - исследовательской работы, развивает интерес к выбранной профессии; вырабатывает и координирует деятельность по реализации единых педагогических требований к студентам, организует участие студентов в важных учебных делах факультета и института - в олимпиадах, конкурсах, научных КВНах, студенческих проектах.

Социальная адаптация – процесс взаимодействия личности или социальной группы со средой социальной. Включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также изменение, преобразование среды в соответствии с новыми и целями деятельности.

Социальное самочувствие студентов – это степень удовлетворения его социальных потребностей, которые в свою очередь, являются производными от существующей в обществе системы социальных благ, их производства и распределения

Стресс – состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий соматические нарушения.

Токсикомания- это болезненное состояние, возникающее в связи с употреблением лекарственных и других веществ, не отнесенных к наркотическим.

Физическая независимость- это состояние особой перестройки всей жизнедеятельности человека в связи с систематически употреблением наркотических препаратов.

Экстремизм – приверженность к крайним взглядам, мерам (обычно в политике).

Экзамен  — наиболее распространённая оценка знаний человека. Отличительной чертой экзаменов является то, что они проводятся редко, между экзаменационными сессиями не бывает меньше двух месяцев.

.