Колорит в живописи
(итал. colorito, от лат. color — краска, цвет) — общая эстетическая оценка цветовых качеств произведения искусства, характер цветовых элементов изображения, их взаимосвязи, согласованности цветов и оттенков. Колорит в живописи – это «характер взаимосвязи всех цветовых элементов произведения, его цветовой, строй как одно из средств правдивого и выразительного изображения действительности».
КОМПОЗИЦИЯ (лат. compositio — составление, связывание) — построение художественного произведения, обусловленное спецификой вида искусства, содержанием, назначением произведения и замыслом художника. К. — важнейший структурный принцип произведения, организующий взаимное расположение его частей, их соподчинение друг другу и целому, что придает произведению единство, цельность и завершенность. Закономерности, лежащие в основе К., определяются специфическими особенностями того или иного вида искусства, нормами стиля. К. — важнейший элемент стиля, содержащий в себе его определяющие признаки. К. обладает сложной структурой, определяемой в каждом виде искусства своими факторами (в живописи — сюжет, способ передачи пространственных и временных отношений, точка зрения и т. д.). К. активно взаимодействует с другими закономерностями вида искусства (в скульптуре моделировка, анатомия пластическая, в живописи колорит, светотень и т. д.).
КОМПОНОВКА (нем.Komponieren — составление, сочинение) — практическая часть работы над композицией: смысловое, пространственное и декоративное размещение фигур, предметов, пейзажных или неизобразительных мотивов, знаков и т. д. Как правило, К. связана с работой над композиционным эскизом.
КОНТРАПОСТ (фр. contraposte, от ит. contrapposto, букв. — противоположность, противопоставление) — в изобразительном искусстве контрастное расположение симметричных или противостоящих друг другу частей человеческого тела (рук, ног, верхней и нижней половины тела). Прием К., введенный в 16 в. Микеланджело и другими художниками, придает фигуре напряженность, сложное движение, подчеркивает ее трехмерность. Ср. Хиазм.
КОНТРАСТ (фр. contraste — резкое различие, противоположность) — один из приемов в творчестве художника, архитектора, позволяющий добиваться противопоставления и взаимного усиления двух соотносящихся качеств. К. — одно из важных выразительных средств пластических искусств, связанных с психологией восприятия произведения. Важную роль играет К. объемов, пространств, вертикалей и горизонталей в архитектонике, композиции зданий, сооружений, художественных произведений. Цветовые и светотеневые К. являются средством моделировки объемной формы или выражения пространственных отношений. К. по их природе и назначению многообразны: они способствуют выявлению существенного, подчеркивают характерные свойства и особенности, усиливают экспрессивность и пластичность целого.
КОНТУР (фр. contour, от ит. contorno) — очертание, линия, очерчивающая общую форму предмета или его детали. К.— одно из средств художественной выразительности, имеющее как самостоятельное значение (напр., контурный рисунок, т. е. выполненный одной линией, определяющей внешнюю форму предмета, не нуждающийся в дополнительной разработке формы штриховкой или раскраской), так и вспомогательное (в предварительном наброске композиции, в картоне для монументальной живописи и т. п.). Контурная вазопись известна в 7—6 вв. до н. э Ср. Абрис, Силуэт.
КРАСКИ — жидкие, тестообразные или твердые вещества и составы, обладающие чистотой и ровностью цветового тона, хорошей окрашивающей способностью и устойчивостью к физическим и химическим воздействиям. Цветовая основа К. — порошкообразные сухие пигменты, качество которых зависит от тонкости помола. Связующие вещества определяют отличительные свойства К. в различных видах живописной техники (см. Масляная живопись, Акварель, Темпера, Гуашь, Клеевая живопись, Пастель, Восковая живопись). По химическому составу К. разделяются на минеральные (неорганические соли или окислы металлов) и органические (сложные соединения, в основном растительного и животного происхождения); и те и другие могут быть естественными и искусственными. Кроющими, или корпусными, называют непросвечивающие К. со значительной способностью отражения; К., пропускающие свет в сравнительно тонком слое, называются прозрачными и полупрозрачными, а также лессировочными (см. Лессировка). Водяными К. обычно называют акварель. Известно свыше полутораста К. для живописи, в т. ч. белила цинковые, свинцовые, стронциановая желтая, кадмий, хром, охра, сиена, умбра, киноварь красная, крапплаки, киноварь зеленая, изумрудная зелень, кобальт, ультрамарин, жженая слоновая кость.
КРОКИ
(фр. croquis — легкий, суммарный набросок) — быстрая зарисовка, чаще всего с натуры, фиксация композиционного замысла средствами рисунка К. используются в процессе творчества живописцами, графиками, скульпторами. К. иногда бывают подготовкой эскиза или играют роль эскиза.
КРУГЛАЯ СКУЛЬПТУРА — один из двух основных видов искусства скульптуры, в отличие от рельефа ее произведения могут восприниматься при круговом обходе с разных точек зрения.
ЛЕССИРОВКА (нем. Lasierung, букв. — покрытие глазурью) — прием живописной техники: нанесение тонких слоев прозрачных и полупрозрачных красок поверх просохшего плотного слоя. Л. позволяет изменить, усилить или ослабить цветовые тона, достигнуть легкости и звучности тона, обогатить колорит, придать ему большее единство и гармонию.
- 2) Наряду с бумагой и холстом материал для графики и живописи.
- Колорит в живописи
- Линейная перспектива
- Натюрморт
- Палитра
- 2) Перечень красок, которыми пользуется художник.
- 2) Перечень красок, которыми пользуется художник.
- Световые отношения
- 2) Разновидность графической техники: изображение фигур и предметов сплошным, преимущественно черным, пятном с островыразительными контурами.
- Скульптура