logo search
Гл

7.1. Проблемы координации выставочной деятельности

С исключением из «Народно-хозяйственного плана СССР на 1991 г.» статьи «Выставки достижений народного хозяйства» выставочно-ярмарочная деятельность как объект управления почти на пять лет выпала из поля внимания государственных органов. Поло­жившись на регулирующую роль рынка, Совет Министров СССР отправил 115 республиканских, краевых, областных и местных вы­ставок достижений народного хозяйства (ВДНХ), а также выставок достижений агропромышленного комплекса (ВД АПК) в «самостоя­тельное плавание». Распад СССР и «дикий рынок» по-своему рас­порядились судьбой этих выставочных центров. К 1992 г. в Россий­ской Федерации большинства из них просто не стало, а оставшие­ся, как ВДНХ СССР, поменяли статус. Количество выставок и яр­марок на бывшей территории СССР к 1992 г. сократилось по срав­нению с серединой 80-х годов в 12—13 раз. Но их уже делали новые частные и корпоративные выставочные организации. К 1995 г. на рынке выставочных услуг отчаянно боролись за выживание в своем секторе уже около 200 коммерческих выставочных организаций.

Для разрешения конфликтов в условиях конкуренции и направ­ления выставочно-ярмарочной деятельности в цивилизованное рус­ло потребовались новые нормативно-правовые рычаги ее регулиро­вания, дополнительные ресурсы и усилия. Но государство уже не может, как прежде, централизованно управлять выставочно-ярмарочной деятельностью, и поэтому предпринимает только эле­ментарные меры по ее регулированию и координации.

Регулирование осуществляется через инструктивные письма и включение специальных статей в законодательные акты по рекламе, бухгалтерскому учету и отчетности, налогообложению, таможенным операциям и т.п.

Координация — поиск, выработка и согласование рекоменда­ций для добровольного исполнения — занимает доминирующее ме­сто. На федеральном уровне в роли координаторов первыми высту­пили общественные организации: ТПП РФ И МСВЯ (бывший Со­юз выставок и ярмарок). На межправительственном уровне создает­ся Межгосударственный совет по координации выставочно-ярмарочной деятельности стран СНГ. На региональном уровне для координации ВЯД создаются советы и комитеты. Первым был соз­дан «Комитет по координации выставочно-ярмарочной деятельно­сти в Москве» при Правительстве г. Москвы. А сегодня уже в большинстве краев и областей РФ действуют координационные советы, комитеты и комиссии, осуществляющие целый комплекс мероприятий по упорядочению выставочного дела, по предотвра­щению недобросовестной конкуренции и содействию его развитию в регионах.

К началу 2005 г. некоторые острые проблемы постепенно уда­лось разрешить, но координация выставочно-ярмарочной деятель­ности по-прежнему оставляет желать лучшего. По целому ряду при­чин, и, в первую очередь, из-за недостатка выставочных площадей, выставочным организациям не всегда удается согласовать между собой выставочные программы и проведение отдельных мероприя­тий во времени и пространстве. Поэтому до сих пор наблюдаются случаи жесткой борьбы за право проведения выставок в действую­щих комплексах или когда в одном городе в одно и то же время могут проходить сразу несколько одинаковых выставок.

В отличие от России, за границей уже найдены способы ней­трализации подобных ситуаций. В Италии, например, декретом президента давно установлено, что интервал между двумя однотип­ными выставками в одном городе не может быть менее 15 дней. На министерство промышленности Италии в соответствии со ст. 6 «За­кона о выставочном секторе» от 11 января 2001 г. возложен кон­троль соблюдения определенных требований, чтобы избежать сов­падения сроков проведения международных и национальных вы­ставок одного и того же экономического сектора. А регулирование выставочных мероприятий местного уровня в соответствии со ст. 4 того же закона находятся в ведении муниципалитетов.

В России ничего подобного пока нет, а между собой выставоч­ные организации часто не могут договориться, кому лучше сменить тематику или название, кому перенести выставку на другое время или объединиться с кем-то в одно общее мероприятие. Перекройка планов — очень болезненный процесс для самих выставочных цен­тров. Но еще болезненнее отмену или переносы сроков выставок переживают участники мероприятий, часто не имеющие возможно­сти скорректировать свои производственные планы и вынужденные отказываться от участия в новые сроки или нести непредвиденные дополнительные расходы. Поэтому необходимость в координации и потребность в координирующих выставочную деятельность органах становится все острее.

В конце 2000 г. обострилась конкуренция между выставочными организациями, уже занявшими на рынке выставочных услуг опре­деленное место, и торгово-промышленными палатами, еще только выходящими на этот рынок. При попустительстве местных властей или при их покровительстве местные и региональные ТПП стали в срочном порядке создавать выставочные службы и недобросовест­ными методами захватывать уже обкатанную другими организация­ми тематику выставок или просто присваивать себе названия, уже получивших признание выставок, вытеснять действующие органи­зации с занимаемых ими позиций. Проблема экспансии местных ТПП на выставочный рынок стала предметом разбирательства в Комитете по выставочно-ярмарочной деятельности и поддержке товаропроизводителей ТПП РФ, в МСВЯ, в Комиссии по выста­вочно-ярмарочной деятельности Правительства РФ и других орга­низациях. Одновременно накапливался опыт по согласованию и урегулированию возникающих проблем у самих выставочных орга­низаций.

Пример решения спорных вопросов мирным путем продемон­стрировали организаторы выставок «Экспоком» и «Связь» в Моск­ве. Их устроители только умножили свои ресурсы и усилия, объе­динившись в одну выставку «Связь-Экспоком». И сегодня это одна из самых привлекательных выставок России.

Если в Москве выставочникам удается урегулировать или пре­дотвратить основную массу конфликтных ситуаций, то в других го­родах это делать оказалось много труднее. О насущных проблемах координации выставочной деятельности на периферии красноречи­во свидетельствует генеральный директор выставочной компании «Южно-Российский Экспоцентр» О. Захарова (Пора зарывать тома­гавки. Выставочные и презентационные технологии. — № 2. — 2003. - С. 7-8):

«Возьмем, — пишет она, — в качестве примера центр деловой и выставочной активности Ростовской области город — Ростов-на-Дону'. Здесь вот уже несколько лет подряд десяток выставочных фирм расталкивают друг друга, пытаясь урвать кусок «выставочно­го пирога» пожирнее, не заботясь ни о последствиях, ни о каких бы то ни было перспективах. Состав участников споров периоди­чески меняется. Конечно же, основной удар принимают на себя наиболее крупные и авторитетные компании, которым, с одной стороны, есть, что терять, с другой, — их не так то просто выбить из седла. Методы конкурентной борьбы выставочных фирм и компаний становятся все более вульгарными. Если еще несколько лет назад начинающие конкуренты просто «заимствовали» чужую тему для своей выставки, напуская дыма и делая массу ложных выпадов, создавая впечатление, что это, хотя и похожая, но все таки новая выставка, то сегодня в большинстве своем они посту­пают иначе: проще и примитивнее, а значит — жестче.

Общественностью безуспешно разбирался в 2003 г. конфликт между Центром маркетинга «Экспо-Хлеб» и молодой выставочной компанией «Выгода». Прецедент был инициирован Ассоциацией «Мясмолпром» совместно с «Союзом производителей мороженого», учредителями этой компании. Они заключили с павильоном № 57 ВВЦ договор на проведение компанией «Выгода» выставки «Моро-женое-2003» за несколько дней до открытия в том же павильоне 10-й юбилейной выставки «Мороженое. Замороженные продукты. Индустрия холода-2003» Центра маркетинга «Экспо-Хлеб». И хотя экспертами Гильдии выставочных организаций МТПП, Министер­ством по антимонопольной политике РФ и других организаций конфликтующим сторонам предлагалось протянуть друг другу руки, и к выгоде обеих сторон провести одну большую выставку, прими­рение не состоялось. Выставки прошли одна за другой в одном и том же павильоне и обе стороны понесли существенные материаль­ные и моральные потери. Таких случаев может быть все больше и больше, если законодательно или на основе общественного догово­ра не будет установлен определенный порядок поведения конкури­рующих сторон. Существенные шаги в этом направлении уже сде­лала ТПП Российской Федерации, утвердившая в 2003 г. «Положе­ние о патронаже выставочно-ярмарочных мероприятий», и Гильдия выставочных организаций Московской торгово-промышленной па­латы, принявшая в 2004 г. «Кодекс профессиональной этики» для выставочных организаций, действующих на московском рынке вы­ставочно-ярмарочных услуг.

Патронаж выставочно-ярмарочных мероприятий — это сово­купность мер, обеспечивающих официальную поддержку ТПП РФ выставочно-ярмарочным мероприятиям, проводимым в интересах развития и повышения эффективности экономики Российской Федерации. (Экспо курьер. — 2003 г. — № 2. — С. 86—88). Поло­жение устанавливает приоритетные организации, определяет для них формы патронажа и четко регламентирует взаимодействие его субъектов.

Кодекс профессиональной этики — свод правил этического осуще­ствления выставочной деятельности и добросовестной конкуренции в выставочном бизнесе, обязательства соблюдать которые доброволь­но принимают на себя выставочные организации — члены Гильдии выставочных организаций Московской торгово-промышленной па­латы. (Экспо курьер. — 2004 г. — № 3. — С. 58—60). Присоединиться к этому Кодексу может любая выставочная организация, независимо от ее членства в Гильдии выставочных организаций МТПП. Присое­динение к Кодексу осуществляется путем его подписания уполномо­ченным представителем выставочной организации.

Оба документа уже введены в действие и начинают оказывать существенное влияние на «климат» в выставочном предпринима­тельстве. В целом взаимоотношения между отечественными выста­вочными организациями в последнее время улучшились, но они еще далеки от идеальных. Предметом особого беспокойства коор­динирующих органов остается практика организации выставок ино­странными фирмами на территории России.

Для успешного регулирования и эффективной координации выставочно-ярмарочной деятельности необходимо устранить ряд не­решенных вопросов. И главный из них — отсутствие законодатель­ного акта прямого действия, позволяющего это делать на законных основаниях, из-за чего многие вопросы по выставкам в стране ре­гулируются отдельными решениями Правительства РФ, федераль­ных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Кроме того, на качестве и эффективности координации выставочной деятельности отрица­тельно сказывается отсутствие механизма обеспечения равных пра­вил игры участникам данной сферы предпринимательства и отсут­ствие существенной финансовой поддержки выставочных меро­приятий государством. Многие из этих вопросов могли бы быть успешно разрешены при своевременном принятии закона о выставочно-ярмарочной деятельности в РФ.

Первейшей целью будущего закона о выставочно-ярмарочной деятельности должно стать формирование нормативно-правовой базы для реализации «Концепции развития выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации»; определение правовых отношений между участниками рынка выставочных ус­луг, не отраженных в действующих правовых актах; формирование правового механизма защиты от недобросовестной конкуренции в этой сфере и т.п. Будущий закон должен систематизировать и уре­гулировать:

• основные понятия и термины выставочно-ярмарочной дея­тельности, определить ее участников, их права и обязанности;

• основы государственного контроля и регулирования выста­вочно-ярмарочной деятельности и права общественных объе­динений в этой сфере;

• правовые основы формирования единой государственной стратегии и системы координации выставочно-ярмарочной деятельности;

• комплекс вопросов, связанных с участием Российской Феде­рации во всемирных, международных отраслевых и межот­раслевых торгово-промышленных выставках, специализиро­ванных ярмарках и коллективных экспозициях, проводимых за рубежом;

• комплекс вопросов, связанных с организацией российских национальных выставок за границей;

• создание механизма обеспечения организационно-технической, информационной и финансовой поддержки выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации;

• порядок и стимулы привлечения инвестиций для реализации приоритетных направлений Концепции развития выставочно-ярмарочной деятельности в стране;

• формирование «прозрачной» системы использования средств, выделяемых из федерального бюджета на финансирование выставочно-ярмарочной деятельности;

• порядок реализации международных обязательств, вытекаю­щих из Парижской конвенции 1928 г. о международных вы­ставках, а также других соглашений, подписанных Российской Федерацией с зарубежными странами по данным вопросам;

До принятия Федерального Закона «О выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации» предстоит большая теоре­тическая, юридическая и редакционная проработка выдвинутых положений, проведение проекта через российский парламент и ут­верждение его Президентом России.