Достижения промышленного дизайна Советского Союза в первой половине 20 в.
В 1920 году был создан первый русский трактор инженера Я. Мамина. Конструкция его была предельно проста, управление отличалось исключительной легкостью, любой малограмотный крестьянин мог им овладеть.
В 1924 г. был создан первый в мире тепловоз инженером Я. Гаккелем. Накрытый внешним «кожухом», он внешне значительно отличался от паровоза, обладая более обтекаемыми формами, послужил прообразом будущих локомотивов и автобусов. Кабина машиниста была более тепло- и шумозащищенной, с лучшим обзором, чем на паравозе. Позднее, в тридцатых годах, технический уровень железнодорожной отрасли был сравнительно высоким, проектировались новые типв паровозов, тепловозов, электровозов.
В 30-е годы в Советском Союзе резко разошлись пути проектирования промышленной продукции и искусства. Выпускники ВХУТЕИНа, уже расформированного, находили работу только в мебельной промышленности. Можно говорить об инженерном проектировании с элементами дизайнерского подхода, что было наиболее характерно для транспортного машиностроения: паровозы, самолеты.
Уникальным объектом комплексного архитектурно-дизайнерского проектирования стал Московский метрополитен, с самого начала задуманного как единый архитектурно-транспортный комплекс. Лозунгом всех работавших над проектом стало: «Максимум безопасности движения! Максимум удобства для пассажиров! Максимум красоты!..». Во второй половине тридцатых годов изменилась конструкция вагонов наземного электротранспорта, по примеру вагонов метро были введены автоматические двери, мягкие сиденья и т.п.
В тридцатые годы – время всемирной поэтизации воздушных кораблей и скоростей – идеи обтекаемости стали проникать в транспортную технику. Это отразилось в новом облике автомобилей, троллейбусов, паровозов. Это проявилось в выпущенном в середине 30-х годов мощном локомотиве «ИС», например. Мягкие, плавные формы улучшили аэродинамические качества машин, позволили увеличить скорость.
Моделям автомобилей тридцатых годов были характерны обтекаемая каплевидная форма, крылья, поглощенные корпусом, исчезли подножки. Таким был автомобиль «Победа», проект которого был отработан художником В. Самойловым в 1943 г.
Дизайнерское движение рождалось разрозненно и стихийно. Условий для создания обобщенной научной теории не было, а отсутствие теории не позволяло организовать работу дизайнеров. В тридцатые годы конструирование развивалось лишь благодаря энтузиазму отдельных архитекторов, художников, инженеров.
В послевоенные годы дизайн начал внедряться в проектирование предметной среды. В феврале 1945 г. были вновь открыты художественно-промышленные училища в Москве (на базе б. Строгановского) и в Ленинграде (б. Штиглица). Через десять лет эти учебные заведения, став уже высшими, начали подготовку художников-конструкторов, благодаря настойчивости профессоров И. А. Вакса, 3. Н. Быкова, А. Е. Короткевича и других.
В декабре 1945 г. при Наркомате транспортного машиностроения было создано Архитектурно-художественное бюро (АХБ). Бюро вело работы по отделке пассажирских вагонов, в области судостроения, разрабатывалась методика сотрудничества художников-архитекторов и конструкторов. Позже подобные организации были внедрены в других отраслях промышленности и народного хозяйства.
- Особенности египетского стиля.
- 3 Типа колонн – лотосовидная , папирусовидная и гаторическая.
- Особенности античного искусства.
- Античный стиль
- Строительные особенности
- Характерные черты
- Типы сооружений
- Особенности Готического стиля
- Строительные особенности стиля готика
- Характерные черты стиля готика
- Барокко в интерьере
- Стиль Рококо
- Историческая характеристика стиля классицизм
- Типы сооружений стиля классицизм
- Эстетика Джона Рескина против машинной техники
- Уильям Моррис - основатель движения эстетики промышленной вещи
- Дизайнерская деятельность Земпера
- Первый дизайнер Петер Беренс
- Архитектурный стиль в машиностроении XIX века
- «Баухауз»- первая школа художественного конструирования.
- Реформы художественного образования в Советской России: вхутемас.
- Достижения промышленного дизайна Советского Союза в первой половине 20 в.
- Особенности Функционализма в архитектуре и интерьера.
- Развитие коммерческого дизайна. Стафф – дизайн
- Особенности дизайнерской деятельности в сша в хх веке
- Особенности дизайнерской деятельности в Японии хх века
- Особенности дизайнерской деятельности в Советском Союзе во второй половине XX веке
- Современные тенденции в дизайнерском проектировании
- Отличительные признаки стиля Поп –арт.
- Особенности стиля Оп- арта.
- Отличительные признаки стиля минимализм.
- Особенности стиля Хай-тек.
- Определение понятия «дизайн» и его история.
- Значение ремесла и промышленности в развитии дизайна.
- Первая Всемирная выставка в Лондоне 1851 года и Хрустальный дворец.
- Значение ремесла в развитие российского дизайна 19 столетия.
- Характерные особенности мастеров , работающих в стиле модерн.
- Особенности силуэтов предметов стиля Модерн.
- Облик и детали, характерные для жилых зданий на примере парадной столовой и кабинета стиля Модерн.
- История дизайна и области дизайна.
- «Первые шаги» 1750-1800 гг в истории дизайна.
- История дизайна : у истоков дизайна. 1800-1900 гг.
- Дизайн конструктивизма (характерные черты).