logo search
v_02

Самоорганизация учебной деятельности студентов

Десяткина З. Р. , психолог 1 категории ЦПП

Вступление в студенческую жизнь для вчерашних школьников является выходом на качественно новый этап жизни. Возрастает самостоятельность, расширяется круг социальных контактов и отношений, существенно меняется сфера деятельности.

От того как происходит переход от школьной жизни к студенческой, зависит эффективность дальнейшего обучения и физическое состояние первокурсников. Изменение привычной обстановки, новые преподаватели с новыми требованиями, большой объем материала… вчерашний школьник может просто растеряться. Зачастую даже такой фактор, как неумение записывать лекции, может привести к тому, что студент потеряет интерес к учебе и махнет на все рукой.

Здесь необходима хорошая работа куратора. Его задачей является обеспечение успешного учебного процесса студентов, начальная организация учебной деятельности.

Самоорганизация – это организация собственной деятельности, в данном случае учебной.

Основные формы организации учебного процесса в вузе: лекции, семинары, практические и лабораторные занятия и др. Значительное количество часов отводится на самостоятельную работу студентов. Всё это требует самоорганизации студентов, способности реализовать свои возможности.

Вот некоторые общие рекомендации, которые кураторы могут предложить студентам по организации своих занятий.

Постоянно закрепляйте пройденный материал.

Большую часть информации в процессе обучения в вузе студент получает в форме лекций. Студенты обычно не успевают все запомнить и записать, так как в большом объеме материала не могут вычленить главное, не могут структурировать даваемую информацию. Да и сами преподаватели, порой, не пытаются довести до студентов основные понятия.

Ниже даны рекомендации при записи лекций, которые Вы можете дать своим студентам:

Задача куратора – довести до студентов-первокурсников основные отличия организации учебного процесса в вузе от школьного обучения, а так же специфику требований подготовки к семинарским и практическим занятиям на факультетах и в институтах.

Вопросы организации времени актуальны не только для студентов – это проблема всего человечества. Режим – это общая организация своего личного времени. Составление режима является первым этапом регулирования времени. Мудрость режима состоит в том, что человек, следующий режиму, ничего не упустит и не забудет, он получает уверенность в том, что для всего выделено время.

Режим совершенно необходим еще и потому, что ритмичность жизни обеспечивает высокую работоспособность. Ведь известно, что людям с высокой работоспособностью присуще упорядоченность и систематичность режима.

Для высокой работоспособности необходимо не только некоторое единообразие, повторяемость распорядка дня, но и согласованность этого распорядка с ритмами человека.

Известно, что в течение суток физическая и умственная работоспособность человека неодинаково. В литературе о биоритмах, людей с более ярко выраженным утренним пиком работоспособности называют «жаворонками», а людей с вечерним пиком – «совами».

Жаворонки рано встают, быстро включаются в работу в утренние часы. Совы же лучше чувствуют себя и более интенсивно работают во второй половине дня.

Учитывая собственный биоритм можно повысить свою работоспособность и здоровье.

Многие студенты склонны откладывать срочные дела, которые необходимо делать тотчас же. «Промедление» порождается разными причинами, но чаще всего из-за боязни браться за сложные дела или из-за того, что дело представляется неприятным. Последствия, которые возникают в подобных случаях, на данном этапе мало кого интересуют.

Некоторые рекомендации:

Даже такие простые решения помогают избавиться от лени.

Кураторы могут использовать в своей работе приведенный ниже тест по эффективности используемого времени.

Тест «Насколько эффективно вы используете свое время?» (да/нет)

1. Мне не удается по-настоящему отдохнуть, расслабиться

2. Я все время пытаюсь выполнять одновременно несколько дел

3. Иногда я страдаю расстройством сна из-за стресса

4. Я чувствую, что мое время ежедневно пожирают несущественные мелочи

5. Очень часто мне приходится находиться в цейтноте

6. Передо мной постоянно маячит гора незавершенных дел

7. Я чувствую себя ответственным за все

8. Честно сказать у меня никогда нет свободного времен

9. Одно дело следует за другим

10. Если случается что-то непредвиденное, весь мой плотный график рушится

Если большинство ответов на вопросы положительные, это значит, что у Вас большие проблемы со временем. Вы лихорадочно пытаетесь сделать что-то, впадаете в больший стресс и вскоре теряете контроль над ситуацией. Основная причина подобного положения вещей находится в нас самих (неумение планировать, расставлять приоритеты в делах и т.д.)

Если большинство ответов на вопросы отрицательные, Вас можно поздравить! Вы умело управляете своими нагрузками, распределяя их вполне оптимально.

Для более эффективной адаптации молодых людей к студенческой жизни приглашаем сотрудничать с Центром психологической помощи ЯГУ.

Литература:

1. Валеева Н.Ш., Гончарук Н.П. Психология и культура умственного труда. - М., 2004.

2. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Кандыбович С.Л. Психология высшей школы. - М., 2006.

С Е Н Т Я Б Р Ь

Пн.

Вт.

Ср.

Чт.

Пт.

Сб.

Вс.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30