Социально-психологические тренинги:
-
«Командообразование»
-
«Публичное выступление»
-
«Ассертивное поведение»
-
«Коммуникативная компетентность»
-
«Открой в себе лидера»
-
«Тренинг этнокультурной компетентности»
-
«Тренинг личностного роста»
-
«Профориентационный тренинг»
-
«Стрессменеджмент»
Для студентов все услуги бесплатны!
Индивидуальные консультации, диагностика личности – в течение
учебного года по запросам студентов.
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ ЯГУ.
Составитель: Мельникова Н. М., к.пс.н., директор ЦПП
Актуальность внедрения программ адаптации студентов определяется:
- задачами оптимизации процесса адаптации студентов к учебной деятельности в условиях реформирования системы среднего и высшего образования России;
- высоким уровнем нервно-психических расстройств среди студентов в мире и в РФ (по данным ВОЗ), среди детей и молодежи РС (Я);
- сложностями социализации молодежи в переходном обществе (табл.1).
Табл. 1.Проблемы социализации современной студенческой молодежи
(противоречия между основными потребностями, устремлениями студентов и трудностями их реализации)
Потребности студентов, основные психологические задачи студенчества | Особенности социализации молодежи на современном этапе |
Потребность в осознании себя как члена общества, формирование ценностных ориентаций | Размытость социальных ценностей и ориентиров общества «переходного периода» |
Потребность в раскрытии своего личностного потенциала | Неопределенность своего будущего в условиях экономического кризиса Постоянные изменения в организации и содержании учебного процесса: - с переходом школ и вузов на новые условия поступления происходят существенные изменения в учебных планах, вводятся новые технологии приемы обучения и контроля знаний; - при переходе на многоуровневую модель обучения усложняется процесс профессионального самоопределения студентов. |
Формирование профессионального сознания | |
Формирование жизненных перспектив, планов |
Реформы образования на фоне изменения социально-экономической ситуации могут оказаться сильным психотравмирующим фактором, негативно сказывающимся на здоровье студентов. Продолжительность периода адаптации в отдельных случаях может включать в себя весь период обучения в вузе. (Яницкий, 1995; Козлов, 2003)
Эти сложные условия социализации молодежи предъявляют повышенные требования к психологическим механизмам адаптации студентов к процессу обучения, определяют необходимость психологической поддержки студентов младших курсов, в первую очередь первокурсников.
Адаптация студентов к обучению предполагает:
-
приспособление студентов к новым социокультурным условиям проживания и обучения,
-
приобретение ими статуса студента с выработкой норм и правил поведения, установление многочисленных контактов с окружающими,
-
развитие самостоятельности и ответственности, формирование новых умений и навыков.
Основные направления работы:
- социально-психологическая адаптация – вхождение первокурсников в новую социально-культурную среду, в новую организацию;
- дидактическая адаптация – приспособление студентов к характеру, содержанию, условиям учебного процесса в вузе.
Цели:
- психологическая поддержка первокурсников в процессе их приспособления к новым условиям жизни и учебной деятельности вузе;
- содействие личному и профессиональному самоопределению студентов;
- профилактика девиантного поведения первокурсников.
Задачи:
- сплочение студенческих коллективов;
- развитие у первокурсников навыков самоорганизации и учебных навыков, обучение студентов методам саморегуляции;
- развитие у студентов коммуникативных умений и навыков;
- развитие у студентов представлений о безопасном поведении, воспитание чувства самоуважения, собственного достоинства.
Целевая аудитория: студенты младших курсов, другие участники образовательного процесса (кураторы, преподаватели, работники студгородка, родители и др.)
Формы работы. Беседы, семинары, тренинги, индивидуальное и групповое тестирование, коррекционная работа, индивидуальные консультации, психологическое просвещение посредством СМИ.
Предполагаемые результаты:
- снижение нервно-психического напряжения первокурсников;
- повышение у студентов самостоятельности, активности, удовлетворенности учебой и ближайшим окружением;
- развитие в группе благоприятного социально-психологического климата.
Для анализа эффективности программы проводятся замеры в начале и конце учебного года.
Основные понятия
Социализация – двусторонний процесс усвоения и воспроизводства субъектом культуры, образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного вхождения в общество и функционирования в нем.
Социализированность – сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данных обществом, а также усвоение личных и социальных качеств, которые будут характеризовать ее на следующей стадии развития.
Ресоциализация – изменение ставших неадекватным и ценностей человека в соответствии с социальными предписаниями.
Адаптация социальная – процесс взаимодействия личности с социальной средой. Включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также изменение, преобразование среды в соответствии в новыми условиями и целями деятельности
Дезадаптация социальная – частичная или полная утрата человеком способности приспосабливаться к условиям социальной среды.
Социально-психологическая адаптация студентов – приспособление студентов к новым условиям проживания, к группе и взаимоотношениям с ней, выработка собственного стиля поведения.
Дидактическая адаптация – приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебного процесса, выработка навыков самостоятельности в учебной и научной работе.
- Методический календарь куратора
- Содержание
- Θрθгθй ырыата
- Кураторство уважаемый коллега!
- Кто такой куратор?
- Профессионально важные качества, необходимые куратору для общения со студентами
- Что должен знать куратор ?
- Постановления Правительства рс (я)
- Особенности адаптации студентов к обучению в вузе
- Разновидности процессов адаптации личности:
- Что такое кураторский час?
- Методические рекомендации по тематическому планированию кураторских часов Тема №1: Организация учебной деятельности студентов
- Тема №2: Воспитание студента как гражданина России
- Тема №3: Организация досуга
- Тема №4: Моя будущая профессия
- Тема №5: Студенческое самоуправление
- Тема № 6: Профилактика правонарушений в студенческой среде как условие формирования личности в обществе
- Тема №7: Пропаганда здорового образа жизни в студенческой среде
- Тема №8: Профилактика злоупотребления психоактивных веществ (пав) в студенческой среде
- Выбор актива группы
- Формы проведения тематических информационных часов
- Памятка для куратора
- Желаем удачи!
- Уважаемые кураторы!
- Беседы и семинары на темы:
- Социально-психологические тренинги:
- Основные направления работы
- Литература
- Самоорганизация учебной деятельности студентов
- Праздники сентября
- 1 Сентября – День Знаний.
- Для заметок
- Праздники октября
- Для заметок
- Праздники ноября
- 4 Ноября – День народного единства.
- 8 Ноября – Международный день квн.
- Праздники декабря
- Праздники января
- Праздники февраля
- 14 Февраля – День Святого Валентина.
- 23 Февраля – День Защитника Отечества.
- Для заметок
- Праздники марта
- 8 Марта – Международный женский день.
- Светом наш мозг…Радость, сила и просвещения – вот три условия народного театра» Роллан р.
- Праздники апреля
- 27 Апреля – День Республики Саха (Якутия).
- « Студент – это не звание, не положение – это состояние души»
- Праздники мая
- Для заметок
- Праздники июня
- 1 Июня – Международный день защиты детей.
- 21 Июня – Национальный праздник Ысыах.
- 27 Июня – День молодежи России.
- Для заметок
- Праздники июля
- Для заметок
- Праздники августа
- Музей мамонта
- Музей хомуса народов мира
- Музей музыки и фольклора народов Якутии
- Литературный музей им. П.А. Ойунского
- Уникальная подземная лаборатория Института мерзлотоведения
- Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия)
- Музей археологии и этнографии Якутского Государственного Университета
- Выставка «Сокровищница Республики Саха (Якутия)»
- Мемориальный дом – музей м.К. Аммосова
- Библиотеки
- Театры (адреса и телефоны)
- Спортивные объекты
- Факультативы, кружки Информация о факультативных занятиях
- Кружки Культурного центра «Сергеляхские огни»
- Записаться в эти объединения можно по адресу:
- Краткий телефонный справочник Якутский государственный университет имени м.К. Аммосова
- Организации, предоставляющие социальные услуги для детей и молодежи
- Краткий психолого – педагогический глоссарий
- Список литературы
- Общие сведения о студентах группы
- Общие сведения о студентах сиротах
- Общие сведения о студентах инвалидах
- Обеспеченность общежитием иногородних студентов
- Результативность в учебно-воспитательной деятельности и поощрения ( фестивали, конкурсы, смотры, олимпиады, спортивные соревнования различного уровня)
- Отчет по организации I I I трудового семестра
- Общественные объединения студентов и органы студенческого самоуправления
- Информация о правонарушениях студентов
- Справка о семейных студентах группы