Художественное единство
Деление убранства византийского храма на три зоны, с одной стороны, соответствовало идее выражаемого образами действия, а с другой стороны, концепции самих образов. Декор верхней зоны, откуда изгонялись все нарративные и сиюминутные детали, декларировал вечное присутствие священного начала. В средней зоне происходит совмещение вневременного и исторического элементов, что связано с особым характером праздничных образов, которые одновременно изображают исторические события и отмечают вехи вечно повторяющегося цикла священного года. В нижнем же уровне храма, в его третьей зоне нет ни нарративных сцен, ни догматических изображений. Ведущая идея этой части храмовой декорации — единение всех святых в Церкви. Они — части огромного изображения, обрамлением которого становится само здание храма.
Пространство. Благодаря отказу от передачи пространства с помощью перспективы византийский художник мог выявить эмоциональную ценность уровня расположения изображения и его расстояния от зрителя в их самой чистой форме. Византиец, рассматривая мозаики, воспринимал изображения неискаженными, несмотря на их большую высоту, и чувствовал себя поднятым на их уровень, вознесенным над землей. Таким образом, византиец не только духовно, но и зрительно попадал в пределы небесной сферы, образованной священнейшими образами; он становился участником священных событий, оказывался в святых местах, магическими двойниками которых были изображения. Двигаясь вдоль главной оси храма и взирая оттуда на осеняющие его священные изображения, он мог совершить символическое паломничество. Он не был прикован к одной точке, как западный зритель, имевший дело с системами декора, чьи иллюзионистические и перспективные построения как будто существовали лишь для одной-единственной точки зрения: когда византиец шествовал вдоль литургических осей храма, вместе с ним двигался ритм куполов и сводов, и изображения обретали жизнь, не теряя своих иконных качеств.
Лишь те части храма, куда византиец не имел права войти, представали перед ним в строго определенном виде. Но даже они связаны с целым и участвуют в общем движении. Взгляд зрителя направляется от одной части к другой, обегает вокруг конхи апсиды и спускается по полукруглым стенам. В зоне сводов здания каждый элемент плавно перетекает в соседствующие с ним формы, и поэтому скользящий по ним взгляд не встречает на своем пути непреодолимых преград или акцентов. Даже края стен скруглены так, чтобы взгляд мог перебегать с одной стены на другую. И это не только спроецированное в прошлое впечатление современного зрителя, но вдобавок и осознанное достижение византийского декоративного искусства, что доказывают такие документальные свидетельства об эстетических взглядах того времени, как средневизантийские экфрасисы. Эти экфрасисы вновь и вновь подчеркивают, что взгляд зрителя, вместо того, чтобы остановиться на одном элементе убранства, должен блуждать в постоянно меняющихся направлениях. Сама лексика этих описаний, как стихотворных, так и прозаических, намекает на активное движение вокруг центра храма. Григорий Назианзин рассказывает о церкви, построенной его отцом, как о «храме, вращающемся вокруг своих восьми колонн», «вырастающем из купола книзу» и «окруженном обходами». Прокопий, описывая Святую Софию, подчеркивает, что глаз зрителя не должен задерживаться ни на одной из частей храма, ибо, как только он останавливается на одной из них, его сразу же привлекает соседняя. Еще более откровенен Фотий, написавший в энкомии Новой церкви: «Кажется, что святилище вращается вокруг зрителя; многообразие видов побуждает последнего поворачиваться снова и снова, и его воображение приписывает это вращение самому зданию».
Экфрасисы этой эпохи проясняют и еще одну проблему. Они описывают живописное убранство в выражениях, подчеркивающих реальность присутствия изображенных сцен и персонажей. Это качество храмового декора, с точки зрения формы выраженное в его пространственном характере и в той жизненности, которое сообщает ему движение зрителя в пространстве, не поддается фотофиксации. Убранство византийского храма обнаруживает свои выдающиеся качества только в своем собственном пространстве, в котором и для которою оно было создано.
Свет.К этой пространственной среде принадлежит и естественный свет. Византийский художник не изображал пространство, а пользовался им, включая его в свои образы и помня о существовании пространства между изображением и зрителем. Точно так же он никогда не изображал и не показывал свет, исходящий из определенного источника. Вместо этого художник в изображениях использовал реальный свет, учитывая эффекты, производимые им в пространстве между изображением и глазом зрителя, с тем, чтобы нейтрализовать создаваемые им помехи. Первым способом использования света было включение в образ сверкающих и излучающих свет материалов, и, прежде всего золота, организация которых не только создавала ощущение богатства колорита, но вдобавок освещала композиции, помещенные в объемные ниши. Самое сильное освещение отмечало смысловые и композиционные центры изображений, которые в классическом византийском искусстве совпадали друг с другом. Свет окружает главные фигуры подобно ореолу святости. В соответствии с перемещением зрителя и движением солнца эти блики меняют свое положение, но, благодаря особенностям формы отведенных для изображений участков пространства, всегда играют вокруг фигур основных персонажей. По ночам выразительные силуэты фигур проступают на золотой поверхности, поверх которой беспокойно мерцают отсветы свечей и лампад.
Византийские образы включали и использовали не только свет, отражаемый золотом, но и естественный свет, лившийся из окон, которые прорезали крупные композиции, купола и апсиды.
Цвет.В других случаях художники регулировали эффекты слишком сильного или слишком слабого освещения при помощи более темных или светлых цветовых оттенков. Хотя основные цвета более или менее регламентировались иконографическими канонами, всегда существовала возможность разнообразить употреблявшиеся оттенки. Занимавшимся этим мастерам, с тем чтобы добиться ясности формы и идеи, приходилось учитывать особенности декорируемого ими пространства. Общее распределение тонов следовало членению храма на три зоны. Так, в верхней зоне, то есть в куполах и на сводах верхнего уровня, употреблялись самые светлые тона, среди которых преобладали чуть подцвеченный белый и золотой. Светлые цвета соответствовали идее невещественного небесного великолепия, но они были нужны и для того, чтобы выявить находящиеся на большой высоте разработанные формы, вопреки сверкающему и поглощающему цвет золоту, которое их окружало. Использование более темных тонов привело бы лишь к образованию силуэтов, тусклых островков в золотом море. Следующая зона, то есть праздничный цикл, допускает большее богатство цвета. Но даже здесь колорит ярок и насыщен светом, в то время как темные и мрачные тона отсутствуют. Впрочем, эти тона господствуют в нижней зоне, где изображены фигуры святых. Здесь цветовая гамма состоит из темно-коричневого, темно-зеленого, глубокого синего и фиолетового тонов, гармонирующих с цветами мраморной облицовки. Таким образом, цветовая организация мозаик помогает подчеркнуть иерархическую структуру всей системы.
- Православные храмы
- Идея и образ
- Предисловие Размышление о храме
- Введение
- 2.Христианский храм:
- 3.Храм как символ:
- 4.История христианского храма, традиция и канон:
- Храм — место особого присутствия Божия
- Храм Божий — место специально приспособленное для богослужения и молитвы
- Храм Божий имеет божественное происхождение и богооткровенное устройство
- Христианский храм строится по образцу скинии
- Прообраз храма Божия — эдемский рай
- Храм Божий — воплощение единства неба и земли
- Храм Божий благолепно украшается
- Храм создается с Божией помощью богоизбранными людьми
- Молитвословия о храме Молитва перед входом в церковь
- Молитва по входе в церковь
- 1. Творения святых отцов
- 1.1. Каноны, или Книга Правил Святых Апостол, Святых Соборов Вселенских и Поместных и Святых Отец
- 1.2. Святой Дионисий Ареопагит. О божественных именах
- 1.3. Святой Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии
- Глава I
- Глава II. (о том, что Божественные и небесные предметы прилично изображаются под символами, даже с ними и несходными)
- 1.4. Преподобный Максим Исповедник. Тайноводство
- Глава I. (Каким образом и в каком отношении святая Церковь есть образ и подобие Божие)
- Глава II. (о том, каким образом и в каком отношении святая церковь есть образ мира, состоящего из существ видимых и невидимых)
- Глава III. (о том, что святая церковь Божия есть также образ чувственного мира в отдельности)
- Глава IV. (Каким образом и в каком отношении святая церковь Божия служит символическим образом человека и сама им образуется, как бы человек?)
- Глава V. (Каким еще образом и в каком отношении святая церковь Божия есть образ и подобие души, рассматриваемой в самой себе?)
- Глава XXIV
- 1.5. Святой Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры
- 1.6. Святой Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святыя иконы или изображения
- Первое защитительное слово
- Второе слово
- Третье слово
- 1.7. Святой Герман Константинопольский. Сказание о церкви и рассмотрение таинств
- Литургия во времена св. Германа
- 1.8. Блаженный Симеон, архиепископ Фессалоникийский. «Книга о храме»
- О святом храме и освящении его
- 69. Об устройстве святого храма и молитве при основании его
- 70. Об освящении святого жертвенника и храма
- 96. Что образует храм и находящееся в нем?
- 97. О том, что Ветхий Завет предизображал действия благодати
- 99. О том, что храм образует единого в Троице Бога
- 100.Что знаменует трапеза и находящееся на ней, и о том, что все — Христос
- 101.Что значит завеса и поддерживающие ее четыре столба?
- 103.Что такое горнее место и его ступени?
- 104.Что означают столбики, верхний космит и окружающее его
- 105.Для чего в приалтарном полукружии (находится) предложение, и что оно означает?
- 106.О том, что предложение и принадлежности его изображают Вифлеем и то, что было при рождении Спасителя нашего и при поклонении волхвов
- 107.О полукружии алтаря и о сени над престолом
- 108.Что (означают) многосвечники, двенадцатисвечники и трисвечники, и прочие (светильники), возжигаемые в церкви?
- 109.Для чего в храме священные одежды и завесы, и разнообразные украшения, и различные благоухания?
- 120. О (местах) стояния (в храме) для верных, оглашенных и кающихся
- 121.О том, что ныне не все (согрешившие) выводятся вон вместе с оглашенными
- 122.Для чего (в храмах) притворы и места для оглашенных?
- 125. Для чего в начале молитвословий мы становимся вне храмов — в преддвериях, и что означает отверстие врат и вхождение в них?
- 1.9. Преподобный Иосиф Волоцкий. Послание иконописцу
- Слово первое
- 1.10. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. Мысли о богослужении Православной Церкви
- 2. Труды клириков православной церкви
- 2.1. Конец XIX — первая половина XX в.
- 2.1.1. Митрополит Вениамин (Федченков). На рубеже двух эпох
- 2.1.2. Архиепископ Вениамин (Федченков). Небо на земле
- 2.1.3. Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Вениамин.
- § 4. Преобразование новозаветных церквей в ветхозаветных жертвенниках
- Глава II. О главнейших частях церкви
- § 1. Части храма
- § 2. Различие в частях храма
- § 3. Первое знаменование церкви
- § 4. Второе знаменование церкви
- § 6. Почему церковь разделяется на три части?
- Глава III. О святом престоле и его принадлежностях
- § 1. Знаменование и значение алтаря
- § 2. Престол есть важнейшее место в алтаре
- Глава V. О горнем месте и сопрестолии
- § 1. Горнее место в алтаре
- Глава VI. Об иконостасе, солее и амвоне
- § 1. Иконостас пред алтарем
- § 2. Что знаменует иконостас
- § 3. Солея пред иконостасом
- § 4. Амвон
- § 5. Кто восходит на амвон
- Глава VIII. О дверях царских, катапетасме или завесе и о прочих дверях
- § 1. Двери царские и святые
- Глава IX. О светильниках, воске, елее и фимиаме
- § 1. Светильники во храме многоразличны
- § 2. Что знаменуют?
- Глава X. О притворе и паперти, о оглашенных и кающихся
- § 1. Притвор и паперть
- 2.1.4. Архиепископ Сергий (Голубцов). Церковная архитектура
- 2.1.5. Епископ Варнава (Беляев). Место молитвы (храм и его внешняя обстановка)
- 2.1.6. Епископ Лука (Войно-Ясеневский). Сила моя в немощи совершается
- 2.1.7. Епископ Николай Охридский. Символы
- Действительность и ее символы
- 2.1.8. Епископ Серафим (Звездинский). Хлеб небесный. Проповеди о Божественной литургии
- 2.1.9. Священник а. Светлаков. Христианские храмы, история их и назначение
- 2.1.10. Священник а. Ястребов. Храм, его символика и значение в жизни христианина
- 2.1.11. Священник и. Святославский. Записки для чтения о храме
- 2.1.12. Священник Павел Флоренский. Иконостас - явление небесных свидетелей
- 2.1.13. Ерминия, или Наставление в живописном искусстве, составленное иеромонахом живописцем Дионисием Фурноаграфитом
- О церкви трульной (т.Е. С куполами)
- Начало первого рада стенной живописи
- Начало второго рада
- Начало третьего ряда стенной живописи
- Начало четвертого ряда
- Начало пятого ряда
- О паперти
- Как располагаются изображения в фиале, в котором святят воду
- Как располагаются изображения в братской трапезе
- В первом верхнем ряду
- Начало второго ряда
- Как располагаются изображения в церкви ставрофольной
- Как располагаются изображения в церкви с коробовым сводом
- 2.2. Вторая половина XX в.
- 2.2.1. Митрополит Антоний Сурожский. «Войду в дом Твой»
- 2.2.2. Епископ Костромской и Галицкий Александр. Национальная духовная традиция и созидание среды обитания
- 2.2.3. Архимандрит Евлогий (Смирнов). Храм Божий
- 2.2.4. Архимандрит Рафаил (Карелин). Христианство и модернизм
- 2.2.5. Архимандрит Рафаил (Карелин). Символ и христианская символика
- 2.2.6. Архимандрит Рафаил (Карелин). Путь христианина — проповеди. О беседе с самарянкой
- 2.2.7. Архимандрит Софроний (Сахаров). Письма в Россию
- 2.2.8. Протопресвитер а. Шмеман. Евхаристия. Таинство Церкви
- 2.2.9. Протоиерей Сергий Булгаков. Православие (очерки учения Православной Церкви)
- 2.2.10. Протоиерей Сергий Булгаков. Слова, поучения, беседы
- Храм и град
- Храм храма
- 2.2.11. Священник в. Иванов. Духовные основы церковного искусства
- 2.2.12. Священник Лев Лебедев. Предметная символика церкви
- 2.2.13. Иеромонах Гурий (Федоров). Церковный подход к храмовому строительству
- 2.2.14. Диакон Николай Чернышев. К вопросу о восстановлении памятников церковной культуры в наши дни
- 2.2.15. Настольная книга священнослужителя. Православный храм
- Небесное и земное в символике православного храма
- Храм в целом
- Чин на основание церкви
- 3. Работы светских исследователей
- 3.1. Отечественные
- 3.1.1. Конец XIX — первая половина XX в.
- 3.1.1.1. Благовещенский и.А. Предписания и распоряжения по духовному ведомству Московской епархии с 1829 по 1869 г.
- 3.1.1.2. Васнецов в.М. Электричество в храмах
- 3.1.1.3. Голубцов а.П. Из чтений по церковной археологии и литургике
- Краткий обзор дохристианских культовых сооружений
- Места молитвенных собраний христиан I—III веков
- 3.1.1.4. Дмитревский и. О храме и частях его. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной литургии
- О храме и о частях его Что есть храм и какие имеет части?
- Откуда взято сооружение храмов с разделением на алтарь, церковь и трапезу
- Алтарь что представляет?
- Церковь самая, или настоящая, что означает?
- Трапеза есть вместо чего?
- Красные, или царские, врата почему так называются?
- О амвоне, что он значит, когда уставлен и для чего?
- Алтарь для чего возвышается и отделяется преградами?
- 3.1.1.5. Покровский н.В. Очерки памятников христианского искусства
- 3.1.1.6. Салько a.M. Руководство к устройству каменнныхи деревянных церквей
- 3.1.1.7. Тарабукин н.М. Символика храма
- 3.1.1.8. Тилинский а.И. Руководство для проектирования и постройки зданий
- Утвержденные постановления и правила
- 3.1.1.9. Троицкий н.И. Христианский православный храм в его идее. Опыт изъяснения символики храма в системном изложении
- 3.1.1.10. Князь Евгений Трубецкой. Умозрение в красках. Три очерка о русской иконе
- 3.1.1.11. Успенский л.А. Символика храма
- 3.1.1.12. Успенский л.А. Богословие иконы Православной Церкви
- 3.1.1.13. Успенский л.А. Вопрос иконостаса
- 3.1.1.14. Щусев а. Мысли о свободе творчества в религиозной архитектуре
- 3.1.2. Вторая половина XX в.
- 3.1.2.1. Бобков к.В., Шевцов е.В. Символ и духовный опыт Православия
- 3.1.2.2. Бусева-Давыдова и.А. Символика архитектуры по древнерусским письменным источникам XI—XVII вв.
- 3.1.2.3. Вагнер г.К. Византийский храм как образ мира
- 3.1.2.4. Вятчанина т.Н. Проблемы тектоники храма
- 3.1.2.5. Гуляницкий н.Ф. Крестово-купольный храм Древней Руси и греко-античная традиция
- 3.1.2.6. Зубов в.П. Труды по истории и теории архитектуры
- Павел Силенциарий и его стихотворное описание Константинопольской Софии
- Прокопий Кесарийский Отрывки из описания Константинопольской Софии
- Константин Родосский Отрывок из описания Константинопольского храма Двенадцати апостолов
- Влияние символики на архитектурную практику Средневековья
- Систематические трактаты по символике
- Символика человеческого тела в архитектуре
- 3.1.2.7. Кеслер м.Ю. Развитие храмостроительства на Руси с IX по XX в.
- 1. Храмостроительство в объединенной Руси IX—XI веков
- 2. Храмостроительство в удельных княжествах XII — XV веков
- 3. Храмостроительство в централизованном русском государстве
- 4. Расцвет храмостроительства на Руси в XVII веке
- 5. Западноевропейское влияние в русском храмостроительстве XVIII —начала XIX века
- 6. Поиск национального своеобразия в храмостроительстве XIX—начала XX века
- 3.1.2.8. Кудрявцев. М.П., Кудрявцева т.Н. Русский православный храм. Символический язык архитектурных форм
- 3.1.2.9. Кудрявцев м.П., Кудрявцева т.Н. О проблеме современного храмового строительства
- 3.1.2.10. Лепахин в. Литургийность иконообраза
- Церковь как иконообраз
- Иконотопос алтаря и храма
- Иконичность иконостаса
- Иконичность света и цвета
- Иконичность храмового освещения
- 3.1.2.11. Мокеев г.Я. Якоже горний Ерусалим
- 3.1.2.12. Сомов г.Ю. Проблемы теории архитектурной формы
- 3.1.2.13. Фокеева л.А. Куб, шар, пирамида — основные формообразующие символы православного храма
- 3.1.2.14. Фокеев а.А. Современный храмовый приходской комплекс — развитие русских монастырей
- 3.1.2.15. Щенков а.С. О принципах изучения русской храмовой архитектуры
- 3.1.2.16. Щенков а.С. Проблемы традиционной формы в современном храмостроении России
- 3.1.2.17. Щенков а.С. Проблемы иконографии храма
- 3.2. Зарубежные авторы
- 3.2.1. Геллей Генри. Русский библейский справочник
- Божьи храмы
- 3.2.2. Отто Демус. Мозаики византийских храмов
- Теория образа
- Архитектурные и технические условия
- Образ в пространстве
- Идеальная иконографическая схема храма типа вписанного креста
- Три зоны
- Художественное единство
- 3.2.3. Клеман Оливье. Истоки. Богословие отцов Древней Церкви
- Камни и люди
- 3.2.4. Мэтьюз Томас. Преображающий символизм византийской архитектуры и образ Пантократора в куполе
- 3.2.5. Нюстрем Эрик. Библейский словарь (скиния, Иерусалимский храм)
- Иерусалимский храм
- Храм Зоровавеля
- Храм Ирода
- 3.2.6. Содереггер Конрад. Миссия Израиля в Ветхом Завете (скиния)
- Двор скинии — дорога ко Христу.
- 3.2.7. Уайбру Хью. Православная литургия. Развитие евхаристического богослужения византийского обряда
- 1. Евхаристические богослужения Запада и православная литургия
- 2. Источники традиции
- 4. Евхаристия в Константинополе во времена Иоанна Златоуста
- 5. Литургия во времена Максима Исповедника
- 6. Литургия после победы иконопочитания
- 7. Византийская литургия в XI в.
- 8. Завершающая стадия становления литургии
- 9. Эпилог
- Библиография Комментарии на литургию
- Архитектура и иконография
- Тематический указатель
- Библиографический указатель Православный храм и его символика
- Церковь, культура и творчество
- Православная эстетика и культура
- Теория архитектурного формообразования
- История храмостроительства
- Современное храмостроительство
- Иллюстративный материал
- Содержание
- 1.Творения святых отцов
- 2.Труды клириков Православной Церкви
- 2.1.Конец XIX — первая половина XX в
- 2.2.Вторая половина XX в
- 3.Работы светских исследователей
- 3.1. Отечественные
- 3.1.1. Конец XIX — первая половина XX в
- 3.1.2. Вторая половина XX в
- 3.2. Зарубежные авторы