21.Творчество Андрея Рублева.
Рублев формировался в атмосфере первых побед над монголо-татарами. Эта атмосфера и среда оказали на художника прямое влияние. Работая в Благовещенском соборе с великим византийцем, Андрей Рублев, конечно, должен был испытать его влияние. Но суровости и экспрессионистической напряженности феофановского языка мастер противопоставил свою собственную ярко индивидуальную и глубоко национальную манеру. Возможно, что именно Рублев писал икону Георгия из деисусного чина и некоторые иконы из праздничного (до недавнего времени считалось семь – «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря», а также «Вход в Иерусалим» и «Благовещение») в Благовещенском иконостасе. Однако в последнее время его участие во всех них ставится некоторыми исследователями под сомнение. Всем им свойственно иное колористическое решение, чем у Феофана. Здесь отсутствуют сочные блики. Но иконопись отличается и от манеры Прохора с Городца – рядом с этими иконами творения Прохора выглядят сумрачными и скучными. Иконы Рублева объединены в некий цельный живописный ансамбль, где красный цвет то напряжен, как в сцене «Воскрешение Лазаря», то становится мажорным, праздничным, как в «Рождестве» или «Сретении». Цвет столь тонко нюансирован, что краски кажутся эмалевым сплавом. Переходы от света к тени постепенны. Какой-то серебристо-зеленой дымкой окрашены сцены «Крещения» и «Преображения». Голубые пробела появляются как неотъемлемый признак рублевского письма. Безупречное чутье в колористическом и композиционном решении выявляют здесь руку не только вполне сложившегося мастера, но и крупнейшую творческую индивидуальность. В рублевской ряду «благовещенских» икон над живописной трактовкой преобладает линеарная, что станет основной чертой живописи всего будущего XV столетия. Но главное, что характерно именно для кисти Рублева, – это высокая одухотворенность образов, сочетающаяся с мягкостью, лиризмом и поэтичностью. В сценах «Рождества», «Крещения», «Сретения» выражено чувство задушевности, покоя, умиления. Всему ряду рублевских икон свойствен некий единый ритм, все находится в теснейшей взаимосвязи, что свидетельствует о монументальном даре, о чувстве ансамбля. В 1918 г. около Успенского собора в Звенигороде были найдены три иконы, которые, как предполагают, принадлежали иконостасу деревянного храма Саввино-Сторожевского монастыря и были исполнены Андреем Рублевым в начале XV в. Это «Архангел Михаил», воплощающий идеальную красоту юности, «Апостол Павел» – образ высокой духовности и силы и «Спас», который здесь представлен не «в славе» и «в силе», а в ипостаси учителя и проповедника, доброго и всепрощающего, что характерно для поясных Деисусов. Все три иконы получили название в науке «Звенигородский чин». Самым знаменитым произведением Рублева по праву считается «Троица», с которой в начале XX в. и было начато, собственно, изучение этого великого мастера. Икона написана Рублевым по одним сведениям в 1411 г., по другим – в 20-х годах для деревянной еще Троицкой церкви (если верна первая дата) Троице-Сергиева монастыря, на месте погребения Сергия Радонежского, в «похвалу» этому человеку огромного морального авторитета, одному из образованнейших передовых русских людей, который все силы отдал объединению Руси. Изображенные Рублевым ангелы едины между собой, но не одинаковы. Их согласие достигается единым ритмом, движением в круге. Вообще на рублевской «Троице» как на классическом произведении можно проследить все основные принципы русской иконы. В «Троице» круг (с древности – символ гармонии) как таковой визуально отсутствует, но он подчеркнут пластикой тел, позами, изгибом рук, наклоном голов, вторящим им наклоном дерева, очерком ангельских крыльев. Все поражает в «Троице»: композиция, подчиненная плоскости иконной доски, симфоническое богатство ритмов, безупречная чистота и тончайшая гармония красок с их трехкратным звучанием драгоценной ляпис-лазури – «голубца», как называли эту краску на Руси, и красота, которой славилась живопись Рублева. Действительно, как писал исследователь, Андрей Рублев создал этот образ в один из счастливейших моментов вдохновения, которое бывает только у гениев.
- 1.Иконопись X—XIII веков в Древней Руси. Техника, стилист
- 2. Архитектура Киевской Руси.
- 3. Георгиевский собор Юрьева монастыря и Рождественский собор Антониева монастыря в Новгороде.
- 4. Мозаики и фрески Софии Киевской.
- 5. Миниатюра и рукописная графика хi в. («Остромирово Евангелие»).
- 7.Архитектура Владимиро-Суздальского княжества: крепостное и культовое строительство.
- 8.Архитектура Владимира при Андрее Боголюбском.
- 9.Архитектура Новгорода и Пскова хп—хiii вв.
- 10.Художественное убранство церкви Спаса на Нередице — «энциклопедия русской религиозной живописи».
- 11.Особенности новгородской и псковской иконописи домонгольского периода.
- 12. Московский Кремль при Иване Калите.
- 13.Строительство монастырей.
- 14.Культовое и гражданское зодчество в Новгороде хiv-хv вв.
- 15.Расцвет псковской архитектуры.
- 16.Фрески церкви Успения на Волотовом поле. Росписи Спаса на Ковалеве, история воссоздания ансамбля росписей этого храма.
- 17.Творчество Феофана Грека в Новгороде.
- 18.Новгородская икона хiv-хv вв.
- 19.Тверская и ростово-суздальская школы иконописи.
- 20.Московская икона.
- 21.Творчество Андрея Рублева.
- 22.Строительство в Московском Кремле при Иване III.
- 23.Работы псковских строителей в Кремле в хv.
- 24. Шатровое зодчество хvi века.
- 25.Храм Василия Блаженного.
- 26.Дионисий как глава московской живописной школы второй половины хv — начала хvi в.
- 27. Росписи Дионисия и его сыновей в Рождественском соборе Ферапонтова монастыря (1502).
- 28.Появление символико-исторического жанра в иконе хvi в. (икона «Церковь воинствующая»).
- 29.Гражданское зодчество и храмовое строительство хvii в.
- 30. «Московское» («нарышкинское») барокко последней четверти хvii в.
- 31. Изографы Гурий Никитин, Сила Савин, Дмитрий Григорьев-Плеханов. И гравюры на металле.
- 32. «Годуновская» и «строгановская иконы конца хvi — первой трети хvii вв.
- 33. Творчество Прокопия Чирина, Никифора Савина, Назария Истомина и пр.
- 34. «Строгановская» икона
- 35. Творчество Симона Ушакова
- 36. Парсуна хvii в., ее особенности и ее роль в развитии портретного искусства хviii в.