10.Художественное убранство церкви Спаса на Нередице — «энциклопедия русской религиозной живописи».
В церкви Спаса на Нередице отчетливо прослеживается несколько индивидуальных почерков, среди которых различаются и более живописные, и более графические, но это не лишает храмовую живопись стилистического единства. Общее впечатление от стенописи Нередицы – суровость, почти аскетизм, и непреклонность, иногда доходящие до исступления, тем более впечатляющие, что исходили не от отвлеченных византийских ликов, а от образцов неповторимо-индивидуальных, неуловимыми чертами напоминающих новгородские лица. Это, конечно, не портреты, а обобщенные типы, в которых выразились присущие новгородцам черты: твердость духа, умение постоять за себя, отстоять свою правоту, характеры сильные и цельные. В росписях Нередицы нет никакого намека на светские сюжеты, весь цикл призван служить главному – наставлять в вере. . Храм был расписан на следующий год после постройки, в 1199 г. Фрески покрывали стены сплошь, снизу доверху, как ковер, независимо от тектоники стены. Их расположение традиционно, канонично. В куполе была изображена композиция Вознесения, в барабане –пророки, в парусах – евангелисты, в центральной апсиде –Богоматерь Знамение, ниже – Евхаристия, еще ниже – святительский чин, а затем Деисус. На стенах размещались Праздники (т.е. сцены из жизни Христа и Марии) и Страсти Христовы. На западной стене, как обычно, был представлен Страшный суд, что подкреплялось надписью: «Страшное судище». Апостолы и ангелы со скорбью и тревогой взирали на полное греховности человечество; для вящей убедительности некоторые сцены ада снабжены поясняющими надписями: «Мраз», «Скрежет зубом», «Тьма кромешная». Только в демократическом Новгороде могла родиться сцена с изображением богача, которому на просьбу «испить водицы» черт приносит пламя – визуальное свидетельство наказания богатых в загробной жизни. Надпись около голого богача, сидящего на скамейке в аду, гласит: «Отче Авраме, помилуй мя, и поели Лазоря, да умочит перст свой в воде и устудит ми язык из(не)могаю бо в пламени сем». На что черт отвечает: «Друже богатый, испей горящего пламени».
- 1.Иконопись X—XIII веков в Древней Руси. Техника, стилист
- 2. Архитектура Киевской Руси.
- 3. Георгиевский собор Юрьева монастыря и Рождественский собор Антониева монастыря в Новгороде.
- 4. Мозаики и фрески Софии Киевской.
- 5. Миниатюра и рукописная графика хi в. («Остромирово Евангелие»).
- 7.Архитектура Владимиро-Суздальского княжества: крепостное и культовое строительство.
- 8.Архитектура Владимира при Андрее Боголюбском.
- 9.Архитектура Новгорода и Пскова хп—хiii вв.
- 10.Художественное убранство церкви Спаса на Нередице — «энциклопедия русской религиозной живописи».
- 11.Особенности новгородской и псковской иконописи домонгольского периода.
- 12. Московский Кремль при Иване Калите.
- 13.Строительство монастырей.
- 14.Культовое и гражданское зодчество в Новгороде хiv-хv вв.
- 15.Расцвет псковской архитектуры.
- 16.Фрески церкви Успения на Волотовом поле. Росписи Спаса на Ковалеве, история воссоздания ансамбля росписей этого храма.
- 17.Творчество Феофана Грека в Новгороде.
- 18.Новгородская икона хiv-хv вв.
- 19.Тверская и ростово-суздальская школы иконописи.
- 20.Московская икона.
- 21.Творчество Андрея Рублева.
- 22.Строительство в Московском Кремле при Иване III.
- 23.Работы псковских строителей в Кремле в хv.
- 24. Шатровое зодчество хvi века.
- 25.Храм Василия Блаженного.
- 26.Дионисий как глава московской живописной школы второй половины хv — начала хvi в.
- 27. Росписи Дионисия и его сыновей в Рождественском соборе Ферапонтова монастыря (1502).
- 28.Появление символико-исторического жанра в иконе хvi в. (икона «Церковь воинствующая»).
- 29.Гражданское зодчество и храмовое строительство хvii в.
- 30. «Московское» («нарышкинское») барокко последней четверти хvii в.
- 31. Изографы Гурий Никитин, Сила Савин, Дмитрий Григорьев-Плеханов. И гравюры на металле.
- 32. «Годуновская» и «строгановская иконы конца хvi — первой трети хvii вв.
- 33. Творчество Прокопия Чирина, Никифора Савина, Назария Истомина и пр.
- 34. «Строгановская» икона
- 35. Творчество Симона Ушакова
- 36. Парсуна хvii в., ее особенности и ее роль в развитии портретного искусства хviii в.