logo search
Baklanova_NarodnayaKhudozhestvennayaKultura

Глава 1. Устное народное творчество

Произведения устного народного творчества - сказки, былины, загадки, пословицы, поговорки, песни и многие дру­гие его виды - составляют сокровищницу нашей культуры. Понятие «устное народное творчество» более широкое, чем «народная словесность», поскольку в народную словесность обычно не включают песенное творчество. В данной главе будет идти речь об устном народном творчестве в целом, а также о жанрах народной словесности. Народному песенному творчеству посвящена специальная глава.

Основной особенностью устного народного творчества является то, что оно возникло как бесписьменная форма на­родной культуры и в древние времена, до появления печат­ных сборников, его произведения передавались «из уст в ус­та», от поколения к поколению. Другая особенность устного народного творчества - вариативность. Даже один и тот же сказитель, как бы он не старался быть точным, при каждом повторении одного и того же текста добавлял что-то свое. Еще одна особенность этого вида народного творчества - его коллективность. Каждый исполнитель наделяется правами творца.

Остановимся вначале на малых жанрах устного народ­ного творчества. Это пословицы, поговорки, скороговорки, загадки. Их рождение связано с практической деятельностью людей, главным образом - с познанием окружающего мира.

Пословица —_коротенькая притча: «голая речь не по­словица». Это - суждение, приговор, поучение, высказанное обиняком и отточенное народом. Но «одна речь - не посло­вица»: как всякая притча, пословица состоит из двух частей: из иносказания (обиняка), картины, общего суждения и из

160

Основные виды и жанры народного художественного творчества

приложения, толкования, поучения. Пословица не сочиняет­ся, а является следствием обстоятельств, как крик или воз­глас, невольно сорвавшийся с души. Сборник же пословиц -свод народной премудрости и суемудрия; это житейская на­родная правда, своего рода судебник, никем не судимый.

Предлагаем несколько поучительных наставлений из сборника В.Даля «Пословицы русского народа», отражающих различные духовно-нравственные ценности.

Добро - милость - зло

С добрым жить хорошо. В добре жить хорошо.

Делать добро спеши ( или: поспешай).

Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.

Доброе дело и в воде не тает (или: не тонет).

На свете не без добрых людей.

Доброму добрая память.

Ласковое слово - что весенний день.

Радость - горе

От радости кудри вьются, в печали секутся. Время красит, а безвремянье чернит. День меркнет ночью, а человек печалью. Злой плачет от зависти, добрый от радости.

Правда - кривда

Неправдой нажитое впрок не пойдет.

Кто правдой живет, тот добро наживет.

Молвя правду, правду и чини.

Какова работа, такова и плата (и наоборот).

Не всяк судит по праву, иной и по криву.

161

Народная художественная культура

Былое - будущее

Знать бы, где пасть, так бы соломки подослать.

Год - житейский, день - в святцах, а месяц на небе (т.е. неизвестно когда, о будущем).

Пока травка подрастет, воды много утечет. Далекая пора, старина. Мохом поросло, не видать. Жили люди до нас, будут жить и после нас.

Поговорка, по народному определению, «цветочек», а пословица «ягодка» — и это верно. Поговорка - окольное выражение, переносная речь, простое иносказание; обиняк, способ выражения, но без притчи, без суждения, заключения, применения; это одна первая половина пословицы. Поговорка заменяет только прямую речь окольною, не договаривает, иногда и не называет вещи, но условно весьма ясно намекает.

Приговорка или пустоговорка. которую также иногда зовут поговоркой, — это изречение, иногда одно слово, часто повторяемое, приговариваемое без большого толка и значе­ния, а по местной или личной привычке.

Присловье - весьма близко к прозвищу, но относится не к лицу, а к целой местности, в которой жителей дразнят, бранят или чествуют приложенным к ним присловьем. Оно иногда состоит из одного слова.

Скороговорка, чистоговорка — слагается для упражне­ния в скором и чистом произношении, в ней сталкиваются звуки, затрудняющие быстрый говор. Она служит для разви­тия речи, устранения его дефектов (народная логопедия). Не меньшее значение в воспитании имеют загадки, развивающие сообразительность, смекалку, образное мышление... через уподобление, метафорическое описание предмета.

Прибаутка, пустобайка. не совсем ясно определяется; самое название - пустобайка - показывает, что она может быть иногда пустоговоркой, а об остряке говорят, что он зна-

162

Основные виды и жанры народного художественного творчества

ет много прибауток. Иные называют целый ряд поговорок и приговорок, сложенных складно, без большого смысла; сюда относятся прибаутки ямщиков, сбитенщиков, которых теперь уже почти не стало, пирожников и др.

Постигая законы жизни с помощью малых жанров уст­ного народного творчества, человек узнавал о мире не только серьезную, но и веселую правду, учился думать, радоваться и шутить. Народная педагогика - это живое и яркое наставление.

Свою лепту в ее развитие внесла сказка - один из жан­ров устного народного творчества. В «Толковом словаре жи­вого великорусского языка» В. Даля это - «вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание»; в народе - байка, присказка, побасенка, небылица. Рассказчи­ков сказок именовали «баянами», «балянами», «баюнами», «баутчиками», «бахарями». Их искусство всегда высоко це­нилось. Невозможно установить точное время рождения той или иной народной сказки. Как и другие формы устного творчества, она веками обходилась без записи, жила в преда­нии, передавалось из поколения в поколение. В России пер­вые письменные собрания сказок появились в XVII веке.

По происхождению сказка связана с мифологической стадией мышления; в ней одушевляются силы природы; жи­вотные и растения наделяются человеческими свойствами. Сказка не претендует на достоверность; ее рассказывают не с познавательной, а с развлекательной целью; она не связана с ритуалом. В сказке обязательно есть фантастический элемент - несбыточность.

Народные сказки можно подразделить на сказки о живот­ных, волшебные, бытовые, анекдотические (это условная клас­сификация). Самые древние из них — сказки о животных.

В сказке действует закон повтора; часто встречается один и тот же общеизвестный зачин и исход; действуют в разных сказках одни и те же персонажи, бесконечно возни­кают одинаковые ситуации (похищение царевны, сражение с чудовищем, разгадывание загадок и т.д.), внутри текста по-

163

Народная художественная культура

вторяются, в русской традиции обыкновенно трижды, слова и поступки героев.

Сказки доступно рассказывают о самых существенных, вечных, волнующих каждого человека во все времена про­блемах: о жизни и смерти, о любви и ненависти, о благород­стве и подлости, о непрекращающейся борьбе добра со злом.

Сказочные образы - яркие и запоминающиеся; но до­вольно однозначны. Богатырь непобедим, царевна - краше всех на свете, злодей отвратительно уродлив. Мотивы по­ступков элементарно просты: герои не ведают сомнений, ре­шительно идут к цели и побеждают. Возникает своего рода упрощенная модель мира, и по ней удобно изучать свойства характера (смелость - трусость, лень - трудолюбие и т.д.). Сказка - это забавная поучительная история. Воспитательные возможности сказки достаточно велики. Сказка учит опти­мизму, вере в будущее; счастливый конец почти обязателен. Переосмысливая старую сказку, человек подключается к грандиозному источнику духовной энергии разных наций и поколений.

Не сразу общественное мнение склонилось к необхо­димости собирания народных сказок. Это можно объяснить тем, что сказка, как воздух, казалась обычным, обыденным явлением.

Собиратели народных сказок — А.С.Пушкин, В.А.Жуковский, И.А.Худяков, Д.Н.Садовников, Н.Е.Ончуков, Д.К.Зеленин и многие другие. Главный, самый знаменитый собиратель и издатель русских народных сказок -А.Н.Афанасьев. Впервые «Народные русские сказки» А.Н.Афанасьева увидели свет (в восьми выпусках) в 1855 -1863 гг. Записи сказок в большинстве своем не принадлежали А.Н.Афанасьеву. Установлено, что он записывал немногим более десятка сказок в Воронежской губернии, но от этого значение его участия в предпринятом издании ничуть не уменьшается. Тексты сказок ученый извлек из архива Русско­го географического общества и вместе с этими текстами опубликовал записи сказок другого выдающегося деятеля русской культуры - В.И.Даля. Таким образом,

164

Основные виды и жанры народного художественного творчества

А.Н.Афанасьев сумел систематизировать огромное собрание сказок и издать их. До сих пор это самый большой сборник сказок (их свыше 600!).

Русский эпос К жанрам народного творчества относится русский (устный) эпос:

песни, сказания, предания повествовательного характера, произведения о событиях из жизни героев, которые создава­лись устным путем, исполнялись и запоминались на слух, передаваясь из поколения в поколение. Самым древним ви­дом устного эпоса, сохранившимся в народной памяти на протяжении многих столетий, являлись так называемые бы­лины (в народной среде в XIX - XX веках их называли стари­нами) - песни большого объема, состоящие из нескольких сот, иногда тысяч стихов.

Читая былины, мы погружаемся в особенный мир: он населен персонажами, непохожими на реальных людей; в нем происходят необычайные события, которые в действительном мире происходить не могли; он полон вещей, которые обла­дают чудесными свойствами. Это, с современной точки зре­ния, мир фантастический.

Символический смысл былинных образов неоднократ­но привлекал внимание русских и советских писателей, среди которых мы находим имена Г.И.Успенского и Н.А.Некрасова, А.П.Чехова и А.М.Горького.

В русской исторической и филологической науке бы­лина вызвала живой интерес и стала предметом разносторон­них исследований после опубликования в 1818 г. эпических песен знаменитого сборника XVIII века «Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым». Издатель сборника К.Ф.Калайдович предпослал ему предисловие, ко­торое и явилось первым научным трудом, посвященным изу­чению былин и исторических песен. Внимание к былинному наследию особенно возросло и усилилось в связи с открыти-

165

Народная художественная культура

ем П.Н.Рыбниковым факта бытования и живого исполнитель­ства былин на русском европейском Севере в середине XIX в. К настоящему моменту история научного изучения былевого эпоса насчитывает более полутораста лет.

За это время определились основные пути и наиболее существенные темы в изучении эпоса.' В связи с изучением певческих школ в заметках и трудах уже самых первых соби­рателей эпических песен сказывается большой и устойчивый интерес к личности и таланту сказителя. А.Ф.Гильфердинг делает важное наблюдение над соотношением традиций и личного почина в пении онежских певцов.

Соотношение общеколлективного и индивидуального на­чала в эпическом творчестве продолжает вызывать интерес и во всей последующей фольклористике вплоть до наших дней.

В былине сконцентрирован, поэтически и философски осмыслен, художественно засвидетельствован богатый исто­рический опыт народа.

Этот опыт касается самых различных сторон нацио­нальной жизни: борьбы с иноземными поработителями, ста­новления государства, семейных отношений, социальной борьбы народа со своими угнетателями, общественных идеа­лов и т.д. В ходе этой борьбы вырабатывалось представление о нравственных ценностях, постепенно складывался истори­ческий идеал человеческого поведения и образа мысли, воз­никал идеальный тип русского былинного героя, воплотив­шего представления народа о личном достоинстве, гуманиз­ме, любви к родной земле, свободолюбии, социальной актив­ности и бесстрашии в борьбе за свои цели.

В центре эпического мира - его герои - богатыри. Само слово «богатырь» было хорошо известно в Древней Руси. Оно неоднократно встречается в летописях, часто с эпитета­ми «славный», «дивный», «храбрый», «великий».

Основные виды и жанры народного художественного творчества

Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Садко, Василий Буслаевич недаром представляются нам не только эпическими образами, вызванными к жизни народной фантазией, но и своеобразными и глубокими символами на­родных исторических устремлений, сил и возможностей.

Былины веками существовали исключительно в устной традиции, поэтому они вариативны и многослойны, в них со­хранились приметы различных эпох, в частности соединяют­ся языческие и христианские элементы.

Все русские былины можно подразделить по месту соз­дания и особенностям содержания на два цикла - киевский и новгородский. Киевские былины - это героические песни о подвигах богатырей - воинов, защищающих Русскую землю от несметных полчищ врагов. Новгородские былины говорят о мирной жизни, быте, торговле, приключениях купцов.

Прежде чем судить о былинах в целом, следует опреде­лить песенные жанры. В.Я.Пропп выделяет былины героиче­ские, сказочные, новеллистические, а также находящиеся на грани с балладой, духовным стихом и т.п.1 Героические бы­лины составляют основной костяк песенного народного эпо­са. Для героических былин характерен бой, открытое столк­новение, героическая схватка богатыря, народного заступни­ка, борца за общенародное дело с врагом. Врагом может быть чудище (Змей, Соловей-разбойник, Тугарин, Идолище). Сра­жаясь с ним, богатырь освобождает Киев, очищает Русскую землю от насильника и злодея (былины о Добрыне-змееборце, Алеше Поповиче и Тугарине, Илье Муромце и Соловье-разбойнике, Илье и Идолище). Врагом могут быть татаро-монгольские полчища, угрожающие самому сущест­вованию Русского государства. Главным героем, освобож­дающим Киев от осадивших его врагов, бывает Илья Муро­мец. Значительная часть героических песен посвящена теме

'А.М.Астахова. Былины. Итоги и проблемы изучения. М.-Л., 1966.

166

'

1 Пропп В.Я. Жанровый состав русского фольклора //Русская литература. - 1964. — №4. — С..58-76.

167

Народная художественная культура

социальной борьбы. Герой этих песен борется с князем и его боярским окружением за свое попранное достоинство (были­на о Сухмане), бунтует против власти богатых и знатных, возглавляя протест неимущих и простолюдинов (былина о бунте Ильи Муромца против князя Владимира; сюжет о борьбе Василия Буслаевича с новгородцами). Есть среди бы­лин этого жанра и песни о героическом сватовстве (например, былина о Дунае, сватающем невесту князю Владимиру). Но сватовство, поиски жены, если только это не связано с борь­бой с иноземными врагами, обычно уже не героизируется в былинном эпосе, хотя исторически так было не всегда. Мно­гие сюжеты о сватовстве перешли в жанр сказочных былин. Для них характерны типичные образы и ситуации волшебной сказки. Так, например, в былине о Садко мы встречаем вол­шебного дарителя, посылающего Садко со дна Ильмень-озера чудесный дар (волшебное средство) - рыбку с золотыми перьями. Этот дар позволяет герою в споре выиграть богатый заклад у новгородских купцов. В этой былине, подобно ска­зочному герою, Садко попадает в иной мир, подводное цар­ство, где ему предлагают выбирать невесту среди дочерей морского царя. Героя другой сказочной былины — Михайло Потыка ■— закапывают вместе с умершей женой. Но, будучи погребен, он предусмотрительно припасенными металличе­скими прутами убивает змею, пытающуюся его погубить.

Особой художественной формой и способом поэтиза­ции героев обладают былины новеллистические. В них нет открытой схватки, боя, военного столкновения. Есть бытовой эпизод встречи, спора, сватовства или какого-либо иного происшествия. Примером новеллистической былины может служить песня о Микуле и Вольге. Крестьянин-труженик, могучий землепашец противопоставлен в ней князю-феодалу. Тема другой новеллистической былины о Соловье Будимиро-виче - сватовство, но не связанное с героикой борьбы с чуже­земцами, не осложненное безысходно трагическим расхожде­нием между будущими супругами. Былина носит светлый характер, тон ее веселый, и заканчивается она счастливым соединением любящих.

Основные виды и жанры народного художественного творчества

Былинная традиция начиная с XHI-XIV вв. может слу­жить одним из источников вновь нарождающихся жанров устного народного творчества, таких, как баллада, например. Известны былины, находящиеся как бы на полпути к балладе. В русской народной балладе воспеваются трагические исто­рии любовных и семейных отношений . Такова же, к приме­ру, и песня о Даниле Ловчанине или заключительная часть былины о Дунае и Настасье, в которой рассказывается о том, как герой, ревнуя жену-воительницу к своей богатырской славе, убивает ее, ожидающую рождения сына, а затем сам кончает самоубийством в порыве отчаяния.

На периферии былинного творчества находятся были-ны-скоморошины, которые объединяет с другими эпическими песнями общность некоторых поэтичесих приемов. Их мир близок насмешливому миру народной бытовой сказки, сати­рической песне, фольклорной пародии.

Но именно героические былины и по своей поэтиче­ской форме, и по содержанию представляют собой самый ха­рактерный и специфический для былевого эпоса в целом вид песенно-эпического творчества.

Былина - уникальное явление русской культуры. Она не воспроизводима в новых исторических условиях. Ее бога­тое содержание возможно было воплотить только в тех свое­образных, архаических художественных формах, которые в своей совокупности составляют удивительный и во многом загадочный поэтический мир героической эпической песни.

Духовные Духовные стихи определяются обычно как стихи эпические или лирические произведения

религиозного характера или народные произведения на религиозные темы.

П ропп В.Я. Указ. соч. С. 63-65.

168

169

Народная художественная культура

С уществует также точка зрения, что термин «духовные стихи» искусственный, что народ этот вид поэзии так не на­зывает. Предлагается называть народные тексты религиозно­го характера «апокрифическими песнями».

Народ называет духовными стихами тексты религиоз­ного характера, объединенные функционально. Они исполь­зуются во в не литургической ситуации, связанной с календа­рем; разрешается их петь во время постных дней, когда за­прещается исполнение песен, и во время постов (для некото­рых групп - во время всех постов за исключением Великого, когда запрещались и стихи). Термин «стихи» известен в Рос­сии на севере и на юге, на востоке и на западе. Название «ду­ховный стих» менее употребительно. Так, в старообрядче­ских селах Верхокамья противопоставляются «старые духов­ные стихи» из рукописных традиционных сборников «новым, московским» из печатных сборников начала века. При этом тексты «старых» и «новых» стихов могут практически совпа­дать - важно, что старые рукописные духовные стихи посвя­щены традиции, идущей от Выговского поморского общежи-тельства. Очевидно, что репертуары стихов в разных регио­нах различны. На севере (Карелия) стихами (с ударением на первый слог) называют, кроме собственно стихов, ряд баллад (например, о братьях-разбойниках и сестре или о Василии и Софье), которые также пелись во время постов. На юге (Бес­сарабия) старообрядцы белокринского согласия делят стихи на постовые и монастырские. Первые существуют в устной традиции местного населения и также связаны с календарем; вторые пелись иноками в старообрядческих монастырях и имели письменную традицию — они были рукописными.

Чтобы понять, что такое духовный стих, надо проана­лизировать его место и функции в словесной народной куль­туре. Один из самых первых исследователей духовных стихов Ф.И.Буслаев сформулировал основную функцию духовного стиха - быть посредником между книжной христианской и устной народной культурой: «Что касается до духовного сти­ха, то в нем наши предки нашли применение просвещенной христианской мысли с народным поэтическим творчеством»,

170

Основные виды и жанры народного художественного творчества

«Духовный стих — как церковная книга, она поучает безгра­мотного в вере, в священных преданиях, в добре и правде. Он даже заменяет молитву» ' •

Духовный стих — своеобразный посредник между дву­мя мирами - христианским учением и традиционной народ­ной культурой. Духовные стихи черпали свое содержание из книжных источников: это были сюжеты Ветхого и Нового заветов чаще всего в толковании христианских писателей (например, стих об Иосифе Прекрасном). На духовный стих оказали большое художественное воздействие иконы и фре­ски (например, стихи о Страшном суде испытали влияние иконографии).

В русской народной культуре в течение нескольких ве­ков стихи подразделялись на два основных потока: первый включал народные эпические стихи, возникшие главным об­разом на основе апокрифов, второй представлял собой сово­купность стихов покаянных - само название говорило об их характере и тематике. Это были стихи лирические, представ­ляющие монолог кающейся души — «стихи высокой литера­туры». По мере распространения они приобретали признаки народной поэзии. Первые покаянные стихи найдены в спи­сках XV века.

Ученые предполагают, что создателями и исполните­лями духовных стихов в Древней Руси были калики (или калеки) перехожие, паломники по святым местам и мона­стырям. В какой-то мере они были бродячими певцами с серьезным «божественным» репертуаром; исполнение духов­ных стихов давало им средства к существованию. Былины знают калик-одиночек («Илья и Идолище») и каличьи ватаги («Сорок калик», в этой былине калики поют для князя Вла­димира «Еленьской стих»); подобные сведения о каликах есть и в древнерусских летописях.

' Буслаев ФИ. Исторические очерки русской народной сло­весности и искусства. СПб, 1861. Т. 1.

171

Народная художественная культура

Репертуар духовных стихов складывался в течение ве­ков. Вероятно, этот процесс начался вскоре после крещения Руси, продолжался на протяжении ряда веков, расширяясь вслед за окончательным признанием народом христианства своей религией. Творчество в области духовных стихов полу­чило развитие со времени церковного раскола в 50-70-е гг. XVII века; но это было творчество относительно малой части населения, упорно сохраняющей «древлее благочестие».

Свои духовные стихи старообрядцы называли псаль­мами (в женском роде). Псальмы, лирические или лиро-эпические песнопения в науке получили название «младших» стихов в отличие от «старших», эпических стихов. Деление стихов на «старшие» и «младшие» условно; оно указывает лишь на преобладающее появление псальм в последние века. Среди самых старших по времени сложения стихов можно указать по приведенной классификации стих «Плач Адама» -лиро-эпическое произведение (псальма), которое было из­вестно уже в XII веке (знание его обнаруживает Даниил За­точник в своем «Молении»).

Духовные стихи, по крайней мере, старшие эпические стихи, — единственная группа фольклорных произведений, исполнение которых было профессией определенного круга лиц - калик перехожих. В последние века русской истории каличье звание закрепилось только за нищими, убогими, пре­имущественно бродячими слепыми, добывающими средства к существованию пением духовных стихов. Калики ходили в одиночку (с поводырем) и объединялись в артели (ватаги). Они пели стихи в селениях под окнами, на церковных папер­тях и обычно устремлялись туда, где проходили многолюд­ные ярмарки, в монастыри во время храмовых праздников.

Поскольку духовный стих несет в себе глубокое нази­дательное, учительное начало, то он, как замечает Ф.И.Буслаев, «...изъят из общего ежедневного употребления и представлен как особая привилегия только тем лицам, ко­торые то же будучи изъяты из мелочных хлопот действитель-

Основные виды и жанры народного художественного творчества

ности, тем способнее были сохранить для народа назидатель­ное содержание его религиозной поэзии».'

В старообрядческой среде духовный стих переживает свое второе рождение. С одной стороны, он как бы возвраща­ется к своему источнику - становится более книжным в по­этике и в языковых выражениях, а с другой — он делается более народным по бытованию. Духовные стихи старообряд­цев были поэтическим воплощением их истории и учения. Основная функция стиха у старообрядцев — связь христиан­ской книги с миром народных представлений, толкование сложных текстов понятным языком. Иными словами, духов­ный стих в разных своих проявлениях был и остается поэти­ческим выражением народной герменевтики (греч. hermeneno - искусство и теория истолкования, имеющего целью вы­явить смысл текста). Об этом говорит классическое исследо­вание В.П.Адриановой-Перетц, где тщательно проанализиро­ваны многие десятки текстов стиха об Алексее, человеке Бо-жием и установлены черты сходства и отличия текстов двух редакций «Жития Алексея человека Божия», явившегося для этого стиха источником. О «толковательной» роли духовного стиха говорится и в монографии Ф.Батюшкова, где приводит­ся сопоставление текстов «Слова о суете жизни и покоянии» Ефрема Сирина и распространенного в старообрядческой среде «Стиха о человеческой жизни»: «Человек живет, как трава растет».

Духовные стихи складывались, с одной стороны, как ответвление церковных песнопений, а с другой, — постоянно испытывали воздействие различных «языческих « песенных жанров русского фольклора. Почти повсеместное бытование духовных стихов на территории расселения русских, оконча­тельно не затухшее до сего времени, их взаимодействие с на­родным и церковным искусством позволяют констатировать, что духовные стихи образуют весьма существенную, обу­словленную историческим развитием России, часть целост­ной народной культуры. Область духовных стихов распола­галась в том ее секторе, где находился один из полюсов про-

1 Буслаев ФИ. Русские духовные стихи // Сб. Отд. рус.яз. и словесности Имп. академии наук, 1887.-Т42.-№2. С.448.

172

173

Народная художественная культура

Основные виды и жанры народного художественного творчества

тиворечивого народного мировоззрения, а именно, религиоз­но-христианский, вернее, христианско-языческий.

Русский фольклор без духовных стихов не может быть признан целостным явлением. Духовные стихи не представ­ляют в нем изолированного круга произведений. В устном бытовании они взаимодействовали с былинами, обрядовыми и историческими песнями, подвергаясь их влиянию и сами оказывая значительное воздействие на них. История русского фольклора без духовных стихов так же неполна, неполноцен­на, как история русской культуры без истории православной церкви. Живут в «своем» времени герои всех жанров устного народного творчества: волшебных сказок - в очень отдален­ном прошлом, былин - в Киевской Руси, баллад и бытовых сказок - в относительно недавнем прошлом, лирических пе­сен и частушек - в настоящем... Время действия в отдельных духовных стихах тоже может быть вполне определенным и ограниченным, в целом оно начинается с «сотворения мира» и продолжается после кончины существующего мироздания. И дело не только в размещении изображаемых событий во всей их протяженности, но и в связи с их постоянно дейст­вующими персонажами. Часто это персонажи древнеславян-ской мифологии (например, Мать-Сыра Земля):

Растужилась, расплакалась Матушка-Сыра Земля

Перед Господом Богом:

«Тяжел мне, тяжел, Господи, вольный свет!

Тяжелей, много грешников, боле беззаконников!»

Речет же сам Господь сырой земле:

«Потерпи же ты, Матушка — Сыра Земля!

Потерпи же ты несколько времечка, сыра земля!

Не придут ли рабы грешные к самому Богу

С чистым покаянием?

Ежели придут, прибавлю я

Им свету вольного, царство небесное;

Ежели не придут ко мне, к Богу,

Убавлю я им свету вольного,

Прибавлю я им муки вечныя,

Поморю я их гладом голодным!»

Литература

Аникин В.П. Русская народная сказка: пособие для учителей.

М, 1977.

Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки

и детский фольклор. М.,1957.

Аничкин В.П. Русский богатырский эпос: Пособие для учителя.-

М.,1964.

Астахова A.M. Былины: Итоги и проблемы изучения.- М., Л.,

1966.

Афанасьев АН. Народные русские сказки. В 3-х т.М-Л.,1936. Афанасьев А.Н. Народные русские легенды. Казань, 1914. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки в 3-х т. М.,1957. Афанасьев А.Н. Русские детские сказки. М., 1961. Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесно­сти и искусства. Т. 1-2. — СПб., 1861. Былины. М.,1969.

Варенцов В. Сборник русских духовных стихов. СПБ., 1880. Ведерникова Н.М. Русская народная сказка. М.,1975. Виноградов ГС. Русский детский фольклор. Кн. 1. Иркутск,

1930.

Голубиная книга. Русские народные духовные стихи XI — XIX

веков. М.,1991.

Гусев В.Е. Эстетика фольклора. Л., 1967.

Даль В.И. Пословицы русского народа. В 2-х т. М.,1984.

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1-

4, М., 1955.

Елеонская Е.Н. Сказка, заговор и колдовство в России. М.,1994.

Жанровая специфика фольклора. М.,1984.

Зуева ТВ., Кирдан Б.П. Русский фольклор. Учеб. для высших

учебных заведений. М., 2000.

Коринфский А.А. Народная Русь. Круглый год сказаний, пове­рий, обычаев и пословиц русского народа. Смоленск, 1995.

Кравцов Н.Н., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчест­во. М.,1983.

174

175

Народная художественная культура

Кэрол X, Лэнктон, Стивен Р. Лэнктон. Волшебные сказки, ори­ентированные на цель метафоры при лечении взрослых и детей. М.,1996.

Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Избранные произведения в 3-х томах. М.,1987. Максимов СВ. Куль хлеба. М, 1982.

Миллер В.Ф. Очерки русской народной словесности. - Т.З. Бы­лины и исторические песни. М., Л., 1924. Митрофанова ВВ. Русские народные сказки. М..1978. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Мла­денчество, детство. М.,1991. Народные пословицы и поговорки. М.,1961. Померанцев Э.В. Мифологические персонажи в русском фольк­лоре. М.,1957.

Пословицы, поговорки, загадки в рукописных сборниках ХУ111 — XX веков. М.,1961. Потешки, считалки, небылицы. М.,1997. Пропп В.Я. Морфология сказки М.,1969. Пропп В.Я. Русский героический эпос. Изд.2-е, испр. М., 1958. Русская народная поэзия. Лирическая поэзия. Л., 1984. Русская народная поэзия. Обрядовая поэзия. Л.,1984. Русская народная словесность. М.,1994. Русские народные пословицы и поговорки. М.,1965. Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия по фольклористике. М.,1986. Рыбаков Б.А. Былины. М., 1982.

Селиванов Ф.М. Русский эпос: Для пед.ин-тов. - М., 1988. Суханов ИВ. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 1976.

Толстой Н.И. Язык и культура.

Федотов Г. Стихи духовные. Русская народная вера по духов­ным стихам. М.,1991.

Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. Харьков, 1996. Фроянов И.Я., Юдин Ю.И. Русский былинный эпос: Учеб. посо­бие. Курск, 1995. Юнг К.Г. Феноменология духа в сказке. М..1996.

176

Основные виды и жанры народного художественного творчества