logo
Baklanova_NarodnayaKhudozhestvennayaKultura

Глава 4. Народное декоративно-прикладное творчество

Народное декоративно-прикладное творчество - слож­ное и многогранное явление. Оно включает в себя самые раз­личные направления, виды, формы. Но все их объединяет со­четание практической целесообразности изделий с естествен­ной красотой их внешнего облика, идущей от окружающей природы.

В Древней Руси вся жизнь людей была буквально про­низана стремлением к красоте и гармонии с природной сре­дой. Дом, очаг, мебель, орудия труда, одежда, утварь, игруш­ки - все, к чему прикасались руки народных мастеров, во­площало их любовь к родной земле и врожденное чувство прекрасного. И тогда обычные бытовые предметы станови­лись произведениями искусства. Красоту их формы дополня­ли декоративные украшения в виде орнамента, изображений людей, зверей, птиц, сюжетных сценок.

Издревле народные мастера в своем творчестве исполь­зовали то, что давала им сама природа - дерево, глину, кость, железо, лен, шерсть. Природа постоянно служила главным источником вдохновения народных умельцев. Но, воплощая в своих произведениях образы природы, мастера никогда не копировали ее буквально. Озаренная народной фантазией ре­альность приобретала порой волшебные, сказочные черты, в ней быль и вымысел представлялись неразделимыми.

Именно это своеобразие народного декоративно-прикладного творчества, его неповторимая выразительность и соразмерность, вдохновляли и продолжают вдохновлять профессиональных художников. Однако не всем из них уда­ется в полной мере постичь и переосмыслить всю его глубину и духовный потенциал.

Как отмечает известный исследователь народного творчества М.А.Некрасова, в современных условиях «возрас­тает потребность народа в народном искусстве, в его подлин­ности, духовности. Но найти пути к сохранению народного искусства, к его плодотворному развитию можно только по-

263

Народная художественная культура

Ж илища древнего Новгорода. Свод археологических ис­точников (Под ред. А. В. Арциховского и Б. А. Колчина).-М., 1963.

Званцев М. П. Нижегородская резьба- М., 1969. Лисенко Л. М. Русское деревянное зодчество// Дерево в архитектуре и скульптуре славян- М., 1987. - С. 99-126. Народное зодчество.1 Сб. науч. Трудов под ред. В. П. Ор-финского. — Петрозаводск, 1992.

Некрасова М. А. Ансамбль как образная система// Искус­ство ансамбля.- М, 1988. - С. 43-96.

Ополовников А. В. Русское деревянное зодчество: Памят­ники шатрового типа. Памятники клетского типа и малые архитектурные формы. Памятники ярусного, кубоватого и многоглавого типа.- М., 1986.

Ополовников А. В. Сокровища русского Севера. М., 1989. Раппопорт П. А. Древнерусское жилище.- Л., 1975. Русская изба: Популярная энциклопедия. М, 1999. Русское народное искусство Севера: Сб. статей. -Л., 1968. Смолицкий В. Г. Русь избяная- М., 1993. Спегальский Ю. П. Жилище Северо-Западной Руси IX-XIII веков-Л., 1972.

Станюкевич Т. В. Внутренняя планировка, отделка и меб­лировка русского крестьянского жилища // Русские. Исто-рико-этнографический атлас- М., 1970. - С. 52-88.

Ушаков Ю. С. Ансамбль в народном зодчестве русского Севера.-Л., 1982.

Чижикова Л. Н. Архитектурные украшения русского на­родного жилища // Русские. Историко-этнографический атлас- М., 1970. -С. 7-62.

332

Основные виды и жанры народного художественного творчества