Глава 5. Художественный мир народных игр
Народные игры с древних времен были одной из важнейших форм развития народного художественного творчества. В игровых ситуациях взаимосвязанно развивались песенное творчество, танцы, элементы народного театра.
Сущность народных игр и их Сущность предназначение помогают осмыслить ИГРЬ| современные исследования в области теории
игры. Согласно теории Э.Берна, игра имеет глубокий социальный смысл. Различные игры сопровождают человека на протяжении всей его жизни. В различных ситуациях (семейных, производственных и др.) человек играет различные роли. Именно ролевое начало - один из важных признаков любой игры. Играющие распределяют между собой функции, часто соревнуются за тот или иной выигрыш.
Игра рассматривалась как развлечение, забава. В то же время отдельные исследователи связывали ее с отправлением религиозных обрядов, с решением психологических задач, с проблемами катарсиса.
Широкое распространение получил взгляд на игру как на своеобразный канал для освобождения от избытка жизненной энергии, снятия эмоционального и физического напряжения. Так, например, английский философ Г.Спенсер рассматривал игру в качестве биологического целесообразного механизма экспериментирования, упражнения. Этого же мнения придерживается российский ученый Каптерев ПО. О детской игре он писал: «Игра есть выражение самостоятельной деятельности организма, вызываемой и поддерживаемой непосредственно приятностью траты накопившихся энергии и силы... Взрослый под влиянием запаса силы и энергии работает, дитя, при тех же условиях играет. Источник обеих деятельностей один и тот же.»
144
145
Народная художественная культура
История религии свидетельствует, что в различных религиозных культах также можно обнаружить игровые элементы .
Довольно распространенное мнение бытует об игре как продукте вторичной жизни отдельных явлений в культуре. Игра рассматривается как репродукция труда в ее тренирующей функции. Это игры, имитирующие различного рода деятельность (охоту, земледелие, скотоводство и т.д.).
Их хорошо описал Д.Б.Эльконин на примере двух ситуаций: первая, связанная с неудачной охотой; чтобы она была успешной, возникала необходимость репетиции... У частники будущей охоты воссоздают ситуацию и организацию предстоящей охоты. Кто-то из охотников изображает умного и хитрого зверя со всеми его повадками, а остальные - весь процесс организации охоты за ним.
Вторая ситуация: охотники возвращаются с добычей. Их радостно встречают соплеменники, и охотники рассказывают о том, как проходила охота, воспроизводя весь ее ход. В обеих ситуациях происходит выделение из целостной реальной трудовой деятельности той ее части, которая может быть названа ориентировочной в отличие от исполнительной, связанной с получением материального результата. Эта ее часть становится предметом воспроизведения, а затем освящается, приобретая характер магических обрядов. «Магическая репетиция превращается в самостоятельную деятельность». Из приведенного примера видно, что здесь присутствует и развлекательное подражание серьезным занятиям, копии «взрослых деятельностей».
Нельзя не отметить и такой точки зрения, как связь происхождения игры с происхождением искусства; приверженцами ее были такие философы XIX века, как И.Кант, Ф.Шиллер, Г.Спенсер, В.Вундт. Они специально не занимались созданием теории игры, но уделяли ей внимание в своих трудах по теории искусства. Поэтому рассмотрение ими природы игры было связано с возникновением эстетической деятельности. Побуждением к игре, согласно Шиллеру, служит красота; человек «играет только тогда, когда он в полном
146
Теоретические и исторические аспекты народной художественной культуры
значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет».
В.Вундт по этому поводу в своей «Этике» писал: «Игра - это дитя труда. Нет ни одной игры, которая не имела бы себе прототипа в одной из форм серьезного труда, всегда предшествующего ей и по времени, и по самому существу. Необходимость существования вынуждает человека к труду. А в нем он постепенно научается ценить деятельность своих сил как источник наслаждения. Игра устраняет при этом полезную цель труда и, следовательно, делает этот самый приятный результат, сопровождающий труд». Сторонником «трудовой теории игры» был Г.В.Плеханов, который полагал ее важным видом человеческой деятельности, возникающей в ответ на потребности общества. Тесная связь игры с трудом несомненна. Но в игре воспроизводятся не только приемы труда, но также элементы охоты, войны, семейной жизни, праздничных церемоний и т.д. Поэтому мы не можем не назвать ученых, которые являются сторонниками игры как формы бытия. В связи с этим нельзя не отметить взгляд на игру М.М.Бахтина. Он подходит к игре как форме бытия, как образцу жизни широких народных масс. Аналогичный подход находим у немецкого ученого Э.Финка в работе «Основные феномены человеческого бытия», рассматривающего игру как существенное основание человеческого бытия. Согласно мнению современного философа Г.Гачева, игра — категория мировоззренческая, она сообщает человеку ощущение бытия.
Существенный вклад в теорию игры внес нидерландский ученый Й.Хейзинга своей известной работой «Homo Judens» («Человек играющий»). Им была выдвинута идея игры как всеобщего источника формирования и функционирования культуры. Он прослеживает игровой элемент на примере разных культурных эпох. Таким образом, анализируя представленные несколько тезисов по рассмотрению проблемы игры учеными на протяжении двух столетий, мы видим, что человеческая культура без игры немыслима, что игра на ранних стадиях человечества не только искусство, не только
147
Народная художественная культура
Теоретические и исторические аспекты народной художественной культуры
особая форма самовыражения, но во многом это и сама жизнь в ее повседневном, бытовом проявлении, что игра является обязательной функцией человеческой жизни, представляющей собой вид непродуктивной деятельности.
Функции игр
Коммуникативность является ее основой.
Игра способна охватить своим
эмоциональным влиянием всех присутствующих. Во-первых, общение между играющими, а во-вторых, теми, кто играет и наблюдает. Зритель (если игра зрелищного типа) явно больше, чем наблюдатель, следящий за тем, как происходит игра. В качестве участника игры - он составная ее часть. В игре каждый из участников полностью использует свой деятельный потенциал. Игра — наилучшая форма взаимодействия людей друг с другом и окружающим миром. Здесь уместно напомнить слова Э.Берна из известной его работы «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры», что любое общение полезно и выгодно для людей. Повседневная жизнь предоставляет очень мало возможностей для человеческой близости. Поэтому в социальной жизни весьма значительную часть составляют игры.
В контексте функционирования важное значение приобретает компенсаторная функция. В игре человек не только тратит, но и восстанавливает энергию. Например, психологические перегрузки нередко сопровождаются недостаточно активной работой всех других органов человека. Игра позволяет вовлечь в работу ранее бездействующие органы и тем самым восстановить жизненное равновесие (тонус). (Люди интеллектуального труда с удовольствием играют в спортивные игры.) Также важно отметить, что игра может быть удовлетворением и бессознательных влечений ребенка или взрослого.
Благодаря тому, что игра организует деятельность человека, становится возможным целенаправленное воспитание и обучение в игре и через игру детей. Так, например, она позволяет создавать для подростка ситуации, направленные на
148
выявление собственных способностей, пределов выносливости, на выработку правильной самооценки, проявление духа солидарности, способствует физическому развитию (подвижные, спортивные игры), подготавливает к труду через разыгрывание ролей взрослых. В игре личность получает возможность для более полного самовыражения.
На более ранних ступенях общественного развития в своем большинстве игра являлась «школой жизни». Педагогическое, дидактическое значение игры довольно велико.
Карл Гросс выдвинул теорию игры как стимула развития. Игра - это подготовительное упражнение к настоящей жизни. Общеизвестны и такие функции игры, как прогнозирование и моделирование. Прогнозирование обладает большой предсказательностью, только в игре можно экспериментировать с самим собой, моделировать возможные варианты своего поведения, а также вместе и с другими ее участниками, в игре человек осуществляет связь с действительным и нереальным.
Русские народные игры
В русском языке понятия «игра», «игрища» существуют очень давно. В Лаврентьевской летописи так говорится о славянских племенах
(родимичей, вятичей, северян): «...братцы не бываху в них, на игрища метю сепы. С хотахуся на игреща, на плясанье и на вся бесовская игрища, и ту умыкаху жены себе».
Диапазон видов народных игр довольно широк: от хороводной или свадебной игры — «играть песню», «играть свадьбу» - до воспроизведения детьми или молодежью, а иногда и взрослыми бытовых сцен, например, охоты, войны, сельскохозяйственных работ. Известны детские игры: в прятки, ловитки, городки, лапту и многие другие.
В языческой Руси были распространены различные игрища, имевшие культовый, магический характер. Например, игрище «Ярило». Оно сопровождалось веселыми гуляньями с песнями, плясками, музыкой, хороводными играми, кулачными боями. Часто встречавшимся элементом таких игрищ
149
Народная художественная культура
было ряженье, в котором присутствует некий условный образ. На все время, пока длится игра, человек становится своего рода «заместителем» изображаемого им персонажа, от имени которого он действует в определенной вымышленной обстановке.
Существует множество классификаций игр. Первая попытка классифицировать детские игры была предпринята Каптеревым ПО. в работе «О детских играх и развлечениях». Он разделил их на две большие группы: игры, совершаемые с помощью одних органов тела без всяких орудий, и игры, совершаемые с помощью разнообразных орудий. К первой группе он относит: простые движения руками, ногами, головой, туловищем, сначала более или менее бессвязные и беспорядочные, а потом комбинированные и систематические: беганье, прыганье, скаканье, танцы; ко второй группе: бросание вещей на пол, стучание по столу разными предметами, игра в прятки, бросание в цель, комканье бумаги, попытки рисовать и др.
Рассматривая игру как явление очень сложное, одновременно физическое и психическое, Каптерев П.О. отмечает, что с развитием психической жизни в детскую игру будут входить новые и новые элементы, игра не будет простым приятным движением или рядом движений, но выражением в движениях разнообразного психического содержания.
В конце XIX столетия Г.Виноградов, А.Терещенко, Е.Покровский, А.Гомм также пытаются систематизировать игры. Покровский Е. в своем труде «Детские игры» несмотря на разнородность выбора критериев разделяет их на:
а) игры с игрушками (погремушка, волчок, лошадка и Т.Д.),
б) игры с движениями (бег, прыганье, вращательные движения),
в) игры с различными орудиями (веревочкой, мячиком, палками),
г) игры домашние и зимние.
150
Теоретические и исторические аспекты народной художественной культуры
Как видим, он больше внимания обращал на подвижные игры, физические упражнения, придавая значение им в воспитании детей преимущественно физическом и мало останавливаясь на словесном творчестве детей, связанном с играми.
Г.С.Виноградов в первую очередь останавливается на играх формальных (т.е. играх традиционных), связанных со словесными формулами: прибаутками, песнями, приговорами чураньем. Так, например, игры физические, сопровождающиеся разными выкриками: «чураньем» (чур-чура! чур меня! и т.п.) и прибаутками. Они произносятся в разные моменты игры и регулируют направление ее, иногда выкрики эти заключают правила игры, иногда же это просто песенки, их ритм придает известную гармонию движениям игры, есть игры с небольшими диалогами, большею частью в начале игры. «Палочка - выручалочка» («палочка-воровочка»), игра, очень распространенная среди детей, — разновидность игры в прятки. Овладевший палочкой вожак или кто-нибудь из играющих произносит приговорку и дает этим знать о себе спрятавшимся. Когда кладут палочку, говорят: «Палочка пришла, Никого не нашла, Кого первого найдет, Тот за палочкой пойдет».
Несколько иначе подходит к систематизации игр А.Гомм. Она все игры делит на две группы: игры драматические и игры, построенные на ловкости и удаче. Каждая группа в свою очередь разбивается на множество групп. Так, игры на ловкость и удачу включают: метание в цель веревки и камня, игра в пуговицы, вишневые косточки, в камешки, орехи, игры с пальцами и веревочкой. Но в указанном перечне отсутствуют такие игры, как ловитки, а к группе драматических относятся игры в жмурки. Даже на этих примерах можно говорить о несовершенстве систематизации А.Гомм.
Интересен подход к систематизации игр фольклориста Терещенко А.В. Он акцентирует внимание на половозрастном признаке.
151
Народная художественная культура
Теоретические и исторические аспекты народной художественной культуры
Игры детские. Они, как правило, просты в сюжетном отношении и соответствуют их возрасту: «Сорока», «Лошадка», «Серый волк», «Волк и гуси» и т.д.
Игры девические: «Мак», «Тарелки», «Скачки на доске», «Жмурки» и т.д.
Игры мужские: «Мяч», «Пыж», «Городки», «Кулачный бой» и т.д.
Игры обоего пола. Дифференциации игрового действия по половому признаку являются весьма существенными для русской игры.
В отдельную группу Терещенко А.В. выделил хороводы — «Весенние хороводы» и «Летние хороводы».
Невозможно обозначить время и место происхождения хороводов, ибо они принадлежат глубокой древности и составляли первоначально часть языческих религиозных обрядов. Ни один народ в Европе, кроме славян, не перенес хороводы в свою жизнь из древних времен, не сохранил их для своей забавы с такими многообразными изменениями.
Дух хороводных песен - семейная жизнь. В них живо передано веселье и думы наших предков, специфика семейной жизни.
Как видно из приведенного обзора, большинство ученых XIX века уделяли внимание преимущественно детским играм, вероятно, потому, что в них творчество детей выявляется многообразно и в разных направлениях. Следует особо сказать о В.Н.Всеволодском - Гернгроссе, который в предисловии антологии «Игры народов СССР» изложил основные классификационные принципы. Он наметил три основные группы - три типа формальных (традиционных) игр: драматические, спортивные, орнаментальные, а также наметил промежуточные ступени между ними (игры в войны и хороводы). Он попытался объяснить существование основных и переходных разновидностей игр всевозможными историческими изменениями, создающими почву как для перерастания так называемого «игрового стержня» в драму, так и для превращения его в спортивное зрелище и танец.
152
Каждый из указанных типов имеет свою специфику. Рассмотрим их более подробно. Так, спецификой игр драматических является наличие художественного образа и драматического действия, т.е. диалога и движения.
Эти игры воспроизводят какие-либо производственные и бытовые эпизоды, закладывают основание «народной» драмы.
Производственные игры, в свою очередь, Всеволод-ский-Гернгросс делит на три группы: охотничьи, скотоводческие и земледельческие. Они изображают самые разнообразные эпизоды охотничьего быта: сам процесс охоты, нападение зверя на человека, нападение диких животных друг на друга, содержание зверя в неволе и т.д.
К числу животных, на которых ведется охота, относятся преимущественно зайцы, лисы, белки, олени, бобры. Основными охотничьими приемами являются ловля, отыскивание спрятавшегося животного. Например, охоту на оленя, люди проигрывали путем подражания явлениям природы и повадкам зверей (собак, оленя).
К образцу скотоводческих игр можно отнести очень популярную ранее детскую игру в «Гуси-лебеди». Эта игра воспроизводит эпизоды пастьбы. Сюжет скотоводческих игр, как правило, связан с пастьбой, кормлением животных, уходом, лечением, хищением, куплей-продажей.
Земледельческий цикл игр естественно связан с процессом земледельческих работ, с циклом огородных игр (мак, капуста, хрен, редька и т.д.). Как правило, это игры-песни, так, например: «А мы просо сеяли» или «Мак». В качестве примера остановимся на игре «Мак». В ней играющие становятся в крут и поют песню:
Маки, маки, маковочки,
Золотистые головочки,
Станьте вы в ряд,
Как зеленый мак.
153
Народная художественная культура
З атем обращаются к стоящему в кругу «старику»: Старик! А!
Поспел мак? Только с печи слезаю. Опять повторяется песня и опять вопросы к «старику», на которые он отвечает, давая новый ответ; «Соху направляю», в следующий раз отвечает «посеял», далее «всходит» и, наконец, когда «старик» скажет, что «мак поспел», все играющие хватают его и подбрасывают вверх, что воспроизводит тряску мака.
Игры бытовые. Эти игры В.Всеволодский-Гернгросс разделил на две группы: общественные и семейные.
Игры общественные - преимущественно игры в войну, сюжет которых воспроизводит определенные исторические военные события.
Вторая группа бытовых игр включала цикл семейных: девичьи, любовные, женитьбу и семью (эпизод из семейной жизни: муж и жена, дети). Отличительной чертой их является хороводность, т.е. наличие песенного сопровождения.
Игры орнаментальные. В этой группе игр словесный материал песни не имеет никакого отношения к игровым действиям, но определяет основной рисунок передвижений. В этих играх поющаяся песня может быть сравнительно легко заменена музыкальным инструментальным сопровождением. Песни поются очень разнообразно, но по своему содержанию все они сводятся к приглашению в хоровод: «Пожалуйте в хоровод» или «Приди ко мне в огород, в девичий хоровод!»
Следует отметить, что в хороводных играх, где выделяются отдельные участники, как бы «играющие по песне», жест, движение, мимика являются не более чем символическим комментарием к слову.
Например, «Тоска молодой женщины по своей Родине».
Теоретические и исторические аспекты народной художественной культуры
Молодая женщина, завезенная на дальнюю сторону, тоскует по своей родине. Все для нее горе и кручина, одна только старость в состоянии изменить ее горе. Здесь хоровод составляется, в середину входит девушка, которая поет вместе с играющими о своей тоске.
Хороводные игры имеют своей аналогией «живые» картины или иллюстрации; это искусство в большей мере символически - изобразительное, нежели игровое.
Нередко слово и жест существуют раздельно, принадлежа разным исполнителям, как бы дублирующим друг друга путем перевода «языка» песни на «язык» мимики, жеста, движения.
Когда находящаяся в кругу девушка изображает руками, жестом полет сокола, вряд ли она играет птицу (она не столько представляет, сколько показывает это).
Спортивные игры. Третья группа - это спортивные игры. Они являются наиболее социально полезными из всех игр в целом, ибо спецификой их является тренировка тех или иных физических или умственных способностей. Известны игры: «Бой на корточках», «Поймай последнего», «Поднять соперника», «Перетягивание каната».
Игры в шахматы, шашки. Трудность анализа игр заключается в том, что с ходом исторического процесса они видоизменялись и получали отпечаток новой формации, подвергались воздействию идеологии различных социальных групп, отражали местные особенности. Пример тому более поздняя классификация (70-е годы XX столетия), предложенная Е.Бобринской, Э.Соколовым по:
содержательному признаку (военные, спортивные, художественные, экономические, политические),
составу и количеству участников (детские, взрос лые, одиночные, парные, групповые),
развитию доминирующих способностей (физиче ские, интеллектуальные, состязательные).
154
155
Народная художественная культура
Сферы бытования ПРИ исследовании игры мы народных игр сталкиваемся с огромным разно-
образием ее конкретных проявлений в различных сферах жизни и культуры.
Известно, что многие народные игры связаны с языческими праздниками и обрядами.
У праздников существуют определенные способы выражения, к одним из которых относится игра, отвечающая празднику и торжеству, создающая неповторимую атмосферу веселья и радости, атмосферу возвышенного мироощущения, например, зимние святки «от Рождества до Крещения».
Они выделялись духовным подъемом, праздничностью, весельем. На святках играли в разные игры: «Жмурки», «Сижу - посижу», «Уж я золото хороню», «Пряхи». Примечательной чертой святок было колядование, хождение ряженых.
Праздник «Масленица» по части веселья не уступал святкам. Она отличалась от других зимних праздников размахом катания: на лошадях отдельных упряжек до «поезда» из нескольких саней, катание с ледяных горок на салазках, шкурах, соломенных корзинах. Любимой забавой молодежи было взятие снежного города, которое включало игры, элементы спектакля и спортивного состязания. Распространенными играми были «Царь горы», «Столбики», «Шапка горит». Для Пятидесятницы характерен хороводно-игровой комплекс: «Мак растить», «Садить хрен», «Просо сеять», «Плетень», «Ворота».
Интересной формой досуга молодежи были посиделки. Так, например, на святочных посиделках бытовал набор святочных игр: «Кострома», «Столб», игра «в короли». Многие игры сопровождались песнями, связанными с игрой по содержанию. Во всех играх, включающих поцелуи, парень и девушка, прежде чем поцеловаться, кланялись друг другу в ноги. Примечательной чертой игровой этики было также обращение молодежи друг другу по имени и отчеству, когда назвать партнера требовалось самими условиями игры.
156
Теоретические и исторические аспекты народной художественной культуры
С ущественная роль принадлежит семье, само функционирование которой порождает целенаправленный процесс воспитания. Семья с древнейших времен выступала культурным, ценностным и информационным полем для развития подрастающего поколения. Уже на самых ранних ступенях игра сопутствовала жизни ребенка. Для ребенка в первые годы его жизни партнерами по игре являются взрослые: мать, бабушка, няня, старшие брат или сестра. Играя в куклы, дети подражают жизни взрослых: сватаются, играют в пап и мам, ходят в гости, учат своих «детей», лечат и т.д.
Театр является специфической формой игры-представления, в которой участник пребывает в воображаемом мире игры. Особенностью данного вида игры является наличие зрителей, тех, кому репрезентируется игровой материал. В психологической практике общепринята точка зрения, согласно которой игра является эффективным средством адаптации к обстоятельствам жизни, снятию и предупреждению стрессов. Использование игровых приемов в психотерапии стало уже традиционным, и игра превращается в одно из важнейших средств психотренинга.
Игровой тренинг включает в себя импровизацию конкретных жизненных ситуаций с последующим обсуждением в группе.
Например, робкому человеку предлагается сыграть роль смелого героя, а грубому, несдержанному человеку — роль уступчивого, мягкого. Или в игровой форме воспроизводится травмирующая человека ситуация (руководитель несдержан), где он должен действовать. Задача проигрывания предложенной ситуации — помочь ему избавиться от болезненного реагирования, выработка умения сотрудничества и совместного решения проблем, приемов диалога, способности к эмоциональному самоконтролю и адекватному поведению в группе; таким образом создается новая модель поведения человека.
Говоря об использовании игры в группах психотренинга, нельзя не сказать о Э.Берне - создателе трансактного анализа, который представляет собой метод групповой психоте-
157
Народная художественная культура
рапии, основанной на своеобразном представлении о структуре человеческих состояний, названных «Ребенок», «Взрослый», «Родитель». Э.Берн полагал, что каждый человек имеет свой жизненный сценарий, модель которого намечается в ранние детские годы и которому индивид несомненно следует в течение своей жизни. Изменение сценария сводится к разыгрыванию ролей.
Важное значение для функционирования игровой деятельности представляет сфера досуга. Досуг народа в течение столетий был связан с системой церковных праздников, с событиями в семье - свадьбами, крестинами, похоронами. Досуг проходил в общении с природой, которая открывает большие возможности для увлекательных дел. В настоящее время ценность досуга и игры, являющейся одним из компонентов его, усиливается и актуализируется.
Литература
Агамова НС, Смацова И.С., Морозов И.А. Народные игры для детей. М.,1995.
Игры народов СССР/: Антология. М.-Л.Д933. Бахтин М.М. Творчество Ф.Фабле и народная культура средневековья и Ренессанса // Литературно-критические статьи. М.,1986.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Л.,1992.
Былеева Л.В. Русские народные игры. М.,1988. Виноградов Г.С. Русский детский фольклор. Иркутск, 1930. ВундтВ. Этика. СПб, 1887. С. 181.
Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии.- 1966.-№6.С.62-75. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. М.,1991. С.287. Гачев Г. Национальные образы мира. Космо-психо-логос. М., 1995. Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. М, 1994.
Теоретические и исторические аспекты народной художественной культуры
Игры народов СССР/Сост. Былеева Л.В., Григорьев В.М. М.,
1985.
Капица О.И. Детский фольклор (песни, потешки, дразнилки,
сказки, игры). Л: Прибой, 1928.
Каптерев П.О. О детских играх и развлечениях (энциклопедия
семейного воспитания и обучения). Вып. 4. СПб, 1898. С. 1-57.
Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. М., 1987.
Мельников М.Н. Русский детский фольклор. М., 1987.
Покровский Е.А. Детские игры. Преимущественно русские.
М.,1995.
Терещенко А. Быт русского народа. - М., 1999.
Финк Э. Основные феномены человека // Проблемы человека в
западной философии. М.,1988.
Хейзинга Й. Homo Judens. В тени завтрашнего дня. М., 1992.
Шаронов В.В. Основы социальной антропологии: СПб., 1997.
С.123-128.
Эльконин Д.Б. Психология игры. М.,1978.
Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании. //Собр соч.: в
7т.-Т6.-М.,1957. С.302.
158
159
Народная художественная культура
- Isbn 5-85652-234-6
- Глава 1. Основы теории народной художественной культуры
- Л итература
- Л итература
- Литература
- Глава 4. Художественные традиции семейно-бытовых праздников и обрядов
- Глава 5. Художественный мир народных игр
- Раздел II. Основные виды и жанры
- Глава 1. Устное народное творчество
- Глава 2. Народное песенное творчество
- Литература
- Глава 3. Народные музыкальные инструменты
- Литература
- Глава 4. Народное декоративно-прикладное творчество
- Глава 6. Фольклорный театр
- Литература
- Глава 7. Народный танец
- Литература
- Глава 8. Русский народный костюм
- Литература
- Глава 9. Русская народная игрушка