logo
Baklanova_NarodnayaKhudozhestvennayaKultura

Глава 5. Художественный мир народных игр

Народные игры с древних времен были одной из важ­нейших форм развития народного художественного творче­ства. В игровых ситуациях взаимосвязанно развивались пе­сенное творчество, танцы, элементы народного театра.

Сущность народных игр и их Сущность предназначение помогают осмыслить ИГРЬ| современные исследования в области теории

игры. Согласно теории Э.Берна, игра имеет глубокий социальный смысл. Различные игры сопровождают человека на протяжении всей его жизни. В различных ситуа­циях (семейных, производственных и др.) человек играет раз­личные роли. Именно ролевое начало - один из важных при­знаков любой игры. Играющие распределяют между собой функции, часто соревнуются за тот или иной выигрыш.

Игра рассматривалась как развлечение, забава. В то же время отдельные исследователи связывали ее с отправлением религиозных обрядов, с решением психологических задач, с проблемами катарсиса.

Широкое распространение получил взгляд на игру как на своеобразный канал для освобождения от избытка жиз­ненной энергии, снятия эмоционального и физического на­пряжения. Так, например, английский философ Г.Спенсер рассматривал игру в качестве биологического целесообразно­го механизма экспериментирования, упражнения. Этого же мнения придерживается российский ученый Каптерев ПО. О детской игре он писал: «Игра есть выражение самостоятель­ной деятельности организма, вызываемой и поддерживаемой непосредственно приятностью траты накопившихся энергии и силы... Взрослый под влиянием запаса силы и энергии ра­ботает, дитя, при тех же условиях играет. Источник обеих деятельностей один и тот же.»

144

145

Народная художественная культура

История религии свидетельствует, что в различных ре­лигиозных культах также можно обнаружить игровые эле­менты .

Довольно распространенное мнение бытует об игре как продукте вторичной жизни отдельных явлений в культуре. Игра рассматривается как репродукция труда в ее тренирую­щей функции. Это игры, имитирующие различного рода дея­тельность (охоту, земледелие, скотоводство и т.д.).

Их хорошо описал Д.Б.Эльконин на примере двух си­туаций: первая, связанная с неудачной охотой; чтобы она бы­ла успешной, возникала необходимость репети­ции... У частники будущей охоты воссоздают ситуацию и ор­ганизацию предстоящей охоты. Кто-то из охотников изобра­жает умного и хитрого зверя со всеми его повадками, а ос­тальные - весь процесс организации охоты за ним.

Вторая ситуация: охотники возвращаются с добычей. Их радостно встречают соплеменники, и охотники рассказы­вают о том, как проходила охота, воспроизводя весь ее ход. В обеих ситуациях происходит выделение из целостной реаль­ной трудовой деятельности той ее части, которая может быть названа ориентировочной в отличие от исполнительной, свя­занной с получением материального результата. Эта ее часть становится предметом воспроизведения, а затем освящается, приобретая характер магических обрядов. «Магическая репе­тиция превращается в самостоятельную деятельность». Из приведенного примера видно, что здесь присутствует и раз­влекательное подражание серьезным занятиям, копии «взрос­лых деятельностей».

Нельзя не отметить и такой точки зрения, как связь происхождения игры с происхождением искусства; привер­женцами ее были такие философы XIX века, как И.Кант, Ф.Шиллер, Г.Спенсер, В.Вундт. Они специально не занима­лись созданием теории игры, но уделяли ей внимание в своих трудах по теории искусства. Поэтому рассмотрение ими при­роды игры было связано с возникновением эстетической дея­тельности. Побуждением к игре, согласно Шиллеру, служит красота; человек «играет только тогда, когда он в полном

146

Теоретические и исторические аспекты народной художественной культуры

значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет».

В.Вундт по этому поводу в своей «Этике» писал: «Игра - это дитя труда. Нет ни одной игры, которая не имела бы себе прототипа в одной из форм серьезного труда, всегда предшествующего ей и по времени, и по самому существу. Необходимость существования вынуждает человека к труду. А в нем он постепенно научается ценить деятельность своих сил как источник наслаждения. Игра устраняет при этом по­лезную цель труда и, следовательно, делает этот самый при­ятный результат, сопровождающий труд». Сторонником «трудовой теории игры» был Г.В.Плеханов, который полагал ее важным видом человеческой деятельности, возникающей в ответ на потребности общества. Тесная связь игры с трудом несомненна. Но в игре воспроизводятся не только приемы труда, но также элементы охоты, войны, семейной жизни, праздничных церемоний и т.д. Поэтому мы не можем не на­звать ученых, которые являются сторонниками игры как формы бытия. В связи с этим нельзя не отметить взгляд на игру М.М.Бахтина. Он подходит к игре как форме бытия, как образцу жизни широких народных масс. Аналогичный под­ход находим у немецкого ученого Э.Финка в работе «Основ­ные феномены человеческого бытия», рассматривающего иг­ру как существенное основание человеческого бытия. Со­гласно мнению современного философа Г.Гачева, игра — ка­тегория мировоззренческая, она сообщает человеку ощуще­ние бытия.

Существенный вклад в теорию игры внес нидерланд­ский ученый Й.Хейзинга своей известной работой «Homo Judens» («Человек играющий»). Им была выдвинута идея иг­ры как всеобщего источника формирования и функциониро­вания культуры. Он прослеживает игровой элемент на при­мере разных культурных эпох. Таким образом, анализируя представленные несколько тезисов по рассмотрению пробле­мы игры учеными на протяжении двух столетий, мы видим, что человеческая культура без игры немыслима, что игра на ранних стадиях человечества не только искусство, не только

147

Народная художественная культура

Теоретические и исторические аспекты народной художественной культуры

особая форма самовыражения, но во многом это и сама жизнь в ее повседневном, бытовом проявлении, что игра является обязательной функцией человеческой жизни, представляю­щей собой вид непродуктивной деятельности.

Функции игр

Игре присущи самые различные функции.

Коммуникативность является ее основой.

Игра способна охватить своим

эмоциональным влиянием всех присутствующих. Во-первых, общение между играющими, а во-вторых, теми, кто играет и наблюдает. Зритель (если игра зрелищного типа) явно больше, чем наблюдатель, следящий за тем, как происходит игра. В качестве участника игры - он составная ее часть. В игре каждый из участников полностью использует свой деятельный потенциал. Игра — наилучшая форма взаимодействия людей друг с другом и окружающим миром. Здесь уместно напомнить слова Э.Берна из известной его работы «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры», что любое общение полезно и выгодно для людей. Повседневная жизнь предоставляет очень мало воз­можностей для человеческой близости. Поэтому в социаль­ной жизни весьма значительную часть составляют игры.

В контексте функционирования важное значение при­обретает компенсаторная функция. В игре человек не только тратит, но и восстанавливает энергию. Например, психологи­ческие перегрузки нередко сопровождаются недостаточно активной работой всех других органов человека. Игра позво­ляет вовлечь в работу ранее бездействующие органы и тем самым восстановить жизненное равновесие (тонус). (Люди интеллектуального труда с удовольствием играют в спортив­ные игры.) Также важно отметить, что игра может быть удов­летворением и бессознательных влечений ребенка или взрос­лого.

Благодаря тому, что игра организует деятельность че­ловека, становится возможным целенаправленное воспитание и обучение в игре и через игру детей. Так, например, она по­зволяет создавать для подростка ситуации, направленные на

148

выявление собственных способностей, пределов выносливо­сти, на выработку правильной самооценки, проявление духа солидарности, способствует физическому развитию (подвиж­ные, спортивные игры), подготавливает к труду через разыг­рывание ролей взрослых. В игре личность получает возмож­ность для более полного самовыражения.

На более ранних ступенях общественного развития в своем большинстве игра являлась «школой жизни». Педаго­гическое, дидактическое значение игры довольно велико.

Карл Гросс выдвинул теорию игры как стимула разви­тия. Игра - это подготовительное упражнение к настоящей жизни. Общеизвестны и такие функции игры, как прогнози­рование и моделирование. Прогнозирование обладает боль­шой предсказательностью, только в игре можно эксперимен­тировать с самим собой, моделировать возможные варианты своего поведения, а также вместе и с другими ее участника­ми, в игре человек осуществляет связь с действительным и нереальным.

Русские народные игры

В русском языке понятия «игра», «игрища» существуют очень давно. В Лаврентьевской летописи так говорится о славянских племенах

(родимичей, вятичей, северян): «...братцы не бываху в них, на игрища метю сепы. С хотахуся на игреща, на плясанье и на вся бесовская игрища, и ту умыкаху жены себе».

Диапазон видов народных игр довольно широк: от хо­роводной или свадебной игры — «играть песню», «играть свадьбу» - до воспроизведения детьми или молодежью, а иногда и взрослыми бытовых сцен, например, охоты, войны, сельскохозяйственных работ. Известны детские игры: в прят­ки, ловитки, городки, лапту и многие другие.

В языческой Руси были распространены различные иг­рища, имевшие культовый, магический характер. Например, игрище «Ярило». Оно сопровождалось веселыми гуляньями с песнями, плясками, музыкой, хороводными играми, кулач­ными боями. Часто встречавшимся элементом таких игрищ

149

Народная художественная культура

было ряженье, в котором присутствует некий условный об­раз. На все время, пока длится игра, человек становится сво­его рода «заместителем» изображаемого им персонажа, от имени которого он действует в определенной вымышленной обстановке.

Существует множество классификаций игр. Первая по­пытка классифицировать детские игры была предпринята Каптеревым ПО. в работе «О детских играх и развлечениях». Он разделил их на две большие группы: игры, совершаемые с помощью одних органов тела без всяких орудий, и игры, со­вершаемые с помощью разнообразных орудий. К первой группе он относит: простые движения руками, ногами, голо­вой, туловищем, сначала более или менее бессвязные и бес­порядочные, а потом комбинированные и систематические: беганье, прыганье, скаканье, танцы; ко второй группе: броса­ние вещей на пол, стучание по столу разными предметами, игра в прятки, бросание в цель, комканье бумаги, попытки рисовать и др.

Рассматривая игру как явление очень сложное, одно­временно физическое и психическое, Каптерев П.О. отмечает, что с развитием психической жизни в детскую игру будут входить новые и новые элементы, игра не будет простым приятным движением или рядом движений, но выражением в движениях разнообразного психического содержания.

В конце XIX столетия Г.Виноградов, А.Терещенко, Е.Покровский, А.Гомм также пытаются систематизировать игры. Покровский Е. в своем труде «Детские игры» несмотря на разнородность выбора критериев разделяет их на:

а) игры с игрушками (погремушка, волчок, лошадка и Т.Д.),

б) игры с движениями (бег, прыганье, вращательные движения),

в) игры с различными орудиями (веревочкой, мячиком, палками),

г) игры домашние и зимние.

150

Теоретические и исторические аспекты народной художественной культуры

Как видим, он больше внимания обращал на подвижные игры, физические упражнения, придавая значение им в воспи­тании детей преимущественно физическом и мало останавлива­ясь на словесном творчестве детей, связанном с играми.

Г.С.Виноградов в первую очередь останавливается на играх формальных (т.е. играх традиционных), связанных со словесными формулами: прибаутками, песнями, приговорами чураньем. Так, например, игры физические, сопровождаю­щиеся разными выкриками: «чураньем» (чур-чура! чур меня! и т.п.) и прибаутками. Они произносятся в разные моменты игры и регулируют направление ее, иногда выкрики эти за­ключают правила игры, иногда же это просто песенки, их ритм придает известную гармонию движениям игры, есть иг­ры с небольшими диалогами, большею частью в начале игры. «Палочка - выручалочка» («палочка-воровочка»), игра, очень распространенная среди детей, — разновидность игры в прятки. Овладевший палочкой вожак или кто-нибудь из иг­рающих произносит приговорку и дает этим знать о себе спрятавшимся. Когда кладут палочку, говорят: «Палочка пришла, Никого не нашла, Кого первого найдет, Тот за палочкой пойдет».

Несколько иначе подходит к систематизации игр А.Гомм. Она все игры делит на две группы: игры драматиче­ские и игры, построенные на ловкости и удаче. Каждая груп­па в свою очередь разбивается на множество групп. Так, игры на ловкость и удачу включают: метание в цель веревки и камня, игра в пуговицы, вишневые косточки, в камешки, оре­хи, игры с пальцами и веревочкой. Но в указанном перечне отсутствуют такие игры, как ловитки, а к группе драматиче­ских относятся игры в жмурки. Даже на этих примерах мож­но говорить о несовершенстве систематизации А.Гомм.

Интересен подход к систематизации игр фольклориста Терещенко А.В. Он акцентирует внимание на половозраст­ном признаке.

151

Народная художественная культура

Теоретические и исторические аспекты народной художественной культуры

Игры детские. Они, как правило, просты в сюжетном отношении и соответствуют их возрасту: «Сорока», «Лошад­ка», «Серый волк», «Волк и гуси» и т.д.

Игры девические: «Мак», «Тарелки», «Скачки на дос­ке», «Жмурки» и т.д.

Игры мужские: «Мяч», «Пыж», «Городки», «Кулач­ный бой» и т.д.

Игры обоего пола. Дифференциации игрового дейст­вия по половому признаку являются весьма существенными для русской игры.

В отдельную группу Терещенко А.В. выделил хорово­ды — «Весенние хороводы» и «Летние хороводы».

Невозможно обозначить время и место происхождения хороводов, ибо они принадлежат глубокой древности и со­ставляли первоначально часть языческих религиозных обря­дов. Ни один народ в Европе, кроме славян, не перенес хоро­воды в свою жизнь из древних времен, не сохранил их для своей забавы с такими многообразными изменениями.

Дух хороводных песен - семейная жизнь. В них живо передано веселье и думы наших предков, специфика семей­ной жизни.

Как видно из приведенного обзора, большинство уче­ных XIX века уделяли внимание преимущественно детским играм, вероятно, потому, что в них творчество детей выявля­ется многообразно и в разных направлениях. Следует особо сказать о В.Н.Всеволодском - Гернгроссе, который в преди­словии антологии «Игры народов СССР» изложил основные классификационные принципы. Он наметил три основные группы - три типа формальных (традиционных) игр: драма­тические, спортивные, орнаментальные, а также наметил промежуточные ступени между ними (игры в войны и хоро­воды). Он попытался объяснить существование основных и переходных разновидностей игр всевозможными историче­скими изменениями, создающими почву как для перераста­ния так называемого «игрового стержня» в драму, так и для превращения его в спортивное зрелище и танец.

152

Каждый из указанных типов имеет свою специфику. Рассмотрим их более подробно. Так, спецификой игр драма­тических является наличие художественного образа и драма­тического действия, т.е. диалога и движения.

Эти игры воспроизводят какие-либо производственные и бытовые эпизоды, закладывают основание «народной» драмы.

Производственные игры, в свою очередь, Всеволод-ский-Гернгросс делит на три группы: охотничьи, скотоводче­ские и земледельческие. Они изображают самые разнообраз­ные эпизоды охотничьего быта: сам процесс охоты, нападе­ние зверя на человека, нападение диких животных друг на друга, содержание зверя в неволе и т.д.

К числу животных, на которых ведется охота, относят­ся преимущественно зайцы, лисы, белки, олени, бобры. Ос­новными охотничьими приемами являются ловля, отыскива­ние спрятавшегося животного. Например, охоту на оленя, люди проигрывали путем подражания явлениям природы и повадкам зверей (собак, оленя).

К образцу скотоводческих игр можно отнести очень популярную ранее детскую игру в «Гуси-лебеди». Эта игра воспроизводит эпизоды пастьбы. Сюжет скотоводческих игр, как правило, связан с пастьбой, кормлением животных, ухо­дом, лечением, хищением, куплей-продажей.

Земледельческий цикл игр естественно связан с про­цессом земледельческих работ, с циклом огородных игр (мак, капуста, хрен, редька и т.д.). Как правило, это игры-песни, так, например: «А мы просо сеяли» или «Мак». В качестве примера остановимся на игре «Мак». В ней играющие стано­вятся в крут и поют песню:

Маки, маки, маковочки,

Золотистые головочки,

Станьте вы в ряд,

Как зеленый мак.

153

Народная художественная культура

З атем обращаются к стоящему в кругу «старику»: Старик! А!

Поспел мак? Только с печи слезаю. Опять повторяется песня и опять вопросы к «старику», на которые он отвечает, давая новый ответ; «Соху направ­ляю», в следующий раз отвечает «посеял», далее «всходит» и, наконец, когда «старик» скажет, что «мак поспел», все иг­рающие хватают его и подбрасывают вверх, что воспроизво­дит тряску мака.

Игры бытовые. Эти игры В.Всеволодский-Гернгросс разделил на две группы: общественные и семейные.

Игры общественные - преимущественно игры в войну, сюжет которых воспроизводит определенные исторические военные события.

Вторая группа бытовых игр включала цикл семейных: девичьи, любовные, женитьбу и семью (эпизод из семейной жизни: муж и жена, дети). Отличительной чертой их является хороводность, т.е. наличие песенного сопровождения.

Игры орнаментальные. В этой группе игр словесный материал песни не имеет никакого отношения к игровым дей­ствиям, но определяет основной рисунок передвижений. В этих играх поющаяся песня может быть сравнительно легко заменена музыкальным инструментальным сопровождением. Песни поются очень разнообразно, но по своему со­держанию все они сводятся к приглашению в хоровод: «По­жалуйте в хоровод» или «Приди ко мне в огород, в девичий хоровод!»

Следует отметить, что в хороводных играх, где выде­ляются отдельные участники, как бы «играющие по песне», жест, движение, мимика являются не более чем символиче­ским комментарием к слову.

Например, «Тоска молодой женщины по своей Родине».

Теоретические и исторические аспекты народной художественной культуры

Молодая женщина, завезенная на дальнюю сторону, тоскует по своей родине. Все для нее горе и кручина, одна только старость в состоянии изменить ее горе. Здесь хоровод составляется, в середину входит девушка, которая поет вме­сте с играющими о своей тоске.

Хороводные игры имеют своей аналогией «живые» картины или иллюстрации; это искусство в большей мере символически - изобразительное, нежели игровое.

Нередко слово и жест существуют раздельно, принад­лежа разным исполнителям, как бы дублирующим друг друга путем перевода «языка» песни на «язык» мимики, жеста, движения.

Когда находящаяся в кругу девушка изображает рука­ми, жестом полет сокола, вряд ли она играет птицу (она не столько представляет, сколько показывает это).

Спортивные игры. Третья группа - это спортивные игры. Они являются наиболее социально полезными из всех игр в целом, ибо спецификой их является тренировка тех или иных физических или умственных способностей. Известны игры: «Бой на корточках», «Поймай последнего», «Поднять соперника», «Перетягивание каната».

Игры в шахматы, шашки. Трудность анализа игр за­ключается в том, что с ходом исторического процесса они видоизменялись и получали отпечаток новой формации, под­вергались воздействию идеологии различных социальных групп, отражали местные особенности. Пример тому более поздняя классификация (70-е годы XX столетия), предложен­ная Е.Бобринской, Э.Соколовым по:

  1. содержательному признаку (военные, спортивные, художественные, экономические, политические),

  2. составу и количеству участников (детские, взрос­ лые, одиночные, парные, групповые),

  3. развитию доминирующих способностей (физиче­ ские, интеллектуальные, состязательные).

154

155

Народная художественная культура

Сферы бытования ПРИ исследовании игры мы народных игр сталкиваемся с огромным разно-

образием ее конкретных проявлений в различных сферах жизни и культуры.

Известно, что многие народные игры связаны с языче­скими праздниками и обрядами.

У праздников существуют определенные способы вы­ражения, к одним из которых относится игра, отвечающая празднику и торжеству, создающая неповторимую атмосферу веселья и радости, атмосферу возвышенного мироощущения, например, зимние святки «от Рождества до Крещения».

Они выделялись духовным подъемом, праздничностью, весельем. На святках играли в разные игры: «Жмурки», «Си­жу - посижу», «Уж я золото хороню», «Пряхи». Примеча­тельной чертой святок было колядование, хождение ряженых.

Праздник «Масленица» по части веселья не уступал святкам. Она отличалась от других зимних праздников раз­махом катания: на лошадях отдельных упряжек до «поезда» из нескольких саней, катание с ледяных горок на салазках, шкурах, соломенных корзинах. Любимой забавой молодежи было взятие снежного города, которое включало игры, эле­менты спектакля и спортивного состязания. Распространен­ными играми были «Царь горы», «Столбики», «Шапка го­рит». Для Пятидесятницы характерен хороводно-игровой комплекс: «Мак растить», «Садить хрен», «Просо сеять», «Плетень», «Ворота».

Интересной формой досуга молодежи были посиделки. Так, например, на святочных посиделках бытовал набор свя­точных игр: «Кострома», «Столб», игра «в короли». Многие игры сопровождались песнями, связанными с игрой по со­держанию. Во всех играх, включающих поцелуи, парень и девушка, прежде чем поцеловаться, кланялись друг другу в ноги. Примечательной чертой игровой этики было также об­ращение молодежи друг другу по имени и отчеству, когда назвать партнера требовалось самими условиями игры.

156

Теоретические и исторические аспекты народной художественной культуры

С ущественная роль принадлежит семье, само функцио­нирование которой порождает целенаправленный процесс воспитания. Семья с древнейших времен выступала культур­ным, ценностным и информационным полем для развития подрастающего поколения. Уже на самых ранних ступенях игра сопутствовала жизни ребенка. Для ребенка в первые го­ды его жизни партнерами по игре являются взрослые: мать, бабушка, няня, старшие брат или сестра. Играя в куклы, дети подражают жизни взрослых: сватаются, играют в пап и мам, ходят в гости, учат своих «детей», лечат и т.д.

Театр является специфической формой игры-представления, в которой участник пребывает в воображае­мом мире игры. Особенностью данного вида игры является наличие зрителей, тех, кому репрезентируется игровой мате­риал. В психологической практике общепринята точка зре­ния, согласно которой игра является эффективным средством адаптации к обстоятельствам жизни, снятию и предупрежде­нию стрессов. Использование игровых приемов в психотера­пии стало уже традиционным, и игра превращается в одно из важнейших средств психотренинга.

Игровой тренинг включает в себя импровизацию кон­кретных жизненных ситуаций с последующим обсуждением в группе.

Например, робкому человеку предлагается сыграть роль смелого героя, а грубому, несдержанному человеку — роль уступчивого, мягкого. Или в игровой форме воспроиз­водится травмирующая человека ситуация (руководитель не­сдержан), где он должен действовать. Задача проигрывания предложенной ситуации — помочь ему избавиться от болез­ненного реагирования, выработка умения сотрудничества и совместного решения проблем, приемов диалога, способно­сти к эмоциональному самоконтролю и адекватному поведе­нию в группе; таким образом создается новая модель поведе­ния человека.

Говоря об использовании игры в группах психотренин­га, нельзя не сказать о Э.Берне - создателе трансактного ана­лиза, который представляет собой метод групповой психоте-

157

Народная художественная культура

рапии, основанной на своеобразном представлении о струк­туре человеческих состояний, названных «Ребенок», «Взрос­лый», «Родитель». Э.Берн полагал, что каждый человек имеет свой жизненный сценарий, модель которого намечается в ранние детские годы и которому индивид несомненно следу­ет в течение своей жизни. Изменение сценария сводится к разыгрыванию ролей.

Важное значение для функционирования игровой дея­тельности представляет сфера досуга. Досуг народа в течение столетий был связан с системой церковных праздников, с со­бытиями в семье - свадьбами, крестинами, похоронами. До­суг проходил в общении с природой, которая открывает большие возможности для увлекательных дел. В настоящее время ценность досуга и игры, являющейся одним из компо­нентов его, усиливается и актуализируется.

Литература

Агамова НС, Смацова И.С., Морозов И.А. Народные игры для детей. М.,1995.

Игры народов СССР/: Антология. М.-Л.Д933. Бахтин М.М. Творчество Ф.Фабле и народная культура средне­вековья и Ренессанса // Литературно-критические статьи. М.,1986.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Л.,1992.

Былеева Л.В. Русские народные игры. М.,1988. Виноградов Г.С. Русский детский фольклор. Иркутск, 1930. ВундтВ. Этика. СПб, 1887. С. 181.

Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ре­бенка // Вопросы психологии.- 1966.-№6.С.62-75. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. М.,1991. С.287. Гачев Г. Национальные образы мира. Космо-психо-логос. М., 1995. Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. М, 1994.

Теоретические и исторические аспекты народной художественной культуры

Игры народов СССР/Сост. Былеева Л.В., Григорьев В.М. М.,

1985.

Капица О.И. Детский фольклор (песни, потешки, дразнилки,

сказки, игры). Л: Прибой, 1928.

Каптерев П.О. О детских играх и развлечениях (энциклопедия

семейного воспитания и обучения). Вып. 4. СПб, 1898. С. 1-57.

Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. М., 1987.

Мельников М.Н. Русский детский фольклор. М., 1987.

Покровский Е.А. Детские игры. Преимущественно русские.

М.,1995.

Терещенко А. Быт русского народа. - М., 1999.

Финк Э. Основные феномены человека // Проблемы человека в

западной философии. М.,1988.

Хейзинга Й. Homo Judens. В тени завтрашнего дня. М., 1992.

Шаронов В.В. Основы социальной антропологии: СПб., 1997.

С.123-128.

Эльконин Д.Б. Психология игры. М.,1978.

Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании. //Собр соч.: в

7т.-Т6.-М.,1957. С.302.

158

159

Народная художественная культура