Тема 7. Социологические проблемы киноведения. Кино и общество. Кино и зритель
Специфика восприятия фильма. Подчиненность авторскому взгляду на изображаемые события. Эффект присутствия и иллюзия реальности.
Традиционные зрительские установки и новаторское мышление художника. Элитарный и коммерческий фильм. Развлекательное и серьезное кино.
Факторы успеха фильма.
Диалектическая программа взаимоотношений художника и зрителя. Дистанция и контакт между зрителем и экранным произведением.
Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 7:
1. Специфика восприятия фильма.
Основная литература:
Арнхейм Р. Кино как искусство. М.: Иностранная литература, 1960
Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства, М., Прометей, 1994
Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Ж. «Киноведческие записки» №2.
Жабский М. Методология прикладного социологического исследования. М., 1976
Дополнительная литература:
Дробашенко. С. Феномен достоверности. Очерки теории документального кино. М.: Искусство, 1972
Дубровин А. Интересы и интересное. Эстетика экрана. 1994.
Ждан В. Введение в эстетику фильма. 1972.
Тема № 8. Кинокритика и печать о кино
Краткая характеристика основных периодических изданий, посвященных кинематографу. Определение художественной критики. Связь художественной критики с эстетикой и искусствоведением. Возникновение художественной критики. Критика как особая творческая профессия. Особенности критического мышления. Критика как наука и критика как искусство. Интуиция и логика, субъективное и объективное в критических суждениях и оценках. Художественная критика и публицистика. Основные направления и тенденции в дореволюционной отечественной критике и современность. Художественная критика и теории чистого искусства в современных условиях. Кинокритика как раздел киноведения. Отношение кинокритики к истории и теории кино. Особенности кинокритики, обусловленные спецификой киноискусства. Основные виды и жанры кинокритики. Критика газетно-журнальная в общей и специальной, киноведческой прессе. Рецензия, обзор, критическая статья, эссе. Социальные адресаты кинокритики. Кинокритика и художник. Кинокритика и публика. Прогностическая функция кинокритики. Кинокритика и киносоциология. Кинокритика и реклама. Кинокритика и средства массовой информации. Новые формы кинокритики на ТВ. Становление художественной телекритики и ее особенности. Зарождение критики экранных произведений, создаваемых с помощью новых экранных технологий.
Этапы развития отечественной кинокритики. Основные тенденции развития кинокритики на современном этапе. Структуралистская и постструктуралистская критика. Теория интертекста. От «произведения» к «тексту» и «смерть автора» по Р. Барту.
Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 8:
1. Основные виды и жанры кинокритики
2. От «произведения» к «тексту» и «смерть автора» по Р. Барту.
Основная литература:
Бурсов Б. Критика как литература. Л., 1976
Лебедев Н. Внимание: кинематограф! О кино и киноведении. Статьи.
Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. Пер. с фр. Г. Косикова, М., Прогресс, 1994
Дополнительная литература:
Эпштейн М.Н. – Парадоксы новизны. О литературном развитии XIX – XX веков.- М., Советский писатель, 1988
Григорьев А. Эстетика и критика, М., 1980
Методологические проблемы художественной критики. М., 1987
Чупринин С. Критика - это критики. М., 1988
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего и послевузовского профессионального образования «Всероссийский государственный университет кинематографии
- 2. Аннотация дисциплины
- 3. Тематический план и расчЕт по видам занятий учебной дисциплины
- Тема 1. Киноведение как наука. Предмет киноведения
- Тема 2. Кино - область современной культуры, экономики, промышленности
- Тема 3. Кино как вид искусства
- Тема 5. Кино в контексте других искусств
- Тема 6. Художественный метод, направления, стиль в киноискусстве
- Тема 7. Социологические проблемы киноведения. Кино и общество. Кино и зритель
- 5. Методические рекомендации к написанию контрольной работы
- 6. Список вопросов к экзамену