1.3. Смысл и определения понятий «методический идеал» и «основной метод дизайна»
Известно, что разработка тех или иных методик преследует цель упорядочить и систематизировать конкретную практическую деятельность для достижения необходимого результата наиболее целесообразным и эффективным способом. Такая цель предполагает определенный идеал деятельности, который становится основой соответствующей методики. В зависимости от идеала меняется и тип методики. В дизайне использовались и используются несколько разных методических идеалов дизайн-деятельности.
В одних типах методик идеал дизайн-деятельности задан в виде наглядного образца процесса и способа продуктивного решения поставленной задачи на конкретном примере разработки какого-либо объекта в конкретной ситуации. Они служат распространению в массовой практике передового опыта, но не содержат широких обобщений.
В других типах методик идеалом деятельности служит не наглядный образец, а нормативная схема процесса деятельности, определяющая последовательность разработки проектной документации по этапам, содержание проектных работ на каждом этапе, требования, критерии и способы оценки качества выполняемых работ. Выполняя организующую роль в работе дизайнеров, методики такого типа не ставят задачу развития творческого мышления, позволяющую каждому дизайнеру искать свои пути оригинального решения проектной проблемы.
В третьих типах методик идеалом дизайн-деятельности является логически обоснованный процесс решения проектной проблемы, представленный в виде системы операций. В таких методиках вопросы организации процесса играют вспомогательную роль, главное внимание фокусируется на разработке типологии проектных задач, охватывающей все возможные проектные ситуации, и выявление принципов и средств решения этих задач. Однако это не дает целостной методической модели дизайн-деятельности, поскольку при таком подходе она разбивается на множество отдельных фрагментов.
В четвертых типах методик предметом методического описания является становление объекта разработки, приобретающего в процессе проектирования целесообразную дизайн-форму. Понятие дизайн-формы здесь включает в себя методический прием переноса на объект способа деятельности, благодаря чему объект предстает как саморазвивающийся, формообразующийся. Основной проблемой методик такого типа оказывается определение специфики объекта деятельности, тесно связанное с пониманием дизайн-формы. Попытки определить ее обнаруживают в этом случае зависимость от представлений о самой дизайн-деятельности, что свидетельствует о недостаточной полноте принятого методического изображения дизайн-деятельности и затрудняет идентификацию модели формообразования с конкретными проектными ситуациями [19].
Таким образом, проблема определения методического идеала дизайн-деятельности, в котором выявлялась бы ее специфика, в рассмотренных типах методик остается открытой. «Методика должна не только содержать в себе определенный идеал деятельности, но и сознательно объявлять его» [19, с. 8].
Выше отмечалось, что дизайн является специфическим видом проектной деятельности, объединившей художественную идеологию предметного творчества с инженерной проектной практикой, ориентированной на индустриальное производство. Наряду с существовавшими видами проектирования (архитектурным, инженерным) в начале ХХ в. сформировался еще один его вид – художественное конструирование и соответствующий ему социальный институт деятельности – дизайн.
Методический идеал дизайн-деятельности характеризуется следующими признаками: во-первых, включением в структуру этой деятельности всех базисных форм проектной деятельности – критики, исследования, проектирования (технологического, морфологического, функционального); во-вторых, соединением этих форм с особой проектной идеологией, выдвинувшей задачу формирования новых культурных образцов изделий (их комплектов, ансамблей, комплексов, систем, предметной среды); в-третьих, обогащением базисных форм проектирования рядом дополнительных функций; в-четвертых, выявлением в проектной идеологии дизайна художественной идеологии как ее сущности [19].
«Эстетическое сознание и художественный метод мышления стали той основой, на которой формировался дизайн как деятельность по проектированию культурных образцов. Дизайнер, проектируя предметный мир для человека, ориентируется на целостные и социально конкретные образцы жизнедеятельности, моделируемые также и с помощью художественного воображения. Дизайнер – это художник, работающий в материале техники и промышленности. Он должен уметь мыслить категориями техники и говорить с инженером на одном профессиональном языке» [19, с.11].
Основным методом дизайна (воплощающим наиболее плодотворный методический идеал дизайн-деятельности) является художественно-образное моделирование объекта дизайн-проектирования посредством композиционного формообразования. Оно базируется на результатах анализа утилитарных и эстетических запросов и предпочтений определенных групп потребителей, характеризующих их образ жизни, с учетом ситуаций и среды использования и восприятия объекта, а также анализа функций объекта (как средства предметного обеспечения соответствующих потребностей), свойств конструкционных и отделочных материалов и технологии изготовления изделия (изделий), обусловленной материально-техническими возможностями конкретного предприятия.
Дизайн призван включать продукты техники в мир материально-художественной культуры путем создания культурных образцов изделий (их комплексов, систем), способствуя формированию гармоничной предметной среды в зависимости от условий социального функционирования дизайн-деятельности.
- 070601 − «Дизайн»
- Введение
- 1. Ключевые понятия, термины и определения, рабочие категории дизайна
- 1.1. Дизайн. Этимология, смысл и определения понятия. Термины практики и теории дизайна
- 1.2. Сущность понятий «предмет дизайна» и «объекты дизайна». Их определения
- 1.3. Смысл и определения понятий «методический идеал» и «основной метод дизайна»
- 1.4. Основные рабочие категории дизайна. Их сущность, определения, взаимосвязь
- 2. Типология дизайн-деятельности
- 2.1. Области дизайн-деятельности и субъекты дизайна
- 2.2. Направления дизайн-деятельности, существующие и перспективные
- 2.3. Специализация дизайн-деятельности по классам, группам и видам объектов дизайна
- 2.4. Систематизация видов дизайна по отношению к категориям «утилитарное» и «эстетическое»
- 3. Цель, функции и задачи дизайна
- 3. 1. Основная цель дизайна, ее смысл и определение
- 3.2. Типология функций дизайна. Их сущность, определения, взаимосвязь
- 3.3. Социально значимые задачи дизайна. Их обусловленность его функциями
- 4. Принципы и закономерности дизайна
- 4.1. Сущность и определения основных принципов дизайна
- 4.2. Система категорий, выражающих закономерности дизайна во взаимосвязи с его принципами
- И закономерностей дизайна
- 5. Композиционное формообразование в дизайне
- . Сущность и определение художественно-конструкторского формообразования
- 5.2. Система основных факторов композиционного формообразования объектов дизайна
- Композиция как инструмент гармонизации структуры и формы объектов дизайна
- 5.4. Формирование художественной образности объектов дизайна
- 6.2. Дизайн в семействе архитектонических искусств как видов предметного художественного творчества
- Заключение
- Библиографический список
- Содержание
- Медведев Всеволод Юрьевич Сущность дизайна
- 191028, С.- Петербург, ул. Моховая, 26