1. Локальные культуры как модель развития человечества. Концепция культурно-исторических типов (н.Я. Данилевский)
В философии и культурологии важной проблемой является вопрос о том, что собой представляет исторический и культурный процесс: развитие мировой культуры в целом или смену локальных культур, каждая из которых живет своей собственной, обособленной жизнью. С точки зрения теории локальных культур схема истории представляет собой не однонаправленный линейный процесс: линии развития культур расходятся. Такой позиции придерживались Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, Л. Фробениус, А. Тойнби, Э. Мейер, Э. Трельч и др. Эти мыслители противопоставляли свои концепции идее универсальности и всемирной истории (концепции Вольтера, Монтескье, Г. Лессинга, И. Канта, И.Г. Гердера, В. Соловьева, К. Ясперса и др.).
Русский социолог Николай Яковлевич Данилевский (1822–1885) разработал концепцию локальных культурно-исторических типов, или цивилизаций, последовательно проходящих в своем развитии стадии рождения, расцвета, упадка и гибели. Культурно-исторические типы являются субъектами истории человечества. Однако этими субъектами история культуры не исчерпывается. В отличие от положительных культурно-исторических типов, есть еще и т. н. «отрицательные деятели человечества» – варвары, а также этносы, которым не свойственны ни положительная, ни отрицательная исторические роли. Последние составляют этнографический материал, включаясь в культурно-исторические типы, но не достигая исторической индивидуальности.
Н.Я. Данилевский выделяет следующие культурно-исторические типы:
1) египетскую культуру;
2) китайскую культуру;
3) ассирийско-вавилоно-финикийскую;
4) халдейскую, или древне-семитскую, культуру;
5) индийскую культуру;
6) иранскую культуру;
7) еврейскую культуру;
8) греческую культуру;
9) римскую культуру;
10) аравийскую культуру;
11) германо-романскую, или европейскую, культуру.
Отдельное место в теории Данилевского отводится мексиканской и перуанской культурам, которые были уничтожены, не успев завершить своего развития.
Среди этих культур выделяются «уединенный» и «преемственный» типы. Первый тип – китайская и индийская культуры, а второй – египетская, ассирийско-вавилоно-финикийская, греческая, римская, еврейская и европейская культуры.
Плоды деятельности последних передавались от одного культурного типа к другому как подпитка или «удобрение» той почвы, на которой впоследствии развивалась другая культура.
Каждый самобытный культурно-исторический тип эволюционирует от этнографического к государственному состоянию, и от него – к цивилизации.
Вся история, по Данилевскому, демонстрирует, что цивилизация не передается от одного культурно-исторического типа к другому.
Из этого не следует, что они не оказывали взаимного влияния друг на друга, но это воздействие не может рассматриваться как прямая передача.
Народы каждого культурно-исторического типа не вообще трудятся; результаты их труда остаются собственностью всех других народов, достигших цивилизационного периода своего развития.
Под периодом цивилизации Данилевский понимал время, в течение которого народы, составляющие тип, проявляют преимущественно свою духовную деятельность во всех тех направлениях, для которых есть залоги в их духовной природе. Данилевский выделяет следующее основание культурной типологии: направления культурной деятельности человека.
Всю социокультурную человеческую деятельность русский социолог подразделяет на четыре не сводимых один к другому разряда:
1) деятельность религиозная, включающая отношение человека к Богу, – народное мировоззрение как твердая вера, составляющая живую основу всей нравственной деятельности человека;
2) деятельность культурная в узком смысле (собственно культурная) этого слова, объемлющая отношение человека к внешнему миру. Это, во-первых, теоретически-научная деятельность, во-вторых, эстетически-художественная и, в-третьих, технически-промышленная деятельность;
3) деятельность политическая, включающая в себя как внутреннюю, так и внешнюю политику;
4) деятельность общественно-экономическая, в процессе которой создаются определенные экономические отношения и системы. В соответствии с разрядами культурной деятельности человека Н.Я. Данилевский различал следующие культурные типы:
1) культуры первичные, или подготовительные. Их задачей была выработка тех условий, при которых вообще становится возможной жизнь в организованном обществе. Эти культуры не проявили себя достаточно полно или ярко ни в одном из разрядов социокультурной деятельности. К таким культурам относятся египетская, китайская, вавилонская, индийская и иранская культуры, заложившие основы последующего развития;
2) культуры одноосновные – исторически следовали за подготовительными и проявили себя достаточно ярко и полно в одном из разрядов социокультурной деятельности. К таким культурам относятся еврейская (создающая первую монотеистическую религию, ставшую основой христианства); греческая, воплотившаяся в собственно культурной деятельности (классическое искусство, философия); римская, реализовавшая себя в политико-правовой деятельности (классическая система права и государственная система);
3) культура двуосновная – германо-романская, или европейская. Этот культурный тип Данилевский называл политико-культурным типом, поскольку именно эти два направления стали основой творческой деятельности европейских народов (создание парламентской и колониальных систем, развитие науки, техники, искусства). Ведь в экономической деятельности европейцы преуспели в гораздо меньшей степени, поскольку созданные ими экономические отношения не отражали идеала справедливости; 4) культура четырехосновная – гипотетический, только еще возникающий культурный тип. Данилевский пишет о совершенно особом типе в истории человеческой культуры, который имеет возможность реализовать в своей жизнедеятельности четыре важнейшие ценности: истинную веру; политическую справедливость и свободу; собственно культуру (науку и искусство); совершенный, гармоничный общественно-экономический строй, который не удалось создать всем предшествующим культуры. Таким типом может стать славянский культурно-исторический тип, если он не поддастся соблазну перенимать готовые культурные формы от европейцев. Удел России, полагал Данилевский, – не покорять и угнетать, а освобождать и восстанавливать.
В основе философии истории Данилевского лежит идея отрицания единства человечества, единого направления прогресса: общечеловеческой цивилизации не существует и не может существовать. Общечеловеческое означает бесцветность, отсутствие оригинальности. Не сомневаясь в биологическом единстве человечества, Данилевский настаивает на самобытности, самодостаточности культур. Подлинными творцами истории выступают не сами народы, а созданные ими и достигшие зрелого состояния культуры.
- 2. Состав и структура культурологического знания
- Лекция 2. Культурология и философия культуры, социология культуры
- 1. Основные течения и школы в западной философии культуры XIX–XX вв.
- 2. Философия культуры в России в XIX–XX вв.
- 3. Социология культуры
- Лекция 3. Культурная антропология. Культурология и история культуры
- 1. Культурная антропология
- 2. Культурология и история культуры
- 3. Художественный стиль как символическое выражение души культуры
- Лекция 4. Теоретическая и прикладная культурология
- 1. Теоретические исследования в культурологии
- 2. Прикладные исследования в культурологии
- Лекция 5. Методы культурологических исследований
- 1. Своеобразие культурологии как комплексной науки
- 2. Методы культурологических исследований
- 3. Основные формы духовной культуры
- Лекция 6. Культурология как наука о культуре
- 1. Культура как предмет культурологии
- 2. Формирование понятия «культура» и его философское осмысление
- 3. Понятие «культура» в языках различных наук и в разговорном языке
- Лекция 7. Взаимосвязь культуры и цивилизации
- 1. Формирование и основные значения понятия «цивилизация»
- 2. Типы цивилизаций
- 3. Специфика и основные черты техногенной цивилизации
- 4. Взаимосвязь понятий «культура» и «цивилизация»
- Лекция 8. Основные понятия культурологии
- 1. Культурогенез (происхождение и развитие культуры)
- 2. Культурные ценности и нормы
- 3. Динамика культуры
- 4. Модернизация культуры
- 5. Морфология культуры
- 6. Культурные традиции
- Лекция 9. Модели культуры
- 1. Классическая и современная модели культуры
- 2. Массовая и элитарная культуры
- 3. Субкультура и контркультура
- 4. Культура как система знаков
- 5. Информационное определение культуры
- Лекция 10. Типология культур
- 1. Типология культуры
- 2. Этнический и национальный типы культуры
- 3. «Восток – Запад» в культурологии
- 4. Россия и тип ее культуры
- Лекция 11. Локальные культуры
- 1. Локальные культуры как модель развития человечества. Концепция культурно-исторических типов (н.Я. Данилевский)
- 2. Локальные культуры и локальные цивилизации (о. Шпенглер и а. Тойнби)
- 3. Теория культур-цивилизаций с. Хантингтона
- Лекция 12. Место и роль россии в мировой культуре
- 1. Культура России и русский национальный характер
- 2. Славянский элемент культуры России
- 3. Православные мотивы культуры России: самобытное и заимствованное
- 4. «Москва – третий Рим» как воплощение идей мессианства в русской культуре
- 5. Западники и славянофилы о русской культуре и исторической судьбе России
- Лекция 13. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе
- 1. Факторы и механизмы трансформации культуры
- 2. Универсализация и трансформация культуры в эпоху глобализации
- 3. Рутинизация и виртуализация культуры
- 4. Глобализация как основание межкультурного диалога
- Лекция 14. Культура и социум
- 1. Культура и природа
- 2. Культура и общество
- 3. Культура и глобальные проблемы современности
- 4. Культура и личность
- 5. Социализация и инкультурация
- Раздел II. История мировой художественной культуры Лекция 15. Особенности древних культур
- 1. Первобытная культура
- 2. Особенности великих культур древности (Шумер и Древний Египет)
- Лекция 16. Культура античности
- 1. Культура античности
- 2. Древняя Греция
- 3. Эпоха архаики и ее культурные достижения
- 4. Классический период
- 5. Эллинская культура
- 6. Культура Древнего Рима
- Лекция 17. Культуры Востока
- 1. Культура Арабского халифата
- 2. Культура Древней Индии
- 3. Культура Китая
- 4. Культура Японии
- Лекция 18. Культура Европы
- 1. Культура Византии
- 2. Культура средневековой Европы
- 3. Культура эпохи Возрождения
- 4. Европейская культура эпохи Просвещения
- Лекция 19. Культура России IX–XIX вв
- 1. Культура Древней Руси
- 2. Культура Московского государства (XIV–XVII вв.)
- 3. Русская культура XVIII в.
- 4. Золотой век культуры России
- Лекция 20. Культура советского государства
- 1. Специфика культуры в России послереволюционного периода
- 2. Культура ссср в 1930-1950-е гг.
- 3. Культура Советского государства в 60-80-е гг. XX в.
- 4. Проблема современной российской культуры
- Раздел III. Приложение
- 1. Концепция происхождения культуры ф.Ницше
- 2. Взгляды а.Тойнби на теорию человеческой цивилизации
- 3. Теория культуры н.Бердяева
- 4. З. Фрейд и его концепция сознательного и бессознательного
- 5. Культурологическая концепция н.Я.Данилевского
- 6. Философская концепция функционирования культуры о.Шпенглера
- 7. Теория суперсистем п.А.Сорокина
- 8. Преодоление идей катастрофизма к. Ясперсом
- 9. Концепция культурных архетипов е.Г.Юнга
- 10. Культурологическая концепция д.Б. Вико
- 11. Йохан Хейзинга. Xomo ludens
- 12. Умберто Эко. От интернета к гуттенбергу (пер. М.С. Атчиковой)
- (Пер. Н.Н. Ефремова)
- 14. Мишель Фуко. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы (пер. В.А. Шкуратова)
- 15. Роберт Бертон. Анатомия меланхолии (пер. В.А. Шкуратова)
- Библиография