logo
Музыкальная балетная реформа П.И. Чайковского

Заключение

Чайковский с наибольшей полнотой осуществил то, о чем мечтали передовые хореографы XVIII и XIX столетие. В его балетах музыка впервые заговорила языком больших чувств и страстей. Чайковский внес в балет могучую реалистическую выразительность своего оперного и симфонического искусства. После «Лебединого озера», «Спящей красавицы» и «Щелкунчика» возвращение к старому, безлично компилятивному стилю балетной музыки было уже невозможно. Реформу Чайковского в дальнейшем закрепляют виднейшие мастера балетной музыки конца XIX -- начала XX столетий, в первую очередь А. Глазунов: она получает широкое развитие в выдающихся балетных партитурах композиторов ХХ века, а в частности, в балетах С. Прокофьева, А. Хачатуряна, Р. Глиэра, А. Крейна, К. Караева.

В «Лебедином озере», при всей новизне поставленной задачи (первый опыт создания балета), Чайковский оказался в очень близкой ему сфере или, употребляя его собственное выражение, был на своей «тропинке». Вот почему произведение получилось столь цельным и творчески непосредственным. Этим обусловлена неувядаемая свежесть и лирическое обаяние «Лебединого озера», вошедшего в жизнь поколений в качестве одного из самых любимых и задушевно близких творений Чайковского.

Источники

1. http://www.belcanto.ru

2. http://shanson-e.tk/forum/archive/index.php/t-38886.html