logo
Образ Невского проспекта в живописи и графике русских художников XIX века

Введение

Тема исследования: образ Невского проспекта в живописи и графике русских художников XIX века.

Общая характеристика темы.

Расположенный на архипелаге из нескольких десятков островов в невской дельте, среди невыразительного, однообразного ландшафта, на низменной плоскости, город был заложен не только в дни войны, охватившей этот край, но буквально на переднем крае боевых действий, в ходе проведения широко задуманной военной операции. Он располагался в малонаселенной местности, которая издавна была пограничной между двумя могучими соседними государствами - Россией и Швецией. Он нес на себе с первых своих дней нелегкий груз сомнений и поисков, связанных с тем, что Россия веками не могла окончательно определиться, к какой цивилизации, в какую сторону ее «тянут» и история, и природа - на Запад, к Европе, или на Восток, к Азии. А Санкт-Петербург и вся его история насыщена событиями, победами, свершениями и размышлениями, той эпохи, которую мы не случайно называем «петровской» эпохой нашей национальной истории. Именно в этот период на протяжении XVIII-XIX столетий напряженно шел сложнейший и важнейший процесс самоутверждения России в ее национальной самобытности и национальном достоинстве - процесс, во главе которого неизменно находился Петербург - столица империи.

Город как целое, как результат взаимодействия многих сил (творческих взглядов, требований заказчика, условий конкретного времени) растворялся во множестве отдельных исследовательских аспектов и пристрастий. Между тем, как справедливо утверждает исследователь Санкт-Петербурга С.В. Семенцов, «невозможно создать историю города и понять его гармонию через сумму биографий отдельных людей и историй зданий». Обладая собственной градостроительной позицией и видением столицы Российской империи Петр сразу включился в проектный процесс по созданию Петербурга - города величия и славы.

Привлечение новых материалов по данному вопросу, их анализ совместно с уже известными материалами и публикациями позволил рассмотреть архитектурный образ Санкт-Петербурга и Невского проспекта XVIII-XIX веков, что отражено в 1 части дипломной работы.

Выбрав вектор развития страны, Пётр I жестко боролся против традиционного московского консерватизма, против политики самоизоляции от окружающего мира, отлично осознавал, что решение грандиозных задач «вхождения в европейское пространство» сводятся к реформам в области образования, культуры и искусства. Именно поэтому император избирает генеральным направлением, главной перспективой, стратегической установкой для своей новой столицы вопросы культуры. Культура (от лат. cultura) --набор правил (часто неформальных), стереотипов и норм поведения, результатов творчества, свойственных некоторому обществу; совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей) становится доминантной гранью всей программы развития Петербурга и образа Невского проспекта как части архитектурного пейзажа города, отраженного в живописи и графике русских художников XIX века. Данному вопросу посвящена 2 часть дипломной работы.

Невский проспект - главная улица Санкт-Петербурга имеет протяжённость 4260 метров и начинаясь от Адмиралтейства, заканчивается возле Александро-Невской Лавры. История проспекта восходит к первым

годам основания Санкт-Петербурга и стала не только первым районом регулярной застройки, но и средоточием общественной и культурной жизни города с XVIII века и по настоящее время. История Санкт-Петербурга и в частности Невского проспекта наиболее полно отражена в живописи и графике XIX века коллекции Русского музея. Именно эта коллекция взята для изучения во второй части дипломной работы.

Государственный Русский музей - первый в стране государственный музей русского изобразительного искусства, основанный в XIX веке (1895 год) в Санкт-Петербурге по Указу императора Николая II. Торжественно открылся для посетителей - 7 марта (19 марта по новому стилю) 1898 года. Русский музей сегодня - это уникальное хранилище художественных ценностей, известный реставрационный центр, авторитетный научно-исследовательский институт, один из крупнейших центров культурно-просветительской работы, научно-методический центр художественных музеев Российской Федерации, курирующий работу 260 художественных музеев России.

В настоящее время коллекция Русского музея насчитывает более 400000 экспонатов и охватывает все исторические периоды и тенденции развития русского искусства, все его основные виды и жанры, направления и школы более чем за 1000 лет: с Х по ХХI век.

К музейному комплексу Русский музей, помимо Михайловского дворца с корпусом Бенуа и флигелем Росси, также относятся Мраморный и Строгановский дворцы, Михайловский (Инженерный) замок и уникальные садово-парковые ансамбли - Летний сад с Летним дворцом Петра I и Михайловский сад.

Русский музей ведет не только широкую выставочную деятельность, в городах России и за рубежом, и издает полиграфическую продукцию: календари, открытки, каталоги, альбомы и буклеты, подготовленные научными сотрудниками, но и в рамках проекта «Русский музей: виртуальный филиал» открывает виртуальные филиалы по всему миру: в Финляндии г. Лахти, Бельгии г. Лёвен, Великобритании г. Лондон, Словении г. Любляна, Италии г. Рим и других странах и городах, на апрель 2015 года более 16о информационно-образовательных центров (ИОЦ) по в том числе Антарктическая станция «Беллинсгаузен» и «Российский центр науки и культуры» в г. Сантьяго (Чили). С помощью ИОЦ «Русский музей: виртуальный филиал» происходит приобщение широкой зрительской аудитории к ценностям российской культуры, историческому прошлому России через свободный доступ к электронно-цифровым и печатным материалам, что отражено в 3 главе данной дипломной работы.

Один из ИОЦ «Русский музей: виртуальный филиал» открыт в ГБДОУ детский сад №62 Приморского района Санкт-Петербурга в 10 февраля 2012 года в котором руководителем работает автор данной дипломной работы.

Объект исследования данной дипломной работы - образ Невского проспекта - одной из старейших улиц Санкт-Петербурга.

Предмет исследования дипломной работы - живопись и графика русских художников XIX века отражающая архитектурные пейзажи Невского проспекта.

Цель исследования - изучить архитектурный образ Санкт-Петербурга и Невского проспекта как части архитектурного пейзажа Санкт-Петербурга в живописи и графике русских художников XIX века.

Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:

1) Описать архитектурный образ Санкт-Петербурга XVIII века;

2) Провести анализ живописи и графики как видов изобразительного искусства;

3) Проанализировать характер архитектурных пейзажей Санкт-Петербурга в творчестве русских художников XIX века;

4) Составить описание образов Невского проспекта Санкт-Петербурга в живописи и графике XIX века;

5) Выявить популяризацию изображений Невского проспекта на протяжении XVIII-XXI веков.

Границы исследования:

1) Временные рамки: XVIII век - обусловлен началом строительства города Санкт-Петербурга (1703 год); XIX век, расширением возможностей русских художников и окончательным устройством Невского проспекта, как культурного центра Российской столицы; XX-XXI века, как время популяризации полиграфической продукции с изображением архитектурных пейзажей Невского проспекта Санкт-Петербурга.

2) Территориальные границы - левобережная территория города Санкт-Петербурга; Невский проспект ограниченный с одной стороны Дворцовой площадью и зданием Адмиралтейства и другой стороны Александро-Невской лаврой.

3) Методика исследования относится к числу комплексных и включила в себя: изучение научно-литературных источников; визуальный анализ, анкетирование.

4) Практическая значимость диплома определяется возможностью использования ее материалов в учебном и образовательном процессе, а также для целей экскурсионно-популяризаторской деятельности в Санкт-Петербурге.

5) Источники информации.

Основную группу источников информации представляют научно-литературные источники, музейные экспонаты коллекции Государственного Русского музея.