logo
Образ Невского проспекта в живописи и графике русских художников XIX века

1.2 Формирование облика Невского проспекта XVIII-XIX веков

Особо важным стало проектирование левобережной Адмиралтейской части, за которой в 1730-е годы закрепилось значение парадного центра столицы. На плане, составленном Петром Михайловичем Еропкиным, была намечена система «трех лучей», ориентированных на башню Адмиралтейства (Гороховая улица, Невский и Вознесенский проспекты).

Параллельно рекам левобережья (Мойка, Кривуша, ставшая в конце ХVIII века Екатерининским каналом, Фонтанка) прокладывались новые магистрали: Большая Морская и Садовая улицы, Литейный, Владимирский и Загородный проспекты. П.М. Еропкин разработал четкий план для Коломны, для района между Мойкой и Фонтанкой, где селились адмиралтейские служащие. По плану инженера Христофора Антоновича Миниха (граф Бурхард Кристоф фон Мюнних) были проложены Гончарная и Тележная улицы, направление которых сгладило резкий излом «Невской першпективы».

Невский проспект не сразу стал центральной улицей города. Изначально его трасса состояла из двух отдельных дорог. Будущий Невский проспект складывался как главная въездная дорога в Санкт-Петербург с юга - из Москвы и Великого Новгорода.

С самого начала жизни Санкт-Петербурга в город с юга вела только одна дорога - Новгородский тракт, проходящий по трассе современного Лиговского проспекта. Тогда дорога доходила до самой Невы к селу Спасское (сейчас район Смольного монастыря), далее шла по берегу реки вплоть до Адмиралтейства. Этот путь быль не лёгким, дорогу часто размывало.

Рядом с Адмиралтейством, сразу после его основания в 1704 году, появился Адмиралтейский луг, а за ним - Морская слобода. Она расположилась между Адмиралтейским лугом и Мойкой. Адмиралтейский луг не застраивали, так как он служил гласисом для Адмиралтейства. Такое пустое пространство было необходимо для крепости (Адмиралтейство изначально было не только верфью, но и крепостью) для того, чтобы враг не мог подойти к ней незамеченым.

В 1705 году на левой стороне будущего Невского проспекта, был построен Морской рынок. Он возник здесь по желанию местных мастеровых, которые пожаловались губернатору А.Д. Меншикову на отсутствие в слободе заведения по продаже съестных припасов и питья. На Морском рынке торговали не только продуктами, но и дровами, сеном. Рядом с рынком по набережной Мойки, был построен, по типовому проекту для именитых, дом адмирала Корнелия Крюйса. Он руководил строительством Адмиралтейства и был президентом Адмиралтейств-коллегии, поэтому поселился рядом с ним. Именно вокруг дома Крюйса и росла Морская слобода.

В 1710 году был основан Александро-Невский монастырь. Появилась необходимость связать место его строительства с Морской слободой. Но так как строительные работы в монастыре начались только в 1712 году, именно тогда и начали прокладывать трассу от него до Новгородского тракта. А в 1710 году начали прокладывать прямую трассу, першпективу от Адмиралтейства до Новгородского тракта по наикратчайшему расстоянию. Её назвали Большой першпективой. В первую очередь обустраивали участок от Адмиралтейства до Мойки, через Морскую слободу. На карте Петербурга легко заметить, что между Невским и Лиговским проспектами прямой угол. Так наметилось направление Невского проспекта.

Отрезок от монастыря строился с 1712 по 1718 год, изначально назывался «Невская першпектива», по названию монастыря. Первое упоминание о ней в официальных документах «Указ Петра I» от 2 октября 1718 года в котором говорится о дороге к Невскому монастырю. Большая першпектива поначалу застраивалась медленно, так как Пётр I видел центр города на Васильевском острове, как уже упоминалось ранее, а вот Невская першпектива была более оживлённой, там отводили земли рабочим и служителям монастыря.

Кроме Морской слободы, ещё в петровское время на Невском проспекте возникла Переведенская слобода. Она находилась между Мойкой и речкой Кривушей (канал Грибоедова). В слободе жили работные люди, «переведёные» в Петербург из разных мест. В 1710 году на углу Невского проспекта и Кривуши была построена часовня, а в 1712-м - небольшая деревянная церковь Рождества Богородицы. В первой четверти XVIII века через Переведенскую слободу от Большой першпективы была проложена 1-я Переведенская (ныне Казанская) улица.

В 1713 году с Большой першпективойЛитейным проспектомбыл соединён Литейный двор. В 1715 году построен первыймост через Фонтанку. Тогда же направление Большой першпективы было скорректировано для того, чтобы дорога выходила на центр Адмиралтейства.

В 1716 году был построен первый деревянный мост через Мойку. Все мосты тогда выкрашивались в разные цвета, и эта переправа по зеленому цвету перил стала называться «Зелёным мостом». Это объясняется преобладанием в Санкт-Петербурге облачной пасмурной погоды, отсутствием резких теней и потребовало широкого использования в архитектуре города расцветки мостов, здании для наилучшего выявления их архитектурных форм и деталей. Разнообразная, продуманная окраска с использованием зачастую довольно ярких тонов - желтых, бирюзово-голубых, зеленых, темно-красных и контрастирующих светлых, преимущественно белых, тонов для архитектурных деталей, оживило облик архитектурных сооружений, придавая городу своеобразный, типично русский колорит и живописность.

В 1716-1720 годах Морской рынок был перенесён на участок между Мойкой иБольшой Морской улицей. Это было сделано в целях пожарной безопасности, рядом с Адмиралтейством торговать сеном и дровами посчитали опасным. Проект нового каменного здания разрабатывалвидный зодчий петровской эпохи Георг Иоганн Маттарнови, оно стало известно как Мытный двор. Здесь брали «мыт» - пошлину за проезд по платной дороге общего пользования, так как проезд по першпективе был платным. Платили в том числе булыжными камнями и строительными материалами. Служащим Александра-Невского монастыря была определена следующая плата за проезд по дороге к своей обители: с верхового - 3 копейки, с телеги - 5, а с кареты, в зависимости от числа лошадей, от 10 до 30 копеек.

В 1719 году после смерти Г.И. Маттарнови здание достраивал Николай Федорович Гербель, архитектор Петра Великого и родоначальник известной дворянской фамилии. Поначалу здесь велась торговля только съестными припасами. Но постепенно лавки занимались купцами, торгующими и другими товарами. Мытный двор горожане всё чаще называли Гостиным двором.

Одновременно с этим Н.Ф. Гербелю было поручено выправить хаотичную застройку района между Большой Морской улицей и Мойкой, провести в Морской слободе новые улицы.

В 1718-1725 годах Невскую першпективу пересёк Лиговский канал, прорытый параллельно старой Новгородской дороге.

Весной 1721 года Большая першпективная дорога с обеих сторон была обсажена двумя рядами берёз. Канцелярия от строений следила за состоянием аллеи. Так, в марте 1744 года оказалось, что «на Адмиралтейском острову из посаженных берёзок по першпективым Невской против казённых мест и Средней на лугу находитца посохлых в разных местах двести семдесят дерев вместо которых требует, чтоб посадить вновь, а в прошедшие времена таковые берески пересадкою производились каторжными неволники при показании знающих садовых учеников, определённых от Садовой конторы». Позже среди указов дочери Петра I имеется и указ «О запрещении Санкт-Петербургским жителям развешивать что-либо на берёзках на Невской перспективе». Очевидно, что ряды берёз вдоль дороги использовались местными жителями в хозяйственных целях. На ветках сушилось бельё, висела одежда. Кое-где на них была натыкана и посуда - горшки да кувшины.

30 августа 1724 года состоялся перенос мощей Святого князя Александра Невского в Александро-Невский монастырь. По этому случаю генерал-полицмейстер Антон Девиер сделал подарок - на начальной части Большой першпективы вечером зажгли первые фонари. Они были поставлены через каждые 50 сажен (106 метров), заправлялись конопляным маслом.

Большая першпектива была главной дорогой, подъездом к центру Петербурга. Именно по ней, как говорилось в указе от 1726 года, «всегда как приезд, так и въезд чужестранным и российским подданным отовсюду в Санкт-Петербурге имеется». В 1720-х годах она была вымощена камнем. Под фонарями были установлены скамьи для отдыха прохожих. Мощение Невского проспекта булыжным камнем возлагалось на владельцев примыкающих к нему участков. В их обязанности входило мостить улицу на всю длину своего участка до её середины.

В 1730 году по вступлению на престол Анны Иоанновны на Невском проспекте у Мойки были построены Адмиралтейские Триумфальные ворота в виде трёхпролётной арки с башенкой. Ворота были украшены золочёной резьбой и скульптурой. Подобные ворота были построены и у Аничкова моста.

В 1728-1730 годах на першпективе появились первый храм (немецкая церковь Святого Петра) и два дома при нём, построенные по проекту архитектора Доменико Трезини. Почти сразу же свой участок получила и голландская община (дом №20). Участки немецкой и голландской общины в 1730-х годах были отделены Большой и Малой Конюшенными улицами.

В 1733-1737 годах было построено новое каменное здание церкви Рождества Богородицы. Оно было увенчано высоким шпилем, перекликающимся со шпилем Адмиралтейства. Когда сюда в 1730-х годах была перенесена Казанская икона Божией Матери, храм стали называть Казанской церковью.

До конца 1730-х годов район Большой и Малой Морских улиц застраивался стихийно, в основном деревянными домами. Для регулярной планировки территории необходимо было сносить эти дома и строить новые, однако их владельцы не соглашались на переезд.

Подобно знаменитому лондонскому пожару 1666 года, изменившему облик британской столицы, важнейшую роль в формировании Петербурга XVIII столетия сыграли два катастрофических пожара: в августе 1736-го и в июле 1737-го года выгорела большая часть строений на территории между Адмиралтейством и Мойкой, а также Немецкая слобода вплоть до Царицына луга. Уцелели лишь 173 двора из 520-ти, существовавших здесь до пожаров.

Государственное регулирование после пожарной застройки столицы началось с образования в 1737 году «Комиссии о Санкт-Петербургском строении». Ее возглавил генерал Бурхард Христофор Миних, главным архитектором был назначен Петр Еропкин.

Только после этого район стал пригоден для прокладки новых прямых улиц. Вместе с частными домами сгорел и Мытный двор. Первый историк Петербурга А.И. Богданов так пишет об этом: «Сей гостиный или мытный двор в 1736 году, загоревшись внутри, весь сгорел и от оного пожара развалился, понеже оный строен был весьма стенами тонко, потолки, двери и затровы были деревянные и от сильного огня распалился, а на последки и остатки разобрали».

Сгоревшие торговые ряды перенесли дальше от центра города - на место современного Гостиного Двора.

20 апреля 1738 года «Комиссия о Санкт-Петербургском строении» приняла решение назвать дорогу Невской Проспективной улицей. Это название было закреплено лишь за участком трассы в Адмиралтейской части, то есть только до Мойки. 20 апреля 1739 года такое название распространилось уже на дорогу до современной площади Восстания. Вскоре Невской Проспективной улицей стали называть весь проезд от Адмиралтейства до Александро-Невской лавры. Таким образом, название своё он получил не от реки Невы, а от монастыря. Комиссией район першпективы был отдан под застройку торговыми заведениями и частными домами, которые в обязательном порядке должны были строиться только из камня.

В 1741 году на трон вступила дочь Петра I императрица Елизавета Петровна. Для её торжественной встречи были перестроены Адмиралтейские триумфальные ворота. Их переместили на перекрёсток Невского проспекта и Большой Морской улицы. Автором новых ворот стал П.А. Трезини. Он их выполнил в виде ротонды, увенчанной фигурой Славы, с проездом на четыре стороны. В 1751 году Адмиралтейские триумфальные ворота и ворота у Аничкова моста были разобраны из-за ветхости. На их месте планировалось построить новые каменные. К работам по их возведению был привлечён архитектор Ф.Б. Растрелли. Однако строительство так и не было начато.

При Елизавете Петровне сузилась начальная часть Невского проспекта. На углу проспекта и Мойки со значительным выступом за «красную линию» улицы в 1741 году был построен каменный дом придворного портного И.Г. Неймана. С таким же выступом несколько позже был возведён Временный Зимний дворец.

Начало перспективы, которую открывал первый Зимний дворец застраивалась дворцами знати, многие из которых сохранились до сих пор: Строгановский дворец, дом Чичерина, Аничков дворец, в конце XVIII века начал возводиться дворец Белосельских-Белозерских.

За 40-е и 50-е годы XVIII века Невский проспект впервые получил цельный архитектурный облик. Хоть он и не застраивался ансамблями, но благодаря небольшому количеству работавших здесь архитекторов и применяемым типовым проектам обывательской застройки облик магистрали оказался весьма гармоничен.

Жителями домов на Невском проспекте в середине XVIII века становились в основном богатые купцы. Но рядом с ними жили архитекторы Земцов и Растрелли, придворные повар и портной, адъютант генерала. Здесь же поселились барон Сергей Григорьевич Строганов, фавориты императрицы Алексей Григорьевич Разумовский и Иван Иванович Шувалов.

В 1752-1756 годах на углу Невского проспекта и Мойки по проекту Растрелли был построен дворец Строгановых. Это единственное здание на проспекте сохранившее свой внешний вид практически неизменным. Чуть ранее, в 1750-1751 годах в квартале между Невским проспектом, Садовой, Итальянской улицами и Шуваловым переулком (Малой Садовой улицей) архитектором Чевакинским была построена усадьба с дворцом фаворита Елизаветы Петровны графа И. И. Шувалова.

C приходом к власти императрицы Екатерины II изменилась мода на архитектуру. Место барокко занял классицизм. Архитектор Растрелли новой властительницей был отстранён от дел и заменён приглашённым в Санкт-Петербург французским зодчим Ж.Б. Валлен-Деламотом. Он стал причастен к проектированию здания Вольного экономического общества. По его же проекту в 1761-1785 годах строилось новое каменное здание «Большого Гостиного Двора» превратившее Невский проспект в торговый центр города.

Ещё одним новшеством Невского проспекта 70-х - 80-х годов XVIII века стали каменные мосты через Фонтанку, Екатерининский канал и Мойку. Тогда же в тёсаный «дикий камень» (так тогда называли гранит) оделись тротуары Невского проспекта. Вскоре, по свидетельству современника, плиты были «в средине кругло протоптаны от бесчисленного множества пешеходцев».

К началу XIX века в целом сложился облик Невского проспекта. 1801 добавил к жилой и торгово-развлекательной функции Невского проспекта научно-просветительскую. В 1796-1801 годах по проекту Е.Т. Соколова на углу с Садовой улицей было построено здание первой в России публичной библиотеки. Неподалёку окончательно оформился административный центр, место работы Городской думы. Главным акцентом здесь стала построенная в 1799-1804 годах по проекту Д. Феррари башня, ставшая ещё одной высотной доминантой магистрали.

Старое здание Казанской церкви в 1801-1811 годах сменилось новым грандиозным храмом, возведённым по проекту архитектора А.Н. Воронихина. Новый Казанский собор связал в единый ансамбль весь окружающий его район и стал самым значительным сооружением на Невском проспекте. У колоннады Казанского собора образовалась площадь, позже украшенная памятниками М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю-де-Толли.

В 1804--1806 годах воздвигнут дом Чаплиных, в 1801--1811 годах -- Казанский собор (вместе с ним сформировалась Казанская площадь). С 1800 до 1819 года между Полицейским (ныне Зелёным) и Аничковым мостами существовал бульвар, в 1830-х годах на Невском проспекте сооружена торцовая мостовая, просуществовавшая до 1930-х годов. В 1820-х годах построен дом Сухозанета, в 1830-х годах -- здание банка (архитектор К.И. Росси), в 1831--1833 -- дом Голландской церкви, где в 1839 году помещалась редакция журнала «Отечественные записки», в 1833--1838 годах -- Лютеранская кирха святого Петра. В 1846 году сооружено здание «Пассажа», в 1800 году -- дворец Белосельских-Белозерских (перестроен в

1846). С постройкой в 1851 году Николаевского (ныне Московского) вокзала возникла Знаменская площадь, которая вот уже 90 с лишним лет называется площадью Восстания в честь событий Февральской революции и является важным архитектурно-композиционным узлом города.

В первой половине XIX века проводятся работы по благоустройству проспекта. В 1832 году его от Адмиралтейства до реки Фонтанки мостят торцом - деревянными брусками (шестиугольными шашками) их и называли «торцы», а замощённую ими мостовую - торцевой.

За главным проспектом Петербурга следили особо, применяли новейшие способы его благоустройства. С 1835 года на Невском проспекте стали устанавливать новые газовые фонари. 30 декабря 1883 года проспект получил электрическое освещение.

Резюмируя результаты наших исследований по вопросу формирования архитектурного образа Санкт-Петербурга XVIII-XIX веков и изучению облика Невского проспекта, можно сделать следующие выводы:

· в XVIII веке «Петровский Петербург» стал новым

городом не только по возрасту своему, но и по новизне градостроительной идеи. Он был задуман не в подражание какому-то уже существующему европейскому городу (Амстердаму, например, или Венеции - распространенное, к сожалению, мнение об этих «образцах» основано на некоторых приметах чисто внешнего сходства) и строился по-новому.

· град Петра это величайшее достоинство архитектуры - ее связь с ландшафтом, слитность с природным окружением - в Петербурге представлена с поразительным совершенством и проходит через историю нашего города - эпохи XVIII-XIX веков и различные стили.

· Пётр явился единственным создателем удивительного города, «генератором» градостроительных идей и «первым главным архитектором» Петербурга. Но «рядом» с Петром находился обширный круг людей, которые, улавливая указания и пожелания царя, придавали им профессиональное воплощение. Именно их профессионализм - от архитектора до простого «работного человека», иногда «пригнанного» сюда за тридевять земель, - был в представлении Петра главным критерием.

· в петровском Петербурге не просто интенсивно строились отдельные здания, здесь сложилась особая архитектурная школа, сформировался особый архитектурный стиль, получивший название «петровского барокко», он не был «изобретен», придуман - он сложился естественно, органично, как итог осмысления, освоения и самобытного российского зодчества, и достижений европейской архитектуры.

· отдельно следует отметить и тот факт, что главные фасады дворцов, построенных при императрице Елизавете Петровне, не выходили на Невский проспект. Аничков дворец, архитектор М.Г. Земцов был запроектирован так, что его главный фасад направлен на Фонтанку, главный фасад Строгановского дворца обращён на Мойку, а Шуваловского - на будущую Итальянскую улицу. На першпективу выходили их служебные постройки. Очевидно, что Невский проспект в 50-х годах XVIII века оставался только въездной дорогой в Петербург, он ещё не воспринимался как главная парадная магистраль столицы.