logo
Дерево в культурной традиции(брошюра)

7. Природа в живописи русских художников XIX века

Пожалуй, нет в истории русской живописи художника, не обратившегося хотя бы однажды к образам родной природы.

Пейзаж – это слово сразу же вызывает множество воспоминаний, представлений в каждом из нас. Этим словом оживляется память детства, встают образы родных мест, родной земли, Родины... Здесь наша любовь к природе, наши воспоминания о ней, как о матери, дарующей жизнь.

Красота природы, ее гармония являются источником вдохновения для пейзажиста. Но художник не просто пишет природу, он дает свое видение природы, выражает свое отношение к ней. Без этого пейзаж мертв, в нем нет души, человечности, а следовательно, и поэзии.

Русские мастера пейзажной живописи А.К. Саврасов (1830-1897), Ф.А. Васильев (1850-1873), И.И. Левитан (1860-1900), А.И. Куинджи (1841-1910), И.И. Шишкин (1832-1898), К.А. Коровин (1861-1939), А.М. Васнецов (1856-1933) открыли нам душу русской природы, воспевая тишину ее полей, шелест леса, вол­шебное таинство заросших прудов, зеркало ее рек и озер. Они умели видеть поэзию в самом обыденном проявлении природы. Русский худож­ник Константин Коровин считал, что пейзаж не следует писать только потому, что он красив, если в нем нет истории души. «Он должен быть зву­ком, отвечающим сердечным чувствам. Это трудно выразить словом, — это так похоже на музыку», — писал он.

Известно, что вплоть до конца 1860-х годов в русской пейзажной картине господствовали романтические принципы. Причем, пейзаж романтиков, некогда начинавших с прославления красот итальянского ландшафта, выродился в романтизированное изображение природы, вообще лишенной каких-либо определенных национальных черт. Это привело к тому, что находились критики, отрицавшие за пейзажным жанром право на самостоятельное значение.

Лучшим ответом на подобное мнение стал тот факт, что среди двадцати участников первой передвижной выставки – восемь являлись пейзажистами. Они убедительно показали, что путь к самостоятельности пейзажного жанра лежит через национальную тематику и овладение реалистическим творческим методом.

А. Саврасов, один из родоначальников русского реалистического пейзажа, первый среди русских художников внес душу, настрое­ние, подлинную поэзию в пейзаж. В его небольшой картине «Грачи прилетели», кажется, нет ничего особенного: подмосковное захолустье, деревья среди тающего снега, вдали церквушка, ветхие строе­ния, а в небе и на деревьях шумная стая грачей. Но посмотрите внима­тельно на снег, небо, воздух, вглядитесь в атмосферу всей картины, и вы почувствуете весну, пробуждение природы — природы, которая после зим­ней спячки словно разбужена криком грачей и жаждет обновления. Саврасов приобрел известность задолго до написания прославленных «Грачей». В 1854 году он получил звание академика. Тогда же его пригласили преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, и именно ему довелось быть первым учителем таких пейзажистов, как Л.Л.Каменев, И.И.Левитан, С.И.Светославский и К.А.Коровин.

На первую передвижную выставку Саврасов представил четыре полотна. Одно из них – «Дорога в лесу». Художник обнаруживает в нем стремление прославить красоту русской природы, как важный фактор развития национального самосознания. Произведение словно зовет зрителя полюбоваться стройной грациозностью русских сосен, как бы вдохнуть освежающий аромат русского бора.

Полотно задумано и осуществлено в лирическом плане. Художник не развивает рассказа о мощи и красоте деревьев, он стремится раскрыть те теплые, сердечные чувства, которые вызывает у каждого русского человека его интимное общение с родной природой.

И.Левитан — один из самых талантливых учеников Саврасова — говорил о своем учителе, что он (Саврасов) старался «отыскать и в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу. С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле».

Федор Васильев оставил после себя немного картин, но зато каждая из них — подлинный шедевр пейзажной живописи! Небольшие по размеру картины Васильева излучают столько человеческого тепла и души, сколько возможно вообще передать цветом состояние, собственное видение и пере­живание природы. Его эмоциональные пейзажи нередко драматичны («Мокрый луг», «Оттепель»).

А. И. Куинджи был мастером цветовых эффектов. Цве­том он делал чудеса, но и душа его сохранилась в полотнах так же ярко и своеобразно, как краски природы. «Лунная ночь на Днепре», «Березовая роща», «Ночное», - на каждом полотне чувствуется дыхание поэзии.

Русские пейзажисты писали свою родную при­роду — природу России, с ее неповторимой красотой, необъятными просто­рами и поэтическими уголками. Только могучая и широкая земля русская могла взрастить на своей родной почве таких художников, таких певцов ее. И они не смогли бы, конечно, так передать ее, если бы не любили ее так пылко и горячо.

Продолжателем традиций Саврасова и Васильева в русском пейзаже конца XIX в. был Исаак Ильич Левитан, «огромный, самобытный, оригинальный талант», лучший русский пейзажист, как его называл Чехов. Уже его первое, по сути, ученическое произведение «Осенний день. Сокольники» (1879, ГТГ), где женскую фигуру писал его товарищ по Училищу живописи, ваяния и зодчества Н. Чехов, брат великого писателя, было замечено критикой и куплено Третьяковым.

Расцвет творчества Левитана падает на рубеж 80-90-х годов. Именно тогда он создает свои знаменитые пейзажи «Березовая роща» (1885—1889, ГТГ), «Вечер­ний звон», «У омута» (оба 1892, ГТГ), «Март» (1895, ГТГ)» «Золотая осень» (1895, ГТГ). Во «Владимирке», написанной не только под впечатлениями непосредственными, от натуры, но и под влиянием народных песен и исторических сведений об этом тракте, по которому вели каторжников, Левитан средствами пейзажной живо­писи выразил свои гражданские чувства.

Живописные искания Левитана подводят русскую живопись вплотную к импрессионизму. Его вибрирующий мазок, пронизанный светом и воздухом, создает чаще образы не лета и зимы, а осени и весны - тех периодов в жизни природы, когда нюансы настроения и красок особенно богаты. То, что в западноевропейской (французской по преимуще­ству) живописи сделал Коро как создатель пейзажа настроения, в русской живописи принадлежит Левитану. Он прежде всего лирик, его пейзаж глубоко лиричен, даже элегичен. Иногда он бывает ликующим, как в «Марте», но чаще грустным, почти меланхоличе­ским. Не случайно так любил изображать Левитан осень, осенние размытые дороги. Его философские раздумья тоже полны грусти о бренности всего земного, о малости человека во Вселенной, о краткости земного существования, которое явля­ется мигом перед лицом вечности («Над вечным покоем», 1894, ГТГ). Последняя, прерванная смертью художника работа «Озеро» (1899—1900, ГРМ), однако, полна солнца, света, воздуха, ветра. Это собирательный образ русской природы, родины. Недаром произве­дение имеет подзаголовок «Русь».

И. Шишкин, мастер литографии и офорта, русский живописец, раскрывший красоту, мощь и богатство русской (лесной) природы. На краю крутого утеса художником изображена сосна, занесенная снегом. Работа названа «На севере диком», - как первая строчка из стихотворения М.Ю. Лермонтова. Сосна, овеянная грезами о далеком «крае, где солнца восход», стоит «на голой вершине» в холодном сиянии северной ночи.

В замечательных полотнах И. Шишкина воспеты непроходимые дебри уральских лесов, первозданный мир дикой природы.