logo
Дерево в культурной традиции(брошюра)

5. Растительность и дерево в орнаментике

В целом, в современном мире художественные функции древесины доминируют над утилитарными. История формирования и развития содержания и форм орнаментов и орнаментальных мотивов - это история художественного осмысления мира человеком. Главными объектами пейзажного орнамента являются разнообразные природные мотивы: горы, деревья, скалы, водопады, часто в сочетании с архитектурными мотивами и элементами животного орнамента. Особенно большое развитие этот вид орнамента получил в декоративно-прикладном искусстве Японии и Китая.

В числе орнаментов выделяется изобразительный и как наиболее распространенный – растительный. При создании такого орнамента все народы вдохновлялись местной флорой, заимствуя из нее определенные мотивы. С древнейших времен пальмы со своими веерообразными и перистыми листьями служили у древних евреев и египтян символом мира и победы. Орнаментальная форма растения получила наименование пальметты. Они редко располагаются рядом, чаще всего отдельные пальметты обрамляются дугообразными линиями. В след за пальметтой особой популярностью у художников пользовались лист и завиток аканта. У древних греков мотив аканта стал основополагающим декоративным элементом при образовании коринфского ордера, стилизованные формы листа украсили капитель.

В Древнем Риме аканту отдавалось предпочтение как главному мотиву любимых римлянами архитектурных ордеров – коринфского и композитного. Наибольшего изящества и разнообразия орнамент, созданный на основе листьев аканта, достиг в эпоху Ренессанса. Настенные росписи, шпалеры, ткани, мебель, посуда, - все это украшалось растительными побегами и завитками аканта. Символом славы и очищения от грехов служил лавр. Венками из лавра награждались победители в музыкальных и гимнастических состязаниях в Дельфах.

В древнегреческой мифологии виноградная лоза является атрибутом бога Вакха, а у христиан в соединении с колосьями (хлеб и вино, означающие таинство причастия) – символом страдания Христа. Листья дуба широко распространены в римской орнаментике. Практически во всех видах прикладного искусства готики, в работах мастеров итальянского Возрождения, на медалях, монетах изображается символ силы и могущества дуб.

Для египтян пальма и египетская смоковница имели тотемический характер. В период XVIII династии фараонов широко распространяются растительные мотивы, в целом «садовая» тематика. К XIV веку до нашей эры верх берут тенденции реалистической передачи растительных мотивов: колонны со стволами в виде связок папируса, колонны с необычными сочетаниями листьев пальм и фиников, пальмовидные капители.

В прикладном искусстве, архитектуре Ассирии и Вавилона излюбленным растительным мотивом был плод ананаса, считавшегося священным деревом.

Как известно, римский орнамент испытал сильное влияние греческого, заимствовав также образцы этрусского. В римской декорировке применяются различные орнаментальные мотивы: листья дуба, кедровые шишки, виноград, пальма, плющ, вьюн, колос, мак. В ряде мозаик запечатлены пейзажи, календарь сельскохозяйственных работ, цветы лотоса, свастики, треугольники.

Мотивы орнаментов Древней Греции и Рима послужили основанием для последующего развития архитектуры Византии и Востока. Орнамент стран Древнего Востока (Китай, Япония, Индия) напрямую включает многочисленные мотивы флоры. Каждый месяц года символически связывался с определенным цветком. Символом осени являлась хризантема, зимы – дикая слива, весны – пион, лета – лотос. Тема природы при тщательном исполнении преобладает над темой человека. Реалистично изображаются цветы, доминирует плоскостная трактовка пейзажа.

В декоре произведений японского прикладного искусства «героями» основных сюжетов являются цветы, травы, ветви деревьев, бабочки, птицы, драконы, сказочные чудовища, змеи, насекомые. Типичны асимметрия, повторение мотивов и отсутствие перспективы, чувства красоты материала. Все это ошеломило Запад и подвигло к возникновению в XIX веке стиля модерн («ар нуво»).

Особенностью индусского орнамента считается любовь к почти натуралистическим композициям и перегруженность деталями. Ярко выраженный ковровый характер орнамента плотно заполняется орнаментальными мотивами. Растения не являются главным объектом декора. Наиболее распространены стилизованная пальма и кипарис, украшающие кашмирские шали. В узорах индийских тканей XVII и XVIII вв. прослеживаются следы иранского влияния, когда в растительном орнаменте преобладает кипарисовая веточка.

Своеобразен арабский орнамент, впитавший в себя элементы персидской, византийской, отчасти греко-римской орнаментики. Растительный вид орнамента («ислими») служил для заполнения фона орнамента из геометрических фигур. Эти предпочтения связываются с крупными научными открытиями математиков Востока, в силу чего арабский орнамент является образцом отвлеченных геометрических построений. То, что называют в искусстве арабесками, состоит из сложно переплетающихся в виде сетки декоративных мотивов геометрического и стилизованного растительного характера, дополненных надписями «куфическим» шрифтом и скорописным почерком «насх».

Нередко в арабском орнаменте используется мотив священного древа жизни. Во все периоды византийского искусства известен общесредневековый мотив непрерывного волнистого стебля, от которого отходят пальметки и полупальметки. Керамика, мозаика, заставки рукописей, каменная скульптура украшались симметричными растительными побегами с пальметками, древовидными композициями. Павлины, как и на Востоке, олицетворявшие в византийском искусстве роскошь и царственное достоинство, группировались в орнаментике по сторонам древа жизни.

Многие темы и мотивы, любимые в Византии, обрели для себя новую жизнь на Руси. Русь заимствовала и переработала различные формы византийского и кавказского растительного орнамента. Однако довольно рано собственная история, окружающая природа, древние легенды и предания, языческое прошлое стали диктовать сюжеты русским мастерам. Так, женская фигура олицетворяла богиню земли, плодородия; водоплавающие птицы – водную стихию; изображение ладьи связывалось с похоронными обрядами; символом солнца было изображение коня или всадника, фантастической жар-птицы.

В языческом искусстве древо жизни воплощало силу живой природы, от которого зависело произрастание трав, хлебных злаков, деревьев, «рост» самого человека. Фигуры оберегающих древо жизни животных и птиц стали любимыми в композициях декоративного искусства средневековья. Восходящий к древневосточному искусству этот мотив получил особый художественный оттенок на Руси.

В основе всей русской орнаментации лежат растительные формы. Наиболее распространенным был орнамент вьющейся лозы с крупными цветами, заключенными в кругах, образованных отростками.

Многообразен и символичен орнамент готики. Популярен мотив трилистника, двулистника, терновника, чертополоха, папоротника, винограда, репейника, дуба, плюща, роз и др. Бутоны и побеги превращаются в распустившуюся листву в орнаменте XIII в. и пышные букеты с цветами и фруктами в XIV столетии. Своего рода каноном становится идея использования мотивов реальной флоры. Лиственный орнамент дополняется с конца XV в. орнаментом «льняных складок», туго скрученных веток и листьев.

Ренессансный орнамент, как живопись и скульптура этой эпохи, ищет ясности и гармонии. Готические мотивы становятся редкими, в XV в. возрастает увлечение античным орнаментом в сочетании с изображением обнаженного человеческого тела.

В орнаменте барокко исчезает слепое подражание античному декору. Мотив солнца сменяется мотивом маски. Сохраняя черты греческого и римского искусства, орнамент барокко широко использует получеловеческие и полузвериные фигуры, тяжелые гирлянды цветов и плодов, мотивы раковин и лилий, акантового листа. В России орнамент в стиле барокко широко используется при оформление интерьеров дворцов Растрелли в Петербурге, Царском Селе, Петергофе.

Стиль рококо – чисто декоративный стиль интерьера, называемый во Франции стилем Людовика XVI. В корне термина лежит слово «чос», что означает «скала». В XVII в. фонтаны и гроты было принято украшать в подражание природе обломками скал, покрытых морскими раковинами и растениями. Асимметричность причудливого орнамента рокайль оттеняет «С» - и «З» - образные арабески.

Раковина, которой когда-то украшали гроты, играет в этой орнаментике главенствующую роль. К началу XVIII века она преобразуется в пальметту, а в искусстве рококо – в условный орнамент, называемый рокайлем. Место акантового листа все чаще занимают свисающие тонкие листья, напоминающие прибрежные растения. В своих изгибах они переплетаются с рокайлями, обвиваясь вокруг декоративных панно, огромных стенных зеркал, вокруг спинок, ручек и сидений изысканной мебели. В результате слияния различных элементов рождается праздничное, полное изящества, очарования искусство, хотя и не очень глубокое, именуемое стилем рококо.

Стилю свойственна любовь к искусственной, театральной, а не к естественной природе. В декоре изделий используется орнамент рокайля и растений с изогнутыми листьями. В украшения вводятся корзины с цветами, гирлянды. В отделке стен дворцов мрамор заменяется деревянной обшивкой, окрашенной в белый цвет.

Рококо приобретает свой выраженный национальный характер: интерьеры построек Растрелли лишены беспечного произвола и асимметрии.

Уже к 70-м гг. XVIII в. во Франции развивается новый стиль, именуемый стилем Людовика XVI, классицизм. Возвращаются розетки, листья аканта и лавра, цветы, свивающиеся в гирлянды. Используются мотивы, взятые из реальной природы, применяются атрибуты земледелия, популярны сентиментальные мотивы, символы любви (факел или целующиеся птички). Ткани пестрят россыпями мелких цветов. В целом весь декор настроен на «возврат к природе». Торжествуют пальметки особого рисунка, розетки, своеобразно трактуемый акант, напоминающий рог изобилия.

Новые стилевые течения в западноевропейской и русской архитектуре с 30-х гг. XIX в. вытесняют классицизм. Псевдоготический, неогреческий, псевдобарокко, «ложное рококо», - стили, которые составляют основную идею орнамента эклектизма. Он проявляет себя во всем: архитектуре, интерьерах, предметах быта, особенно в мебели. Причем, возникает многообразие типов именно мебели.

Наиболее распространенный вариант модерна часто называют стилем «флореаль» из-за пристрастия к линиям растительного орнамента (волнообразная линия, которую Ван де Велде называл «удар бича»). Этот вариант модерна в наибольшей степени близок к европейскому направлению. Шедевр русского архитектора Ф.О. Шехтеля – особняк мецената Рябушинского в Москве блистает разнообразным растительным декором, интерьерами, витражами и великолепной лестницей-волной.

В каждой детали повторяется естественность природы – «как растет дерево», требования удобства и конструктивности здесь доведены до предела.

В моду вошел Восток: предпочитаются неяркие краски, таинственные восточные цветы. Лозунг «ближе к природе» реализуется в искусстве танца Айседоры Дункан, танцевавшей в свободной одежде и босиком, в моде диктовавшейся Коко Шанель, освободившей женщину от корсета. Новому стилю вторит даже особым образом поставленный в вазе букет.

Yandex.RTB R-A-252273-3