Введение
Человек – часть окружающей его природы, его жизнь зависит от плодов и материалов, которыми снабжает его природа. Взаимоотношения с природой порождают разнообразие вещей и отношений, иными словами, сложную систему, называемую культурой.
Человек тем и отличается от других живых существ, что создает специфический способ организации жизни. Своими действиями, воображением, мыслями, чувствами человек творит множество предметов, которыми себя окружает. И в этой системе взаимоотношений природа, культурно преобразованная человеком, обретает духовные основания. Конкретные образы природы человек наполняет всей палитрой чувств и переживаний.
На психоментальном уровне всякий человек связывает процесс своего культурного становления и самосозидания своей личности с природой, ее явлениями и категориями, нередко ассоциируя свое появление, рост и развитие с деревом («Молодо-зелено», «Корни старые - ветки новые», «Корни обнажаются в бурю», «Я – ствол, корни – предки, крона – потомки», «От добрых корней и отрасль добра», «Яблоко от яблони недалеко падает»).
Россия – лесная держава. Ее образ сопряжен с могучими лесами. Дерево – не только ценное сырье, но и составляющая (культурного) духовного богатства нашей лесной родины.
Задачей учебного пособия являются формирование гуманистического восприятия обучающимися родной природы, воспитание у них любви к родине. В конечном счете через сочувствование природе, заботу о ней вырабатывается у молодых людей истинная гражданская позиция.
Целью пособия выступает овладение методами прикладного культурологического исследования, формирование личностного отношения к сложившейся многовековой культурной традиции, в которой дерево определено как доминанта, основной ее элемент.
Современная культура, преимущественно техногенная по своему облику, демонстрирует рационалистическое отношение к природе. В таком типе культуры не остается места священному смыслу произведений природы, который стремительно утрачивается в дали прошедших веков. Сложившаяся ситуация грозит человеку духовной и экологической гибелью, всепоглощающим страхом и хаосом безнравственности.
Обсуждение обозначенных проблем должно активизировать творческие способности студентов.
Структура пособия состоит из семи разделов, библиографического списка, электронного приложения из девяти файлов, шести интернет-сайтов.
Для проверки и закрепления полученных знаний к каждому разделу пособия прилагаются контрольные вопросы.
Раздел пособия 7. «Природа в живописи русских художников XIX века» является логическим завершением работы над всеми предыдущими разделами. Контрольные вопросы здесь заменены списком тем контрольных заданий. Сущность «дерева» расширена до категорий художественного осмысления русской природы, идейно-нравственных позиций художника, национального самосознания.
Студентам также предлагается самостоятельно исследовать тему русской провинции с ее культурой крестьянства, усадьбы, которые являлись источником культурного саморазвития. Необходимо для выполнения творческого задания, сформулированного в разделе 6. «Народное художественное творчество: роспись и резьба по дереву», наполнить предложенную таблицу народных промыслов реальными (современными) образцами или иллюстрациями из книг, альбомов, фотоматериалами, видеосюжетами.
Основами психологической практики и самоконтроля студент может овладеть с помощью изучения графического теста «Дерево», включенного в электронное приложение.
Учебное пособие предназначено для студентов всех специальностей и всех форм обучения в рамках учебного курса «История мировой и отечественной культуры» и значительно расширяет возможности самостоятельной работы в изучении дисциплины. Лучшие результаты творческой работы студентов – рефераты, контрольные работы, отчеты, отзывы, рецензии, эссе, - пополнят электронное приложение пособия.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Содержание
- Введение
- 1. Дерево в культурной традиции народов мира
- 1.1. Контрольные вопросы:
- 2. Сюжеты Мирового Древа
- 2.1. Контрольные вопросы:
- 3. «Деревянная» культура наших предков
- 3.1. Контрольные вопросы:
- 4. Почитание дендрототемов и связанные с ними запреты
- 4.1. Контрольные вопросы:
- 5. Растительность и дерево в орнаментике
- 5.1. Контрольные вопросы:
- 6. Народное художественное творчество: роспись и резьба по дереву
- 6.1. Контрольные вопросы:
- 7. Природа в живописи русских художников XIX века
- 7.1. Темы контрольных заданий:
- Библиографический список
- Электронное приложение
- Интернет – сайты