1. Дерево в культурной традиции народов мира
Дерево, как и в древнейшие времена, так и во многих местах сегодня, служит основным материалом для изготовления орудий. «Инструментами» для обработки дерева были огонь, вода, солнце, кости, камни, зубы животных, раковины. Многие деревянные предметы первобытных народов стали образцом для изделий, которые позднее изготовлялись из других материалов.
Очевидно к древнейшим человеческим орудиям принадлежат палка – копалка и деревянное копьё. Пахотные орудия типа рала, распространенные в первой половине I тысячелетия до нашей эры, к концу античности совершенствуются до ассиметричного лемеха с отвалом. Деревянные части плуга были заменены железными или стальными лишь к концу XVIII века.
Быстро распространялась среди древних охотников оружие типа деревянной палицы, начиная с простого сука или корневища и кончая расписанными и украшенными резьбой, кисточками, бахромой, перьями, рельефным узором океанийскими палицами для обрядовых танцев. Возвращающиеся метательные палицы, действие которых основано на сложном аэродинамическом законе, бумеранги австралийцев также сделаны из дерева, как и ритуальные маски, барабаны и другие музыкальные инструменты, деревянные миски, застёжки для одежды, головные скамейки, скамейки для сиденья, лари для припасов, обувь (сандалии), лодки – однодеревки, люльки для младенцев, элементы конструкции переносного жилища кочевников.
До сих пор некоторые племена в Африке изготавливают маски из красного, черного, розового дерева, разнообразные по размерам и весьма причудливых форм, используя их в быту, ритуалах и для продажи туристам.
У первобытных народов встречаются деревянные или вырезанные из бамбука гребни самых разнообразных форм. Плоская связка жестких травяных стеблей, деревянных или бамбуковых лучинок образовывало удобную ручку.
Древнейшая постель человека состояла из настилаемых на землю толстым слоем веток хвойных деревьев. Африканские племена предпочитали сон в голом виде в древесной золе, чтобы защититься от насекомых. Гамак, сплетенный из древесных волокон, был известен аборигенам Новой Гвинеи и племенам Южной Америки.
Древесная кора, легко поддающаяся обработке, использовалась для изготовления жилищ, лодок, корзин, сосудов. Посуда из бересты становилась водонепроницаемой, смазанная смолой или рыбьем клеем. Впоследствии кора подверглась обработке в материю.
Древесная зола являлась основой для приготовления черной краски, предназначенной для окраски волос, тела в период инициаций. Совершенный способ раскрашивания тела у народов Океании, Центральной и Северной Австралии – татуировка, которой покрывали не только живых людей, но и почитаемые мумифицированные головы умерших, резные деревянные фигуры.
В различных сферах производства, разнообразных видах промыслов во все времена учитывалось особое качество древесины - твёрдость. Твёрдость – способность древесины сопротивляться проникновению в неё твёрдых тел. По степени твёрдости породы делят на три группы: мягкие (сосна, ель, кедр, пихта, осина, липа, ольха, тополь); твёрдые (берёза, бук, вяз, лиственница сибирская, ясень, ильм, карагач, клён, яблоня); очень твёрдые (граб, кизил, самшит, акация белая, берёза железная).
Приведём некоторые характеристики этой способности дерева. Сосна - мягкая порода - повсеместно используется в строительстве, для кровли некоторых видов мебели. Красное дерево - твердая порода-породы произрастают в Гондурасе и Африке, широко используется в мебельном производстве, обычно в виде шпона. Вяз - твердая порода, используется в судостроении, в качестве конструкционного материала и для токарных работ.
Кедр - мягкая порода - прочная древесина кедра со временем становится серой. Используется для кровли лестниц, оконных рам. Берёза - твердая порода - используется в мебельной кровле. Чинара - твердая порода - древесина белого цвета, используется при изготовлении мебели и мелких деталей, например токарных изделий. Дуб - твердая порода – прочная и долговечная древесина дуба необходима для строительных работ и при изготовлении мебели. Бук - твердая порода - мелко волнистая древесина бука пригодна для изготовления мебели, для токарных работ, производства игрушек, но не для изделий, используемых на открытом воздухе.
Ясень - твердая порода - очень твердая и прочная древесина ясеня используется для изготовления рукояток инструментов, спортивного инвентаря. Отличный материал для токарных работ. Лиственница - мягкая порода - умеренно мягкая древесина лиственницы используется как в мебельном производстве, так и для изготовления свай, столбов, шпал, полов. Липа - имеет древесину белого цвета с розоватым или красноватым оттенком. Древесина липы мягкая, мало растрескивается и коробит, хорошо режется.
Древнерусские иконописцы использовали в основном липу, редко бук и другие лиственные породы. Так, палешане писали иконы на липе, густые липовые леса подходили вплотную к Палеху. Ценились кипарисные доски, их привозили с юга. Особенно дорого стоили доски сандалового дерева, источающие тонкий аромат. В любом случае древесину использовали обязательно сухую, поэтому материал для икон готовили зимой. Для небольшой иконы обходились доской, выпиленной из одного круглого полена, для больших икон собирали щит из нескольких досок. Доски соединяли специальными планками-шпонками.
Свое происхождение иконопись ведет от эллинистической портретной живописи. В частности, большую роль здесь сыграли так называемые Фаюмские портреты I – III вв. н.э. Свое название они получили по оазису Фаюм в Нижнем Египте, где и были найдены. Фаюмские портреты писали на деревянных досках восковыми красками – в технике энкаустике. В этой же технике были выполнены древнейшие из дошедших до нас икон, - коптские, византийские.
Лёгкая, мягкая древесина однородного строения - липа - особенно хороша для тех, кто только начинает работать в резьбе по дереву. Считается, что древесина липы самая мягкая, является незаменимым материалом в резьбе по дереву и подходит для изготовления изделий любого вида.
В практике любого художника особенно ценится подрамник, для изготовления которого применяется качественная древесина, в основном краевая сосна. Клинья для раздвигания подрамника изготовляются из древесины твёрдых пород: дуба, бука или берёзы. Стационарные и походные мольберты также производятся главным образом из древесины твёрдых пород и дюралевого листа.
Этюдники, палитры, багет – все эти материалы и оборудование немыслимы без дерева. Дерево вслед за камнем становится наиболее употребляемым материалом в станковой живописи. Прочность таких пород как самшит, кипарис, кедр, лиственница привлекает настоящего мастера. Однако, не везде произрастают твёрдые породы деревьев. Европейские живописцы XIII – XVI вв. используют иву, ель, липу, каштан, вяз, тополь, сосну. Великий Леонардо да Винчи лучшими для живописи считал кипарис, орех и грушу.
У итальянских живописцев были распространены тополевые доски, болонская школа предпочитала доски из буковой древесины, венецианская – ель, художники Ломбардии – пихту, школа Эмилии – липу, художники Северной Франции – дуб, а жившие на юге страны – орех и тополь, на юго – востоке – пихту.
Испанские художники писали на досках из сосны и тополя; голландские – на дубовых, буковых, реже – липовых.
Во многих музеях мира хранятся египетские древности. Так в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина можно увидеть погребальные маски, выполненные из расписанного дерева, относящиеся к середине второго тысячелетия до н.э., а также туалетный сосуд в виде плывущей девушки с лотосом в руках (Новое царство. XVIII династия. Время Аменхотепа III. 1405 – 1370 гг. до н. э.).
Буквально откровением ювелирного искусства являются саркофаги Тутанхамона. Их всего было девять. Четыре внешних деревянных саркофага, покрытых позолотой и гравировкой, являлись своего рода ящиками, содержащими внутренние саркофаги. Деревянный трон Тутанхамона (Новое царство. XVIII династия. 1358 – 1350 гг. до н.э. Хранится в Каирском музее) инкрустирован цветными пастами и фаянсом, слоновой костью и самоцветами, в нем сочетаются золотые и серебряные части.
Одна из двух статуй, стоявших у замурованного проёма в погребальный покой гробницы Тутанхамона – Ка («двойник»), выполненная из дерева и золота, высотой 1,92 метра, хранится в Каирском музее. На переднике статуи надпись: «Ка Гора двух горизонтов, Осириса, царя Небхепрура (второе, престольное имя царя)». Размер статуи соответствует росту мумии Тутанхамона, и в погребальной церемонии статуи Ка несли за саркофагом. Из дерева, покрытого позолотой, выполнены в виде фигурок ремесленников, земледельцев ушебти («ответчики»). Их количество соответствовало числу дней в году, а также они содержали тексты из «Книги мёртвых», - заклинания, необходимые душе покойного при странствовании к полям «иалу» (древнеегипетский рай). Такие ушебти хранятся в Государственном музее изобразительных искусств.
Большинство египетских семей (в зависимости от достатка) имели лодку или корабль из папируса или дерева. Высоко ценились в самом Египте и за его пределами вина, изготовленные из пальмового и финикового деревьев. Домашняя мебель – кровати, подголовники, стулья – вырезалась из сикоморы, которая произрастала в Египте. Некоторые ценные породы деревьев (эбеновое дерево, кедр из Ливана и Сирии), из которых египетские ремесленники производили статуэтки, резные вазы, ёмкости для благовоний, ввозились иностранными торговцами.
В качестве могильных фетишей деревья успешно конкурировали с камнями. Древние египтяне желали, чтобы их гробницы были обсажены деревьями, потому что, как они думали, души умерших любят качаться на ветках. Отсюда исходит культ дерева во всех его видах: священные смоковницы в Индии, священные дубы и липы у германцев, кельтов и славян.
При строительстве пирамид каменные глыбы взваливали на деревянные салазки, обвязывали свитыми из папируса верёвками и волокли к строительной площадке. Малейшие ошибки могли испортить всю проделанную работу, чтобы этого не допустить точно рассчитывалось соотношение четырёх граней в самом верхнем камне, в котором просверливалось отверстие и вставлялся деревянный шест. По верхнему концу шеста выравнивали каждую из четырёх граней.
В древнеиндийской традиции особенно почитается священный фикус – дерево Бодхи (пипал), сидя под которым Сиддхарта Гаутама (563-483гг. до н.э.) и стал Буддой. В одном из своих превращений Вишну становится Мохини – очаровательной юной женщиной, способной легко покорять мужчин, отвлекать демонов, чтобы не дать им завладеть нектаром бессмертия. Мохини в позе трибханга стоит на фоне дерева, образующего ореол вокруг её головы.
На пальмовых листьях, помещенных между двумя деревянными дощечками и нанизанных на шнурок, записан текст XI в. «Праджняпарамиты» («Совершенство мудрости», или «Запредельная мудрость»), состоящей из восьми тысяч стихов на санскрите. Тексты иллюстрированы сценами из жизни Будды.
Все греческие боги-олимпийцы являлись тотемами определенных местностей Древней Греции, и им поклонялись в виде животных, птиц или растений. Так, морского бога Посейдона почитали в некоторых городах как древесного бога – в виде сосны, в других городах – как плодоносящего бога – в виде коня или быка. Только позже победил культ, в котором его представляли в виде человека.
Тотемным деревом юного греческого бога солнечного света, сына Зевса – Аполлона – являлся лавр.
Богине мудрости и войны, покровительнице города - Афине – был посвящён Парфенон, возведённый в честь победы в персидских войнах. Самой знаменитой статуей Парфенона являлась статуя Афины Девы работы великого скульптора Фидия. Она была сделана из дерева, слоновой кости, покрыта золотом, а в высоту достигала 12 метров.
Тотемными животными богини мудрости и справедливой войны – Афины Паллады («девы») – являлись сова и змея, а тотемным деревом – маслина.
Божеством стад, полей и лесов в греческой мифологии был сын нимфы Дриопы и бога Гермеса – Пан. Когда он родился, его внешний вид рассмешил Гермеса и других богов-олимпийцев, и они дали ему имя, которое в переводе означает «всё», то есть Пан понравился всем.
Ещё более величественной была статуя Зевса, которая находилась в храме, достигавшего в длину 64 метра, в ширину – 28, а высота внутреннего помещения приближалась к 20-ти метрам. Сидящий в конце зала на троне Бог подпирал головой потолок. Обнажённый до пояса Зевс был изготовлен из дерева. Тело его покрывали пластины розоватой, тёплой слоновой кости, одежду – золотые листья, в одной руке он держал золотую статую Ники – богини победы, другой опирался на высокий жезл. Остались описания кресла Зевса, которое было украшено барельефами из слоновой кости и золотыми статуями богов. Боковые стенки трона были расписаны художником Панэном, родственником и помощником Фидия. В V веке н.э. императорский дворец Феодосия II сгорел, и деревянный колосс стал добычей огня: лишь несколько обугленных костяных пластинок да блестки расплавленного золота остались от творения Фидия.
В Додоне на севере Греции находился оракул Зевса, здесь шелест листьев священного дуба, а иногда голуби на его ветвях служили ответом вопрошающим. Согласно легенде, в восточных землях росло дерево перидексий – дуб Перидексистный, плоды которого сладки и приятны. Их любят голуби, живущие в ветвях. Дракон – враг голубей – боится дерева и его тени, но не отходит от него, поскольку подстерегает голубей. В греческой мифологии божествами природы, ее живительных и плодоносных сил являются нимфы («девы») рек, морей, озер, болот, гор, рощ, деревьев.
В гористой Греции ощущался недостаток древесины, поэтому в домах мебели было немного. Греки делали мебель с тремя ножками, легко устанавливаемую на неровной поверхности, например на земляном полу.
Как символ бессмертия на греческих могилах и скульптурах было принято изображать амарант (щирицу) – долгоцветущее дерево. Амарант связывали с культом Артемиды и приписывали ему лечебные свойства. Одним из тотемных деревьев являлась ива, ветки которой использовались также во время похоронного обряда.
В роскошные сады Вавилона приказал перенести себя умирающий Александр Македонский, чтобы ощутить запах трав и леса, напоенных солнцем. Любимая же жена Навуходоносора сумела избавиться от тоски, поглощающей её в пыльном Вавилоне, благодаря воплощённому на ассиро-вавилонской земле раю, сотворенным в ее честь висячих садах.
В книжных иллюстрациях XVI века имеется изображение конструкции судна из кипарисового дерева – ковчега, на котором Ной и его семейство, пары некоторых животных спасались от потопа.
Сад, рай, парадиз – это то место на Земле, где был сотворен Богом человек и откуда были изгнаны за непослушание Адам и Ева. Дерево с древнейших времен являлось объектом поклонения у многих народов, так как они считали, что в нем обитает Бог. В культурах восточного типа оно было связано с культом богини земли, здесь ритуальная практика преследовала цель увеличить плодородие зерна.
Цикл существования дерева – умирание и всякий раз новое рождение – предопределил становление дерева как женского символа плодородия земли. В мифологическом миросозерцании древний ритуал плодородия приводит к рождению Адониса из дерева, который был зачат в результате кровосмесительной любви его матери Мирры к своему отцу Киниру. Стыдясь своей любви, она умолила богов превратить ее в мирровое дерево. После того, как прошло нужное количество времени, ствол дерева расщепился, и родился Адонис, воспитанием которого занимались служанка Мирры и нимфы.
В символической классификации каждая из природных стихий узнаваема по особому цвету: дерево характеризуется зеленым цветом, тени деревьев – синеватым. У народов Восточной Африки лиловый цвет символизирует смерть и поэтому название всех растений с лиловыми цветами содержат в себе слоги «кун» или «бокун», что означает «душа».
В ранних китайских иероглифах в начале первого века существовало распределение их по категориям. Так, класс "дерево" начинается с корневого знака "дерево", далее помещены слова, обозначающие части дерева, за ними следуют предметы, относящиеся к дереву (например, плоды), и, наконец, изделия из дерева. Продолжительное время сохранялась примитивная техника письма: знаки писались на кости заострённой палочкой. Позже палочку заменяет писчая кисть.
В китайской поэзии, существующей почти три тысячи лет, тема природы и жизни среди природы имеет многовековые традиции. Один из первых поэтов, утраченный для нас как художник в живописи, живший в VIII веке н.э., Ван Вэй оставил немногим более четырёхсот стихотворений и бесценный трактат "Тайны живописи". В нём он описывает композицию и в частности последовательность расположения объектов природы: "…Где нет дороги, там пусть рощи и леса; где берег прерван – древний переезд; где воды прерваны – в тумане дерева; где воды разлились – помчались паруса; а в тайнике лесов – жилище человека.
Перед обрывом – древние деревья: их корни рваные свились узлом лиан; перед потоком – каменные глыбы: узор причудливый, следы воды на нём.
Когда рисуются деревья чащ лесных, далёкие редки и ровны, а близкие часты и высоки. Коль есть на них листва, то ветвь нежна, мягка; коль листьев нет, - упруга и сильна. Кора сосны – что чешуя; у туи ж белой взмотан ею ствол. Коль на земле растёт, то корень длинный, ствол прямой; на камне ж – скрючена в кулак и одинока.
В деревьях древних множество частей: мертвы они наполовину; в холодной роще спряталась пичужка; ей холодно, уныло-сиротливо."
На знаменитом свитке на шёлке Сун Вея (874-888гг.) изображены четверо учёных, причисленные к семи мудрецам «бамбуковой рощи», основавшим философскую школу Лао Цзы, которые сидят на коврах в саду. По преданию, учёные любили в часы досуга собираться за бокалом вина в бамбуковой роще, слушая стихи и игру на флейте.
На Празднике Луны в Китае было принято преподносить цветы амаранта в виде символического дара лунному зайцу. В даосизме, в частности в классических даосских книгах «Дао дэ цзин» и «Чжуан-цзы» особенно ценится долголетие как признак жизни, свободной от себялюбия и своекорыстие. Символом долголетия и стойкости выступает сосна.
В субтропическом климате Японии произрастают хвойные и широколистные породы деревьев. В первую очередь это разновидности сосны: красная и чёрная. Одним из самых красивых деревьев традиционно считается японский клён, имеющий изящные лапчатые листья, которые в ноябре становятся красными. Популярными лиственными являются уме – род сливы, и сакура – вишня. Большие любители сосен, японцы научились направлять их рост таким образом, чтобы придать им необычную форму, заставить грациозно склоняться над поверхностью вод. Японская слива – популярный мотив в поэзии, начиная с VIII в.:
«Когда подует восточный ветер
И принесет аромат цветов сливы…
Пусть твоего друга уже нет,
Не забывай о весне» (Митидзанэ).
Вместе с бамбуком и сосной слива обычно фигурирует на празднествах, посвященных радостным событиям.
Бамбук любят за изящество стебля и листьев, признавая символом благородства и утончённости. В середине апреля, когда распускаются любимые японцами цветы вишни, устраиваются празднества созерцания вишнёвого цвета. Предпочтение в садах отдаётся по канонам японского искусства садоустройства тем деревьям, которые имеют духовное начало.
Древнейшая деревянная постройка мира – храмовый ансамбль в г.Нара, древней столице Японии – монастырь Хорюдзи (607г.). Этот ансамбль включает Золотой (главный) храм, колокольню, храм для проповеди, ворота, библиотеку, сокровищницу и пагоду, заменившую в Китае и Японии ступу. В Хорюдзи горизонтальные массы Золотого храма и других построек уравновешены вертикалью пагоды, высотой 33,5 метра, с пятью крышами.
В религии синто ("путь богов") человек слит с миром природы, потому так естественен его контакт с деревьями и травами, скалами и горами, животными, птицами, цветами. Всё в мире едино и одинаково одушевлено в соответствии с утвердившейся в средневековой Японии пятеричной системой. Среди пяти стихий или первоэлементов – огонь, земля, металл, вода, - дерево приобретало своё определённое значение, органично вписываясь в систему единства старого и нового, подобно тому как соседствуют в лесу старые и молодые деревья. Символика первоэлементов, как и в китайской древней традиции, сплеталась с культами плодородия, небесных светил, как бы связывая человеческую судьбу с мирозданием.
В любом синтоистком храме первое, что привлекает внимание это – стена, увешанная деревянными дощечками, так называемыми эма, на которых написаны просьбы к богам. Графические символы и надписи на дощечках разнообразны: например, может быть изложена просьба об успешной сдаче экзамена.
Многие синтоистские святилища изначально представляли собой сакральное пространство вокруг почитаемых природных объектов: рощ, озер или скал.
Как при взгляде на Московский Кремль возникает образ русского – стройного и крепкого, как кедр, так при лицезрении японского замка Мацумото (1597г.) появляется чувство слитности подобных сооружений с природой, вырастания их из самых её глубин.
Для средневековой Японии XVI век был особым в истории: после многолетних феодальных междоусобиц страна объединилась, наблюдается стремительный рост городов, активизируется экономическая жизнь. Традиционные представления и нормы, господствовавшие в японской культуре, усложняются новыми формами общественного сознания. Художественные идеалы того времени совпадают с религиозными концепциями (буддизм, даосизм, конфуцианство, синтоизм) и обогащаются новыми светскими идеями. Рождается неповторимое искусство, которое отражает национальные черты, а по своим самобытным формам не имеет аналогий в мире.
Классическим выражением слитности природного и человеческого стал традиционный жилой дом. Он не случайно уподобляется зонту, раскрытому над головой для защиты от дождя и солнца, но не отделяет человека от окружающего пространства. Крышу поддерживают опоры, а расположенные между ними стены не имеют конструктивного значения, могут сниматься или отодвигаться, так что природа становится естественной частью внутреннего пространства дома.
Обязательным компонентом архитектурной формы становится сад как ступенька от природного пространства к пространству, освоенному человеком. В единстве дома и сада получила выражение идея "японского космоса" как целостной системы национальных представлений о мире, его устройстве, законах его жизни. В японской традиции важно пережить "истину" предмета, его суть воспринять как красоту, почувствовать, а не просто осознать разумом. "Учитесь у сосны рисовать сосну, бамбук - у бамбука", - говорил Басё, подразумевая под этим не передачу внешнего облика природы, а чувствование жизни природы как своей собственной.
Основываясь на древней традиции, модернизируется чайный ритуал. Выше становится уровень пола и покатая кровля с широким навесом, но, как и прежде, используется единственный строительный материал (дерево) для сооружения чайного дома. Дерево не окрашивается, угловые балки и стойки чайного дома исполнены из брёвен с красивой текстурой. Символическая функция принадлежит центральной опоре дома. Она исполнена из естественного, иногда чуть искривлённого и покрытого корой ствола дерева, которое воспринималось как скульптура, организующая вокруг себя пространство. Так реализовался главенствующий в синто смысл очищения от мирской грязи и суеты, соприкосновения с прекрасным и постижения истины.
По замыслу мастеров чая, границей двух миров становился сад, с первых шагов в котором начинался процесс ценностной переориентации. В чайной комнате расставлялись цветы, соответствующие времени года и фактурно - ёмкости, в которой они находились, не имевшие резкого запаха и вызывающего цвета. Погружаясь в тишину чайной церемонии, участники ритуала оказывались на равных, независимо от их социального положения.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Содержание
- Введение
- 1. Дерево в культурной традиции народов мира
- 1.1. Контрольные вопросы:
- 2. Сюжеты Мирового Древа
- 2.1. Контрольные вопросы:
- 3. «Деревянная» культура наших предков
- 3.1. Контрольные вопросы:
- 4. Почитание дендрототемов и связанные с ними запреты
- 4.1. Контрольные вопросы:
- 5. Растительность и дерево в орнаментике
- 5.1. Контрольные вопросы:
- 6. Народное художественное творчество: роспись и резьба по дереву
- 6.1. Контрольные вопросы:
- 7. Природа в живописи русских художников XIX века
- 7.1. Темы контрольных заданий:
- Библиографический список
- Электронное приложение
- Интернет – сайты