logo
Дерево в культурной традиции(брошюра)

2. Сюжеты Мирового Древа

Мировое дерево символизирует пространственную структуру мира, тройное деление, идеально отвечает представлению о динамической целостности. Именно поэтому оно может рассматриваться как модель-схема любого процесса, предполагающего триаду: возникновение – развитие – упадок.

Горизонтальная символика ситуации ритуала соответственно предполагает: жертва - объект почитания – жертвователь. Мир, в котором совершается акт творения, предполагает наличие центра мира, то место, где проходит мировая ось (axis mundi), где стоят разные варианты земного образа космической структуры – «мирового дерева» (дерево жизни, небесное дерево, дерево предела, шаманское дерево). Этот образ может включать мировую гору (Синай, Голгофа, Лобное место, Меру), башню, столб, трон, камень, алтарь, очаг.

Все перечисленное кратчайшим образом, связывает землю и человека с Небом и Творцом посредством ритуала. В ритуале сакрализуется мир с его пространством и временем. Вне этого мира царят хаос, случайности, отсутствует жизнь.

Еще древнеегипетский папирус запечатлел символ мирового древа. На нем изображались две богини – Исида и Нефтида (День и Ночь), сидящими по сторонам от столба жизни, на котором установлен крест жизни с руками, держащими солнце. Здесь также изображены обезьяны, которые молятся Солнцу (Верхнему миру), а также следят, чтобы Вода (часть Нижнего мира) из труб лилась, как положено. Бог Солнца Ра в виде кота сражается со змеем Апопом у Мирового дерева. Египтяне считали, что это сражение Дня и Ночи происходит ежедневно: если кот (День) не отрубит голову змею (Ночи), новый день может не наступить.

В культурах всех народов прослеживается устойчивая архаическая традиция Вселенского древа. Есть свои традиции в изображении Древа у русских. Тема Мирового древа – излюбленный сюжет русских мастеров и вышивальщиц. Назначение символа Мирового древа раскрывается в «Слове о полку Игореве», где вещий Боян «растекался мыслью по Древу». Здесь символ Древа помогает сказителю воссоздать скрытый смысл события.

Мировое древо принято считать схемой небесно-космической иерархии мира. Кроной оно повернуто к земле, а в дали вселенной уходят ствол и корни. Один из вариантов древнейшего русского заговора гласит: «На море, на океане, на острове на Кургане стоит белая береза, вниз ветвями, вверх кореньями». Оно – это древо прорастало сквозь три главных мира: царство богов, земную область людей и нижний мир духов, - соединяя Вселенную в единое целое. На одной плоскости с богами оказывался мир умерших. Берегиней мира Богов и мира пращуров на древе жизни выступала крылатая смерть – вещая птица Гамаюн. На петроглифе Онежского озера изображено древо жизни с двумя сюжетами.

Здесь миротворящая птица-Смерть питает своими соками жизнедарящее Мировое Древо. Вместе они являются символом развития, жизненного процесса, направленного из прошлого через настоящее в будущее. Таким образом прошлое периодически оказывалось будущим человечества, а будущее отходило в область воспоминаний. Мировое Древо Жизни оказывалось «печальным древом» и одновременно дарующим «вечную молодость».

Согласно рассказу волхвов из «Повести временных лет», человек произошел от небесной ветоши: Бог мылся в бане и вспотел, отерся ветошкой, сбросил ее на землю, а сатана сделал из нее человека. Сор, ветошь, очевидно, считали принадлежностями не только земного, но и небесного мира, называя кометы - метлами, которыми подметают свод под божьими стопами.

В некоторых легендах созданию рая как акту творения не придается никакого значения, в таком случае из сюжета исчезает и образ древа познания добра и зла, а само понятие «рай», «небесное царство» обретает смысл только после сотворения первых людей.

Изначально было два царства: света (на небе, где находится трон Бога) и тьмы (на земле, где правил сильный и богатый Сатанаил). Оба царя долго жили в дружбе, пока не заспорили, кто сильнее. В ходе состязания в силе и хитрости возник человек: его слепил из глины Сатанаил, из остатков глины Бог слепил существо еще более красивое (женщину) и вдунул в них жизнь. За руки он ввел их в райские сады, где первые люди запели хвалы Богу. Сатанаилу не понравилось, что небесный царь выиграл в споре, и ночью, пока Бог спал, решил похитить людей из рая.

Но рай, как и небесный трон, был сделан из особого вещества, обжигавшего и слепившего каждого, кто шел с дурными намерениями. Поняв, что ограду рая ему не преодолеть, Сатанаил стал манить первых людей перелезть через нее, что для них, очевидно, не представляло большого труда. Как только они оказались по ту сторону ограды, Сатанаил посадил их на могучие крылья и унес в свое царство, на землю. Утром Господь заметил пропажу, собрал огромное небесное воинство и повел на землю, где Сатанаил создал свое войско.

Битва длилась семьдесят семь дней, пока Бог не скинул Сатанаила в тартарары. Бог нашел первых людей на острове в океане, среди развалин сатанаилова замка, они умоляли простить их и вернуть в небесное царство, но Господь навсегда оставил их на земле, научил труду и внушил понятия добра и зла.

Русские сказания о происхождении мира в ходе великой борьбы двух начал - темного и светлого, доброго и злого — принадлежат к весьма распространенным космогоническим легендам дуалистического типа, известным в Европе и Азии. В то же время средневековые русские легенды о происхождении мира и рая несколько отличались от тех, что были записаны в XIX столетии.

В текстах XVI - XVII веков значительную роль играют символические образы, детали, разветвленные описания предметов, преображающихся в символы, - все это исчезает в позднейших записях, где преобладает логическое, повествовательное, сюжетное начало, постепенно вытеснявшее аллегорическое.

Так, например, умаляется значение образа «древа животного», древа жизни, в апокрифических рукописях XVI века, в послании новгородского архиепископа Василия говорится о «древе животном», растущим посреди рая, его крона упирается в небеса, само оно златовидно и покрывает листьями весь рай, из-под его корней молоком и медом текут двенадцать источников.

В отреченном Слове о видении Павла ангел показывает ему древо в Эдеме, из которого исходят воды, дающие начало Тигру, Евфрату, Фисону и Гиону. На этом древе почивал Дух Божий, когда он спал, воды наполняли те реки медом, вином, елеем и млеком. Обширный материал убедительно доказывает, что к этой райской символике восходят многие весьма древние мотивы и образы колядок — поздравительных песен обхода домов на Святки.

В записях легенд XIX века логическое начало преобладает над магической символикой, у них иная цель: убедительно заполнить повествовательные лакуны, существующие в Священном писании. Так создаются достаточно стройные, но вместе с тем далекие от библейских рассказы о сотворении мира и первых людей.

У славян сохранились отзвуки легенд о Великой Матери родительнице Земли и Неба, праматери Богов и людей. Ученые полагают, что имя Великой Матери было Жива или Живана.

Посередине славянской Вселенной расположена сама Земля. Верхняя часть - наш живой мир, мир людей. Нижняя Сторона - Нижний Мир, Мир мертвых, Ночная сторона. Когда там день, у нас царит ночь.

Вокруг Земли расположены девять разных небес. Каждое из девяти небес славянской мифологии имеет свое собственное предназначение: одно для Солнца и звезд, другое - для Месяца, и еще одно - для туч и ветров. Славяне считали, что на любое небо можно попасть, взобравшись по Мировому Дереву, которое связывает собой Нижний Мир, Землю и все девять небес.

По мысли древних славян, Мировое Дерево больше всего похоже на громадный раскидистый дуб. Однако на этом дубе зреют не одни желуди, но также семена всех других деревьев и трав. А там, где вершина Мирового Дерева поднимается над седьмым небом, в «хлябях Небесных» есть остров, и на том острове живут прародители всех птиц и зверей: «старший» олень, «старший» волк и т.д.

Чудесный остров на седьмом небе славяне называли «ирием», или «вирием». Некоторые ученые полагают, что от него происходит теперешнее «рай». У германцев, кельтов, балтийцев дуб также считался священным и ему поклонялись как божеству.

Древние племена лесной зоны Европы нередко строили дома и священные храмы (в том числе, христианские) таким образом, что внутри помещения оказывались живые деревья. Чаще всего это были «благородные» деревья (дубы, ясени, березы), и при том почитаемые, овеянные легендами, наделенные, по мнению древних, божественной благодатью. Дерево, растущее внутри дома, было для славян зримым воплощением Мирового Дерева. Дом не просто возводился по священному образцу: сам акт строительства являлся священнодействием, будучи в определенной степени равен сотворению мира.