6. Народное художественное творчество: роспись и резьба по дереву
Многими нитями связано народное художественное творчество с окружающей природой, которая влияет на его мотивы, настроения, подсказывает доступный материал и способы его обработки. Именно поэтому народные художественные промыслы представляются прекрасной школой воспитания естественных, человеческих отношений к природе.
Скульптура, предметы бытового назначения, игрушки, настенное панно, тарелки, плакаты, макеты, брелки и множество других изделий изготавливаются из дерева. Изготовление художественных предметов принимает во внимание особенности текстуры, то есть естественный рисунок древесины по поверхности разреза, природные изгибы ствола, строение сучков. Используют также кап, капо-корень, древесный картон (папье-маше), бересту, лыко, щепу, солому, лозу, бамбук, камыш.
Текстура, образованная волокнами древесины, годичными слоями, сердцевинными лучами, смоляными ходами, разрезами пор, расположением сучков, заболони и ядра, придаёт изделию декоративный вид.
Древесина мягких лиственных пород: липы, берёзы, ольхи, осины, дуба; твёрдых: ореха, самшита; хвойных: сосны, ели, тиса, можжевельника, - наиболее распространены в производстве художественных изделий.
Цвет красного дерева, дуба, груши, ореха, чинары очень красив при дополнительной подкраске изделия. Например, древесина ореха обладает гаммой цветов от жёлтого до чёрного. Серого цвета – древесина ясеня, грецкого ореха, ядра белой акации, жёлтого – у лимонного дерева, заболони белой акации, самшита, сосны, розового – у ольхи, бука, яблони, груши, красного – у амаранта и ольхи, тёмно-коричневого – у ореха, абрикоса, палисандра, чёрного – у эбенового дерева.
В России, богатой лесами, дерево любили издавна, умели его обрабатывать, выявлять его красоту. Умельцы Русского Севера, Верхнего и Среднего Поволжья, Сибири занимались этим ремеслом в отдалённом историческом прошлом. Жива эта традиция и не иссякло это умение и поныне, причём каждый художественный промысел имеет свои стилевые особенности. В течение столетий складывались определённые традиции, тематика, приёмы мастерства и технологии, способы изготовления предметов.
Производство изделий из дерева осуществляется вручную с помощью стамесок, ножей или на токарных и столярных станках. Мастера шлифуют, полируют, покрывают лаком, украшают поверхность изделий лаком, масляными, анилиновыми, гуашевыми и нитрокрасками, насечкой металлом, инкрустацией (украшение врезанными в изделие кусочками ценных пород древесины, перламутра, металла и т.д.), интарсией (декорирование изделий разноцветными кусочками дерева различных пород).
Художественные изделия из дерева различают также по художественному оформлению. Так, известны художественная обработка дерева вырезанием – резьба, сюжетные изображения, создаваемые средствами живописи – роспись, выжигание (пирография), инкрустация, интарсия, насечка металлом.
В изделии часто сочетаются несколько приёмов обработки по видам резьбы. Так, геометрическая резьба представляет собой нанесение на поверхность древесины геометрического рисунка. Фигуры выполняются в виде прямолинейных или дугообразных элементов. Способ резки определяет разновидность геометрической резьбы. Трёхгранно-выемчатая резьба в основе орнамента имеет квадрат, розетку с расходящимися от центра лучами. Треугольник или трёхгранная выемка с углублением в центре – основной элемент этого вида резьбы. Элементы строятся на комбинации нескольких треугольников, так, два ряда треугольников образуют цепь ромбов, поэтому орнамент называется ромбом. Два ряда треугольников разного размера образуют узор ёлочку.
Другим элементом, используемым в геометрической резьбе, является скобчатая выемка – ноготок. Также в геометрической резьбе используются простые ровные надрезы, обрамляющие орнамент. Внешние качества древесины обыгрываются: в хвойных породах неуместны мелкие узоры, так как они делают рисунок невыразительным. Древесина же липы, осины, берёзы напротив хорошо выделяет мелкий орнамент.
Тематика контурной резьбы в отличии от геометрической более конкретна, в ней чаще используются кривые и изогнутые линии, которые чётко очерчивают контур изображения.
В плоскорельефной резьбе (вариант усложнённой контурной резьбы) фигуры, обработанные по контуру, обрабатываются по краям, что создаёт иллюзию рельефа. В ажурной (прорезной) резьбе фон удаляется полностью и образуются сквозные отверстия. В технике плоскорельефной резьбы выделяют три основных этапа: надрезку, подрезку, заоваливание.
Рельефная резьба отличается выпуклым рисунком, может быть выпуклой и вогнутой. Существует несколько подвидов рельефной резьбы: горельефная, барельефная. Объёмная резьба требует умение и мастерства, достигнутых в плоскорельефной и рельефной резьбе.
Многообразна тематика промыслов: сюжеты из былин, эпоса, орнаментальные сюжеты, исторические события, действительность, растительный и животный мир.
Различные техники обработки и отделки, орнаменты и сюжеты позволяют классифицировать промыслы России по названию: абрамцево-кудринские, богородские, загорские, хохломские, полхов-майданские, городецкие, унцукульские, башкирские, косовские и др. Так, на Русском Севере получили широкое распространение разнообразные крестьянские ремёсла, связанные с обработкой дерева: изготовление орудий труда, бытовой утвари, прялок, посуды, детских игрушек, украшенных резьбой и росписью.
Мезенская роспись (река Мезень) – самобытная манера росписи по дереву, выполненная в оригинальной графической технике, когда по первоначальному красному замалёвку чёрным цветом наводятся контуры и прописываются дополнительные элементы. Образы коней и птиц трактуются условно, корни росписи находят в доисторических наскальных рисунках. Русская обрядовая поэзия, волшебные сказки являются основой смысловых сюжетов росписи, главными героями которых становятся птицы, кони, олени. Характерная особенность росписи – наличие полос или ярусов. Нижний и средний ярус занимают фигуры коней и оленей, верхний – птицы, в среднем ярусе изображение животных могут соседствовать с изображением птиц. Ярусы воспроизводят соответственно подземный, наземный и небесные миры, разделяясь горизонтальными полосами, заполненными геометрическим узором.
В Мезенской росписи часто встречаются разнообразные сцены охоты на птицу, восседающую на верхушке дерева, мировое дерево или «древо жизни», изображавшееся с двумя, тремя или пятью птицами на ветвях. Подобные образы обнаруживаются у многих народов мира, в том числе у славянских, древнегреческих.
Первые исторические сведения о ярком и своеобразном виде русского народного творчества – богородской резьбе уходят в далёкое прошлое. Богородские игрушки «Кузнецы и ткачи на колёсах» Пётр I дарил своему сыну. Кустарный промысел по изготовлению игрушек в селе Богородском, расположенным недалеко от Загорска (Сергиева Посада), положил начало современному производству. Искусство резьбы передавалось от отца и матери, деда и прадеда. Развитие промысла в Богородском относится к XVI-XVII вв., расцвета достигает в XVIII в., в конце XIX – начале XX в. Мастера резьбы по дереву обращаются к старинной гравюре, литографии. В 1923г. организуется артель «Богородский резчик», в настоящее время фабрика художественной резьбы продолжает развивать изящную непосредственную русскую художественную традицию резьбы. В богородской игрушке ярко отражена русская жизнь: дамы и гусары, помещики и чиновники, мастеровые и военные, крестьяне и кузнецы; занятие и отдых, бытовые сцены.
Основной материал для изготовления богородских изделий – мягкая древесина осины, ольхи, липы. Орнаментальная тонкая резьба превосходно передаёт шерсть животных, оперенье птиц. В древней традиции богородских мастеров – изготовление изделий «смаху» («маховая» резьба) без предварительных эскизов. Другая отличительная черта богородской резьбы – резьба из брусков древесины треугольного сечения, когда полено раскалывают радиально. Специфично решаются современные сюжеты, например космическая тема дана в фольклорном плане: «Медведь на спутнике», «Медведь фотографирует Луну». Медведь часто олицетворяется с человеком, это и скульптуры «Медведь – электросварщик», «Медведь – фотограф», «Медведь на велосипеде», «Медведь – трубочист», «Медведь – плясун», «Медведь с балалайкой».
Неповторима и забавна движущаяся богородская игрушка: «Медведь и крестьянин, попеременно наносящие удары по наковальне», «Клюющие куры», «Кузнецы – молотобойцы».
Современное творчество богородцев обогащается новой тематикой, но неизменными остаются точная передача жанровых сцен, непосредственность, тонкий юмор, ненавязчивая детализация, наблюдательность, поэтизация действительности посредством богородской игрушки.
Своеобразной визитной карточкой России является деревянная точёная игрушка – матрёшка. Она появилась в конце XIX в. и изображала девочку в ситцевом сарафане, белом фартуке, с цветастым платком на голове и чёрным петухом в руках. Её выточили мастера московской фабрики «Детская игрушка». Быстро завоевав популярность, матрёшка была удостоина демонстрации на Парижской выставке 1900 года.
Народные умельцы Сергиева Посада изготовляют кроме шести -, семи -, восьми -, двенадцатиместных разнообразных матрёшек – сюжетные куклы «Тарас Бульба», «Ревизор», «Кутузов», «Наполеон». Загорскими мастерами изготавливаются и матрёшки-неваляшки, когда в одной кукле несколько маленьких матрёшек одинаковых размеров. К знаменательным датам делаются пятидесяти -, шестидесятиместные матрёшки высотой около метра, внутри которой находится матрёшка менее одного сантиметра. Матрёшки, расписанные анилиновыми красками, производят также мастера Полхов – Майдана. В богатой группе сувениров Хохломы заметна и востребована одно – и многоместная – от трёх до двенадцати и более мест – матрёшка.
Загорский промысел существовал ещё в XVII в. Сергиевопосадскими игрушками забавлялись русские царевичи. В XVIII в. ассортимент промысла обогащается изделиями, украшенными резьбой, росписью с выжиганием, предметами утилитарного назначения – шкатулками, точёными стаканами для карандашей, вазочками.
К началу XX в. относится создание оригинального вида росписи с выжиганием. Яркие по цвету изделия украшаются выжиганием. В цветовой гамме росписи – красные, синие, зелёные, жёлтые тона, в узоре – ягоды малины, вишни, маленькие корзинки с ягодами в руках у матрёшки, мелкие крупные цветы, горох, «турецкие огурцы». Тематика загорских изделий отражает старый русский быт, памятники архитектуры Москвы, Загорска, древнерусских городов.
Городецкая роспись развивалась на базе старинного промысла жителей нижегородских деревень, расположенных на реке Узоле близ Городца. Роспись яркими красками в сочетании со скобчатой резьбой и инкрустацией развивается как промысел с 60-х годов XIX в. Праздничные и нарядные изделия мастеров села Курцево, деревни Косково и других узнавали и любили по всей России. Подставки для прядильного гребня, игрушки с яркими цветами, сказочными птицами и конями – старинная традиция, которая расширила свои границы, воплотившись в детской мебели, предметах бытового и декоративного характера.
Прялки содержали на донце забавные расписные картинки. После окончания работы, донце вешали на стену вместо картины.
В современном ассортименте изделий – вешалки для одежды, полотенец, кухонные разделочные доски, чаши, тарелки, расписные панно, детские качалки.
Как и в старину материалом для городецких изделий служит древесина лиственных и хвойных пород. Техника изготовления – токарная и столярная обработка, затем масляными красками по текстуре дерева и по цветному фону изделий выполняется роспись. В завершении отделки изделия покрываются плотной и прочной плёнкой лака. Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих розы ("розан"), купавки, ромашки. Излюбленные сюжеты росписи городецких мастеров: прогулки кавалеров с дамами, лихие всадники, гарцующие на конях, сцены чаепития, пряхи за работой, охотники в лесу, плотники на строительстве дома.
Старинная городецкая роспись делалась яичными красками, которые наносились на предмет большими цветовыми пятнами без предварительного контура.
Владимирская область издавна славилась мастерами лаковой живописи, резчиками по дереву, ювелирами и чеканщиками. Сундучный промысел обеспечивал потребности населения в сундуках, коробье. Главными персонажами владимирских резчиков были птица Сирин, берегини, львы.
Сегодня владимирские резчики творчески развивают традиции народного промысла, работая в основном с бессучковой древесиной осины, берёзы, дуба в технике резьбы и точения. Роспись делается масляными красками, в орнаменте преобладают растительные узоры, в резьбе – геометрические. Специфичный предмет – сувенир ложкарные изделия: большие и малые, с короткой и длинной ручкой, наборы ложек. В форме практически всех владимирских изделий легко угадываются округлости и гармония золотых куполов владимирских церквей.
В XVI в. Холуй получил общерусскую известность своим кустарным производством дешёвых икон. Вся Россия снабжалась ими ходебщиками – офенями, которые по большей части были родом из холуйской волости. К XX в. на базе иконописного промысла возник центр русской миниатюрной живописи на лаковых изделиях из папье-маше.
В Красноярском крае работает немало талантливых, самобытных мастеров, умеющих художественно преобразовать и оформить бересту. Картины, использующие прекрасную фактуру материала, сюжетные картины с росписью красками, оригинальные кепки, записные книжки, значки, рюкзачки, шкатулки – «парусники», футляры для телефона, книг, хлебницы, утилитарные предметы, - вот далеко не полный перечень лёгких, воздушных изделий из бересты.
Археологические раскопки свидетельствуют, что береста в Сибири применялась еще три тысячи лет назад.
Современные сибирские лесхозы предоставляют художникам возможность нарезать сырьё с деревьев, предназначенных для вырубки или уже поваленных. Лучше всего слой коры отходит весной, когда берёза даёт сок. Чтобы изготовить туесок для хранения жидкостей, необходим цельный берестяной цилиндр. При нагревании в цилиндр вживляется деревянное донце. Изящны и воздушны картины и панно современных мастеров, собранные из мельчайших чешуек бересты разных оттенков.
В сентябре 2003 года в Красноярске – лесной столице Сибири во многом благодаря стараниям многочисленных лесных хозяйств открылся первый в крае музей леса. В нём собрали около полутора тысяч экспонатов из разных уголков сибирской земли. В одном из залов музея представлена диорама лесов края от тундры до горных таёжных лесов юга.
В связи с тем, что воздействие человека на природу и освоение им её ресурсов приобрело глобальный характер, роль памятников природы также неизмеримо должна возрасти. От прошлых геологических эпох нам остались в наследство эталонные природные ландшафты с первозданным лесом, научная и культурная ценность которых востребована современностью. Так в окрестностях Красноярска произрастает в лесах третичного периода липа сибирская, в заповедных зонах "Саяно-Шушенский", "Столбы", "Таймырский" – пихто-хвойные, сосново-лиственные, пихто-кедровые, реликтовые тундровые леса, - которые будут также востребованы и сотни лет спустя.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Содержание
- Введение
- 1. Дерево в культурной традиции народов мира
- 1.1. Контрольные вопросы:
- 2. Сюжеты Мирового Древа
- 2.1. Контрольные вопросы:
- 3. «Деревянная» культура наших предков
- 3.1. Контрольные вопросы:
- 4. Почитание дендрототемов и связанные с ними запреты
- 4.1. Контрольные вопросы:
- 5. Растительность и дерево в орнаментике
- 5.1. Контрольные вопросы:
- 6. Народное художественное творчество: роспись и резьба по дереву
- 6.1. Контрольные вопросы:
- 7. Природа в живописи русских художников XIX века
- 7.1. Темы контрольных заданий:
- Библиографический список
- Электронное приложение
- Интернет – сайты