logo
Петриковская роспись

2.1 Традиционная технология Петриковской росписи

Для росписи на бумаге петриковские мастера используют яичную темперу, а в настенной росписи применяют - гуашь, масляные краски и яичную темперу - на грунте, на деревянной поверхности преобладает в основном подлаковая роспись, нанесенная масляными красками.

Мастера Петриковской росписи используют разнообразные материалы и приспособления - самодельные кисти, пипетки, соски, ватные палочки, зубочистки, беличьи кисти и просто пальцы мастера.

Любые краски можно применить для петриковки, но сегодня принято использовать гуашь. Она в сравнении с другими красками имеет преимущества, непритязательная к использованию и дешёвая по сравнению с другими красками похожих свойств. Хотя история петриковки начиналась с натуральных красок. Натуральные краски делались из отваров трав, цветных овощей и фруктов, смешивались с желтком для предоставления натуральной краске более стойких свойств. Но сегодня этот метод не используется, из-за своей устаревшей технологии и несовершенства, поскольку спустя некоторое время краска выцветает или преет. В настоящее время многие мастера заменяют яичный желток обычным клеем ПВА, что делает краски более стойкими к выцветанию.

Перед началом росписи, разводят акварель до сметанообразного состояния или берут немного гуаши, темперы или акрила. Затем подготавливают желток яйца: отделяя белок, желток аккуратно качают в ладони, чтобы убрать остатки белка. Далее прокалывают оболочку и выливают содержимое в баночку с крышкой. На палитре смешивают краску и желток в соотношениях, в зависимости от того, какой интенсивности необходимо получить цвет, тщательно перемешивают и затем этим составом рисуют. Желток можно некоторое время хранить в холодильнике. В таком случае в него надо долить половину чайной ложки уксуса и закрыть крышкой. Если в процессе рисования краска подсыхает, её надо немного разбавить водой.

Кисть держится как обыкновенный карандаш, рука при этом должна опираться на стол, чтобы мазки получались ровные и точные. Основу, на которой рисуют, можно поворачивать в разные стороны, - так удобнее вести кисточку и выполнять правильные мазки.

Для получения переходного мазка кисточку полностью погружают в краску одного более светлого цвета (например, жёлтого), а кончик кисти погружают в краску более тёмного цвета (например, зелёного). Начинают мазок с точки (зелёный цвет), постепенно усиливаете нажим (переход происходит на зелёно-жёлтый) и, уменьшая нажим, возвращайтесь в точку (жёлтый цвет). Одним набором двух красок можно сделать 2-3 переходных мазка. Затем кисть промывают, вытирают и все повторяют сначала.

Без переходного мазка трудно себе представить современные образцы петриковской росписи. А придумала его ещё в начале 20 века одна из старейших мастериц Татьяна Пата. Её работы уже в то время отличались особой живописностью: панно с птицами, сидящими на ветках растений, напоминали пейзажи.

Главный инструмент для петриковской росписи - это руки художника. Но вообще нужно иметь хоть одну «кошачку» (кисточка из кошачьей шерсти), потому что без нее неудобно соединять элементы и делать «петушинки». Но уже при наличии «кошачки» и рук можно создавать шедевры. Всю петриковскую роспись можно выполнить только пальцем, а потом просто соединить кошачкой, и будет хорошая завершённая композиция. То есть пальцем можно выполнить любой элемент - это и одиночная ягодка, или цветочная композиция. Но, конечно, ни с чем нельзя сравнить петриковскую калинку, выполненную пальцем. В настоящей калинке должен быть виден отпечаток пальца мастера, который её делал.

Для нанесения чёрточки можно использовать веточку, срезанную наискось. Веточка называется «рогозина», традиционно она делается из рогозы, но в наше время её можно сделать из чего угодно, например с другой стороны кисточки, просто срезав её наискось.

Капельки в петриковской росписи рисуются кисточкой из кошачьей шерсти. «Кошечкою» вообще можно делать всё что угодно, это линия, цветок или целая композиция. Она - очень уникальная и как самостоятельный инструмент, без которого невозможно представить петриковскую роспись. Ушными палочками удобно ставить точечки определённого размера, когда пальцем не возможно этого сделать, потому что выходит слишком толсто, а кончиком карандаша слишком тонко.

Цветовое решение Петриковской росписи весьма разнообразно, и поэтому всегда радует глаз. И всё же традиционным цветовым сочетанием является зелень листьев и красные оттенки цветов, а вспомогательные краски - это желтая, бордовая и оранжевая.

Чтобы композиция выглядела законченной, в петриковской росписи используют так называемое «петушинки», то есть соединение, как отдельных мазков в цветах и листках, так и отдельных элементов между собой. Это могут быть тоненькие линии, соединенные в одной точке в цветах, вдоль центральной линии в цветке, или разнообразные "травинки", "бутоны", маленькие ягодки, бутончики, колосочки и великое множество других мелких деталей, которые размещенные вокруг основных элементов ли вдоль стебля в букетах. Эти элементы являются дополнительными средствами для обогащения рисунка. Но они, несмотря на это, занимают сильное важное место в петриковской росписи, так как являются завершающим элементом всего произведения, придают ему легкость, живость и объемность.

Роспись выполняется на бумаге, металле, стекле, керамике и дереве.

2.2