logo
Предметная среда в теории Уильяма Морриса

1.1 От рождения и до смерти: творческий идеал художника

Уильям Моррис (приложение 1) - один из величайших теоретиков дизайна, а также английский художник, поэт.

Родился в 1834 году. Его родители, Уильям и Эмма Моррис, имели девять детей, из которых Уильям был третьим и самым старшим. Родители не только обеспечила богатое викторианское окружение, в котором Уильям развивался и рос, но и полностью поддерживала многие его художественные предприятия на протяжении всей его жизни. В 1840 году удачная финансовая операция его отца на медной шахте в Девоншире, позволила его семье переехать из Элм Хаус в Волтамстоу в Вудфорд Холл, в просторную виллу в Эпин Форест. Идиллическое детство Морриса в Вудфорд Холле оказало огромное влияние на его дальнейшую жизнь.

Дом располагался в наиболее живописном и зеленом пригороде Лондона и в детстве Уильям провел много часов, раскрывая для себя красоты окрестности. Он унаследовал восхищение своего отца перед Средневековьем, которым они наслаждались, посещая церкви в Эссексе, Кентерберийский Кафедральный Собор. Визиты в охотничий замок королевы Елизаветы I в Чингфорд Хатч пробудили в молодом Уильяме интерес к традиционному английскому убранству интерьера. Эти ранние впечатления оказали большое влияние на Морриса, которое отразилось на его дизайне обоев и воплотилось в описаниях английских поместий в его письменных работах.

Детское увлечение Морриса Средневековьем принимало разные формы, от скачек на лошади в миниатюрных доспехах, до чтения "Уэверли" Вальтера Скотта в девятилетнем возрасте.

Повзрослев, юноша отправился в Оксфорд с намерением стать художником, однако к искусству он приобщился через архитектуру, став учеником Джорджа Эдмунда Стрита.

В 1859 году женился на Джейн Бёрден (приложение 2). Моррис познакомился с Джейн в пору работы над фресками конференц-зала (ныне библиотека) Оксфордского союза. Джейн отличалась замечательной красотой, происходила из простой семьи и не получила образования, однако после замужества занялась изучением языков, брала уроки музыки.

Любовь к готике привела Морриса к увлечению ремеслами, и когда он не смог найти подходящей мебели для своей первой мастерской, он решил сделать ее собственноручно. В 1861 году он создаёт фирму по производству предметов декоративно-прикладного искусства "Моррис, Маршалл энд Фолкнер", которая в 1865 году стала называться "Моррис Кампани". Уже через десять лет предприятие производило уникальную мебель, керамику, декоративные ткани, вышивки, ручную полиграфию.

Моррис по всей Англии разыскивал секреты древних ремёсел. Установив в спальне ткацкий станок, он упражнялся в искусстве ковроткачества до тех пор, пока не стал выдающимся мастером. Все изделия были неповторимыми, штучными, как и разработанные Моррисом орнаменты, выраставшие и расцветавшие естественно - подобно деревам и цветам.

В 1875 году в результате конфликта со своими сотрудниками Моррис остался руководить фирмой единолично. Тем не менее "Моррис, Маршалл, Фолкнер и Ко" сохраняла позиции ведущей мануфактуры Европы в области декоративно-прикладного искусства и просуществовала до 1940 года.

В этой фирме работали некоторые из самых известных английских художников. Среди них были Филипп Уэбб, вместе с которым Моррис занимался архитектурой, Берн-Джоне, его друг детства, а также Форд Мэддокс Браун, Данте Габриэль Россетти и Уолтер Крейн. Кроме того, там трудились ставшие к этому времени уже редкими мастера-ремесленники, специалисты по стеклу, печатники, резчики по дереву.

Моррис упрямо верил, что для творения искусства не нужен особый талант, и принимал в свои мастерские всех желающих. Однако вскоре выяснилась недостаточная фантазия многих мастеров, и часто идеи им приходилось давать самому Моррису. Это был серьезный удар по утопии о свободных, самостоятельных мастерах, равноправно работающих в одном цеху. Моррис стал поневоле дизайнером, идеи которого исполняли и тиражировали ремесленники. Себестоимость продукции мастерских Морриса оставалась, несмотря на все старания, выше фабричной, и о вытеснении фабричной продукции не могло быть и речи.

Направляемые Моррисом, ремесленники изменяли облик затопленного красивостью английского жилища. Простота, непосредственность и логика творчества сделались характерными чертами их художественной деятельности. Основой декора стали стилизованные изображения плодов, птиц, животных, упрощенные фигуры людей в плавно ниспадающих одеждах. Часто встречалось изображение павлина, излюбленными цветами его оперения были синий, зеленый и золотой. В некоторых произведениях Морриса чувствовалось влияние мотивов германской и скандинавской мифологии, а во многих рисунках ковров было заметно влияние орнаментов Востока.

Влияние Морриса этим не ограничилось. С точки зрения целесообразности начали подходить и к архитектуре, освобождая ее от влияния классицизма. Под воздействием Морриса всякая мишура, отделочный мрамор и прочие безделушки средневикторианского периода были сметены в корзину для мусора. С появлением в витринах магазинов на Бонд-стрит шелка и фуляров с цветочным рисунком женские туалеты становились более красочными. Те, кто не понимал этических принципов моррисовского Возрождения, видели в простоте лишь причуду, низводя это движение до одного из "эстетических направлений" или проповеди "простой жизни".

Естествен был интерес Морриса к художественному оформлению рукописей и каллиграфии. Так, он переписал "Рубаят" Омара Хайяма. Особенно же увлекался Моррис книгопечатанием. Вначале он изучил процесс изготовления бумаги. Затем в Келмскоттской книгопечатне он вручную изготовил бумагу из чистых льняных волокон, достигнув редкого в Европе качества. Для своей книгопечатни Моррис создал три шрифта: золотой, тройский и чосерский, с украшениями и начальными буквами работы Бёрн-Джонса и Уолтера Крейна.

Кроме всего этого Моррис писал блестящие стихи и прозу. Он переводил "Одиссею", "Илиаду", древнескандинавские саги. Много времени Моррис уделял распространению социалистических идей, хотя после шума, вызванного одним из его выступлений в Лондоне, он вновь вернулся в свою студию и продолжал заниматься искусством. В редкие часы отдыха Моррис читал Россетти, Теннисона и Марка Твена.

В конце 1880-х годов Моррис основал издательство "Келмскотт-пресс". Целью его было возрождение средневековых традиций книгопечатания. Книги издавались малыми тиражами, весь процесс производства, от изготовления бумаги до печатания на станке, был ручным. Для некоторых книг использовался пергамент. Моррис сам верстал все книги, рисовал инициалы и миниатюры, создавал новые типографские шрифты, работал печатником.

"Суть моей работы в том, чтобы не просто производить печатную продукцию, а делать красивые книги", -- так он определял задачу издателя. С "Келмскотт-пресс" сотрудничали Бёрн-Джонс и Уолтер Крейн.

Умер Моррис в 1896 году. Его жизнь и борьба за свои идеалы ещё долго вдохновляла последователей. Мастера ручного труда после смерти Морриса продолжали лелеять романтическую надежду на то, что искусство способно изменить существующий уклад жизни. Его идеи, направленные на гармонизацию индустриального общества способствовали выработке нового направления, предназначенного для массового механизированного производства товаров широкого спроса, которое впоследствии будет именоваться "дизайн".