logo
Рецензия на картину Ван Гога Винсента "Ваза с двенадцатью подсолнухами"

История создания

"Ваза с двенадцатью подсолнухами". Холст, масло, 91 х 72 см, август 1888 г. Новая Пинакотека, Мюнхен

В счастливую и самую плодотворную пору своей жизни, художник возвращается к подсолнухам. Ван Гог живет на юге Франции, в Арле, где все приводит его в восторг: неистовое солнце, яркие краски, новое жилище, которое художник называет "желтым домиком" и о котором пишет Тео: "Снаружи дом выкрашен в желтый цвет, внутри выбелен, много солнца".

Винсент настойчиво зовет к себе собратьев-художников, мечтает создать под крышей "желтого домика" своего рода коммуну, которую он называет "южной мастерской".

На его зов откликается Поль Гоген, и Винсент радостно готовит свой дом к приему гостя. В середине августа он сообщает брату: "Рисую и пишу с таким же рвением, с каким марселец уплетает свой буябес (марсельский рыбный суп bouillabaisse - М. А), что, разумеется, тебя не удивит, - я пишу большие подсолнухи. Последняя картина - светлое на светлом - будет, надеюсь, самой удачной. Но я, вероятно, на этом не остановлюсь. В надежде, что у нас с Гогеном будет общая мастерская, я хочу ее украсить. Одни большие подсолнухи - ничего больше.

Итак, если мой план удастся, у меня будет с дюжину панно - целая симфония желтого и синего". Ван Гог торопится: "Я работаю по утрам с самого рассвета, потому что цветы быстро вянут, и приходится заканчивать вещь в один прием". Но несмотря на все старания, художнику не удается в полной мере реализовать задуманное: к концу лета готовы всего четыре картины, и Винсент решает повесить их не в мастерской, а в гостевой комнате, которая предназначалась Гогену.

Из четырех холстов, написанных в августе 1888-го г., уцелело три: картина с пятью подсолнухами на синем фоне погибла в Японии в годы Второй мировой войны. "Ваза с тремя подсолнухами" находится в частной коллекции в США, и наконец, самые знаменитые полотна хранятся в Лондоне (пятнадцать цветов на бледном желто-зеленом фоне) и Мюнхене (двенадцать цветов на светло-голубом фоне). Через полгода, в январе 1889-го, Ван Гог опять пишет подсолнухи: более светлую вариацию "мюнхенской" картины* и две вариации "лондонской". ** (Подлинность одной из этих картин, купленной японской страховой компанией "Ясуда" в 1987 г. на аукционе "Кристис" за 39,5 млн. долларов, оспаривается до сих пор.)

Между августовскими и январскими картинами - пропасть: тяжелые ссоры с Гогеном, приступ безумия, больница, одиночество, безденежье. Винсент, переживший крушение всех надежд, словно оглядывается на недолгую пору счастья, но уже без былого воодушевления.

Художнику нечем платить за аренду, и ему придется выехать из "желтого домика", который он так мечтал украсить своими "Подсолнухами". Великолепный замысел - серия панно с подсолнухами - не осуществился до конца, но его лучшие фрагменты, "лондонский" и "мюнхенский" натюрморты, принадлежат к наиболее известным и любимым публикой творениям Ван Гога.