logo
Великие музеи современности. Анализ наиболее значимых и уникальных музеев мира

2.1.3 История создания коллекции

В начале своего существования Лувр пополнял фонды за счет королевских коллекций, собранных в своё время Франциском I (итальянские полотна) и Людовиком XIV (самое крупное приобретение -- 200 полотен банкира Эверара Жабаха (Everhard Jabach). На момент основания музея королевская коллекция насчитывала ровно 2500 полотен.

Постепенно в собрание музея были переданы наиболее ценные картины королевской коллекции. Огромное количество скульптур пришли из Музея французской скульптуры (musйe des Monuments franзais) и после многочисленных конфискаций имущества в период революции.

В период наполеоновских войн с подачи первого директора музея, барона Денона, луврская коллекция пополнялась военными трофеями, тогда же в музей попадают археологические находки из Египта и Ближнего Востока. На протяжении XIX и XX веков коллекция музея была пополнена в результате множества приобретений и даров, в числе последних -- коллекция Эдмунда Ротшильда, доставшаяся музею по завещанию последнего.

Экспонаты попадали в Лувр различными путями. Одни из самых известных полотен Лувра -- Джоконда (Леонардо да Винчи) и Прекрасной садовницы (Рафаэль) -- принадлежали Франциску I (он приобрёл Джоконду в 1519 году). Брак в Кане Галилейской (Паоло Веронезе) была украдена из монастыря в Венеции в 1798 году. «Маленький нищий» Мурильо был куплен Людовиком XVI в 1782 г. А «Кружевница» Вермера и «Автопортрет с чертополохом» Дюрера приобретены музеем в 1870 и 1922 годах соответственно. Наконец, полотно «Христос на Кресте» Эль Греко досталось музею даром, его забрали из здания суда в Prades (Восточные Пиренеи) в 1908 году.

Самые известные скульптуры музея -- Венера Милосская, найденная в 1820 году и тогда же приобретённая послом Франции у турецкого правительства, и Ника Самофракийская, найденная по частям в 1863 году на острове Самотраки Шарлем Шампуазо (Charles Champoiseau), археологом и вице-консулом Франции в Андринопле (Andrinople).