logo
Садово-парковое искусство Японии

Введение

Настоящее содержание данной работы посвящено изучению садово-парковой культуры Японии, и в частности особенностям японского сада.

XXI век - время высоких технологий, быстро меняющегося ритма жизни.

Европейская цивилизация, создавая все новые и новые изобретения, улучшая условия жизни, уже не придает духовному развитию личности большого значения. В западной культуре ведущей, преобладающей является рационалистическая тенденция, отдающая приоритет разуму, логическому началу, прагматичному мышлению. Современный человек стремиться успеть как можно больше, и часто в погоне за призрачными идеалами европейцы забывают о самом главном - о своем эстетическом и нравственном развитии, о внутреннем мире и душе.

Но восточным нациям до сегодняшнего дня удалось сохранить первозданную культуру, традиции и обычаи. Восток тяготеет к образному, ассоциативному мышлению, интуитивному познанию. Главными факторами художественного творчества было и остается воображение, озарение, просветление, умение чувствовать природу, видеть необычное в повседневном; постижение скрытой красоты, которое требует сосредоточенного, неспешного созерцания.

Несмотря на всю архаичность и постоянность, восточные культуры, позаимствовав у Запада индустриальные технологии, модернизировав экономику своих стран, превратились в лидеров мировой цивилизации, научно-технического прогресса.

В рамках западной традиции сформировалось утилитарное, прагматическое, потребительское отношение к природе. «Природа - мастерская, и человек в ней работник».

На Востоке отношение к природе было более созерцательным, трепетным и как показала историческая практика - более мудрым. Считалось, что человек не должен вмешиваться в природные процессы, а должен адаптироваться к ним, прислушиваться, угадывать ритмы природы, жить в гармонии с ней.

Центральное место в формировании отношения восточной культуры к природе занимает Японское государство. В Японии впервые появилась пейзажная живопись, садово-парковое искусство, культура выращивания карликовых деревьев -- бонсаи, икебана - искусство аранжировки цветов, составления букетов.

Учитывая актуальность вопроса и недостаточной уровень его изученности, целью реферата является исследование специфики садово-паркового искусства Японии и в частности японского сада.

Задачами данной работы можно назвать:

1) Теоретический анализ материалов по данной теме;

2) Выделение основных понятий и микротем работы;

3) Определение значимости темы в условиях современного мира;

Япония -- древняя и самобытная страна, вызывающая глубокий интерес других государств к своей материальной и духовной жизни. До первой мировой войны японское государство закрыто для европейцев. В настоящее же время происходит все большее взаимопроникновение обеих культур. Японское искусство наиболее полно позволяет уставшему от окружающей суеты человеку почувствовать себя единым целым с природой и окружающим миром.

На сегодняшний день Япония представляет собой одну из сильнейших и великих держав, благодаря необычайно высокому развитию экономической отрасли, а особенно сохранению и процветанию национальной культуры. Те счастливые люди, которым удалось хотя бы однажды побывать в Японии, скорее всего, обратили внимание на то, что любое помещение, будь то магазин, офис или же жилой дом, украшают разнообразные замысловатые оранжереи, великолепные икебаны. Поскольку на японцев столетиями влияли социальные и природно-климатические факторы, национальный японский характер закрепил в себе черты терпимости, трудолюбия, минимализма, самообладания.

Сады и парки Японии ярко отражают все стороны японского национального характера, сущность которого необходимо прочувствовать. Для этого человеку надо сконцентрировать внимание, сосредоточиться и прощупать каждую цепь ассоциаций. Наблюдатель постепенно уходит от внешнего мира и погружается в атмосферу древности, созерцая окружающую обстановку.

«Хочется, чтобы Наш мир был постоянен, Не изменялся, Как след рыбацкой лодки, Плывущей вдоль берега» Минамото-Но Санэтомо (XII-XIII века)