1.2 Пушкин в культурном сознании краеведов-любителей (1980 -- 2000-е гг.)
В изображении краеведов Пушкин предстает как личность, связанная с Тверским краем, в первую очередь, потому, что одной из особенностей краеведческого сознания является стремление показать связь великого поэта с историей своего края, что, несомненно, повышает культурный статус места, которое хоть раз посещал какой-либо национальный герой, выдающаяся личность.
Такой краевед, акцентируя связь Пушкина и Твери, обязательно предлагает читателям и какие-то общеизвестные сведения. Так, например, С. Ржеутский пишет, что, по подсчетам исследователей, А.С. Пушкин 28 раз проезжал через Тверской край по государевой дороге -- Московско-Петербургскому почтовому тракту. И, как отмечает автор, эти поездки отразились в его творчестве обособленной темой -- темой дороги, и приводит в пример стихотворение Пушкина «Зимняя дорога» (1826) См.: Ржеутский С. А.С. Пушкин в Твери / С. Ржеутский; публ. // Тверская старина. -- 1998. -- № 16 -- 17. -- С. 110 -- 111..
Как совершенно справедливо замечает этот автор, в краеведческой литературе довольно подробно описаны приезды Пушкина в Тверь, его встречи с друзьями, поэтами, писателями. Тем не менее, в своей работе «А.С. Пушкин в Твери» С. Ржеутский описывает приезды А.С. Пушкина в Тверь, считая их постоянно значимыми для истории нашего города Там же.: из поэтической хроники Пушкина известно, что он несколько раз останавливался в нашем городе -- в начале ноября 1826 года, по возвращении из Кремля, куда вызывался для беседы с царем; летом 1830 г. вместе с П.А. Вяземским, чтобы встретиться с Ф.Н. Глинкой; 1 мая 1836 г., для выяснения отношений с графом В.А. Сологубом; и еще раньше, летом 1811 г. с дядюшкой В.Л. Пушкиным, который сопровождал юного Пушкина на учебу в Царскосельский лицей.
В работе С. Ржеутского мы также видим еще одну черту, свойственную культурному сознанию краеведа-любителя -- личностное отношение автора к Пушкину, видим, как много значит связь Пушкина с Тверским краем для современного краеведа, полностью осознающего важность отношений такого поэта с нашим краем, -- это создает особый культурный статус Твери.
В этом случае чрезвычайно важны личные чувства и впечатления, воспоминания краеведа, имеющие отношение к заявленной -- и любимой им! -- теме. Автор статьи делится с читателями своими воспоминаниями о тверских памятниках Пушкину, тем самым еще раз подчеркивая, во-первых, значимость поэта такого масштаба и его связей с Тверским краем и, во-вторых, значимость собственных воспоминаний в контексте этой темы:
«Так вот, помню, в 50-х годах почти в самом центре Твери стоял в скверике простенький памятник А.С. Пушкину, окрашенный бакелитовым лаком. Потом взамен его появился новый -- громоздкая областная доска почета. Сейчас она в “обнаженном” виде давненько поджидает своей участи. В пяти шагах от этого места на улице Володарского (бывшая Скорбященская) находилась одна из лучших гостиниц пушкинского времени, принадлежавшая обрусевшему итальянцу П.Д. Гальяни. Здесь-то и останавливался поэт.
Тверской искусствовед Н.А. Курочкина отыскала (1989 г.) в архивах около двадцати документов, касающихся домовладений купца П.Д. Гальяни, и точно установила местонахождение двухэтажного каменного особняка с двумя флигелями, приспособленного предприимчивым купцом и ресторатором под гостиницу. Ныне в перестроенном здании размещается коммерческий банк» См.: Ржеутский С. А.С. Пушкин в Твери / С. Ржеутский; публ. // Тверская старина. -- 1998. -- № 16--17. -- С. 110 -- 111. .
Отметим, что, в свою очередь, Н.А. Курочкина как тверской искусствовед не могла не поинтересоваться темой «Пушкин в Твери». В своей статье «Как прежде была гостиница купца Гальяни…» Курочкина Н. «Как прежде была гостиница купца Гальяни» / Н. Курочкина; публ. // Тверская старина. -- 1992. -- № 1. -- С. 14 -- 16. она пишет, что из документа «Об измерении земли в Твери, принадлежащей Иванову и Гальяни» бесспорно видно, что дом по улице Володарского (прежде ул. Скорбященская), № 34 в г. Тверь и есть перестроенное здание гостиницы, в которой останавливался А.С. Пушкин, проезжая через Тверь. В своей публикации, как и С. Ржеутский, Курочкина отмечает, что, по подсчетам пушкинистов, с 1826 по 1836 г. поэт был в нашем городе более двадцати раз. Кроме того, она повторяет еще один общеизвестный в пушкиноведении факт -- отмечает, что поэт в своем письме к С. Соболевскому рекомендовал другу посетить эту гостиницу.
В своей статье искусствовед пишет, что со зданием гостиницы связаны важные факты пушкинской биографии, например, между 10 и 14 августа 1830 г. А.С. Пушкин и его друг П.А. Вяземский посетили в Твери поэта Ф.Н. Глинку. Кроме того, с гостиницей связана и история несостоявшейся дуэли поэта с В.А. Сологубом в 1836 г. Но, как отмечает автор статьи, это лишь те факты, которые мы знаем, а сколько еще есть интересных вещей, подчеркивающих связь писателя с г. Тверью, о которых мы и не предполагаем.
В своей работе Н. Курочкина также передает широко известное обстоятельство, записанное тверским историком В.И. Колосовым: «Одна современница Пушкина передала нам недавно, что однажды ее муж, тогда еще молодой человек лет шестнадцати, встречал здесь Пушкина и рассказал об этом так: “Я сейчас видел Пушкина, он сидит у Гальяни на окне, поджав ноги, и глотает персики”» Там же..
Отметим, что в своей работе Н. Курочкина упоминает и еще одного известного писателя, чья история также связана с гостиницей Гальяни: 19 августа 1859 г. в Тверь приехал Ф.М. Достоевский, он остановился в гостинице и его впечатления о городе также нашли отражение в его творчестве, например, река Волга в Твери, фабрики на окраинах города, плашкоутный мост, бал, на котором пришлось побывать Ф.М. Достоевскому, -- все эти впечатления описаны в романе «Бесы» (1872), кроме того, о Твери вспоминает и генерал Иволгин в романе «Идиот» (1869).
Таким образом, можно сказать, что статья Н. Курочкиной носит искусствоведческий характер, но, тем не менее, изучая историю дома, где когда-то была гостиница купца Гальяни, автор не может не упомянуть о связи поэта с этим местом в Твери. Если бы не это обстоятельство, такой дом, возможно, не вызвал бы интереса современных исследователей.
Кроме того, отметим, что автор публикации ведет себя стандартно, именно как местный краевед. Как специалист, автор вполне профессионально ведет поиск определенного места -- в нашем случае это место гостиницы купца Гальяни. Но, тем не менее, в свою статью она добавила все самые известные в тверском краеведении факты о Пушкине: сколько раз поэт бывал в тверском крае, по каким поводам останавливался в Твери, какими были его маршруты, с кем связаны его визиты. Это общеизвестная краеведческая информация. И поскольку в гостинице Гальяни останавливался в свое время еще один известнейший русский писатель Ф.М. Достоевский, то в своей работе она упомянула еще и о его связи с Тверью.
Вернемся к С. Ржеутскому. Он пишет также о том, что весь декабрь 1826 г. Пушкин провел в столице. Здесь он познакомился с Екатериной Ушаковой, и в первых числах января 1830 г. Пушкин договаривается с ней о тайной поездке в Тверь под предлогом побывать у ее родственников -- Петра Степановича и Екатерины Степановны Ушаковых. Их дом стоял прямо на берегу Волги, напротив современного здания речного вокзала, там, где обычно наводился второй наплавной плашкоутный мост через реку.
Но еще раньше А.С. Пушкин собирался связаться с А.А. Шишковым -- царскосельским товарищем, поэтом и переводчиком. В одном из писем из Москвы в Тверь от 2 января 1830 г. А.С. Пушкин предупреждает товарища о скором приезде и встрече. 10 января Пушкин направляется с Екатериной Ушаковой в Тверь, навещает вместе с ней ее родственников, встречается со своим другом, и мы видим, что он сразу отправляет письмо И.В. Киреевскому с сообщением о том, что незамедлительно едет в Петербург.
Со слов Ржеутского мы узнаем, что, по всей вероятности, Пушкин отбыл из Твери в Петербург 12 января, где написал посвящение Е.Н. Ушаковой:
Я вас узнал, о мой оракул.
Не по узорной пестроте
Сих неподписанных каракул;
Но по веселой остроте,
Но по приветствиям лукавым,
Но по насмешливости злой
И по упрекам… столь неправым,
И этой прелести живой.
По этим стихам можно косвенно судить о том, что в Твери между Пушкиным и Ушаковой произошла размолвка. Чуть позднее, 28 апреля 1830 г., мы узнаем печальную концовку отношений Пушкина и Ушаковой из письма Екатерины своему брату И.Н. Ушакову: «Скажу тебе про нашего самодержавного поэта, что он влюблен без памяти в Гончарову меньшую, здесь говорят, что он и женится, другие даже, что женат…»
Зато, как мы знаем, в Твери расстроилась намечавшаяся дуэль А.С. Пушкина с Соллогубом.
Таково краткое содержание статьи С. Ржеутского, пересказ которого понадобился нам для того, чтобы показать особенности рассуждений и модель работы с материалом, типичные для краеведов-любителей, не обладающих навыками работы с материалом с помощью научной методики. Очевидно, что С. Ржеутский как краевед показывает нам свой взгляд на роль Твери в жизни поэта и, как провинциальный краевед, он склонен подчеркнуть, что, может быть, именно она в жизни и творчестве поэта стала судьбоносной.
Для более подробного рассмотрения этой модели изучения краеведческого материала рассмотрим также публикацию А. Шиткова «Старицкий старт пушкинского рода» (1999) Шитков А. Старицкий старт пушкинского рода / А. Шитков; публ. // Тверская жизнь. -- 1999. -- 15 мая. -- С. 3.:
1) Автор статьи позиционирует себя как «преподаватель старицкого педучилища, краевед города Старицы», поэтому, с его точки зрения, тот материал, который он находит в результате своего исследования, очень важен не только для изучения А.С. Пушкина как личности и истории его семьи, но и для истории города Старицы, так как, в первую очередь, связь великого поэта с этим краем сразу дает Старице определенный культурный статус, потому что именно Старицкий край сыграл одну из важных ролей в жизни Пушкина -- по мнению старицкого краеведа, это именно так и не может быть иначе (разумеется, здесь мы сталкиваемся с типичным проявлением провинциального сознания).
2) как краевед-историк А. Шитков воссоздает исторические странички в краеведческом материале о Пушкине, таким образом, он позволяет простому читателю узнать историю семьи Пушкина и показывает, что все началось со Старицы, то есть ее роль в истории рода Пушкиных, конечно же, огромна.
В своей статье А. Шитков подробно рассказывает историю рода Пушкиных, тем самым еще раз -- совершенно справедливо -- напоминая читателю о важности связи поэта и его предков с Тверским краем. Автор отмечает: занимаясь своей родословной, Пушкин писал, что его предки «водились с царями», занимали места окольничих и стольников. Судьбы их складывались по-разному: Гаврила Пушкин (ок. 1560) ушел в лагерь Дмитрия Самозванца, другой Пушкин, Федор (1751 -- 1775) был казнен как участник стрелецкого бунта при Петре I. Дед самого поэта, Лев Пушкин, во время дворцового переворота при низвержении императора Павла III не захотел присягать провозгласившей себя императрицей Екатерине II, за что был заключен в крепость.
Шитков пишет, что всё это давно известно любителям-пушкинистам, так как краеведам и исследователям, которые занимаются научной и любительской работой, выясняя всю подлинность существования А.С. Пушкина в тверском контексте, не может быть неинтересна история пушкинского рода. Но автор, тем не менее, убежден, что о том, как Пушкины появились при дворе, знает не каждый. Хотя это должно быть интересно уже потому, что «стартовой площадкой» для придворной карьеры Пушкиных послужила Старица.
Необходимо прокомментировать заглавие этой статьи провинциального краеведа-любителя -- «Старицкий старт пушкинского рода». Из названия становится очевидно, что всякая столичная знаменитость имеет провинциальные корни, и не бывает иначе. Таким образом, провинциальный краевед всегда делает акцент на связи своего края с таким великим поэтом, как Пушкин -- в нашем случае, и для него становится гордостью то, что именно его край сыграл судьбоносную роль в жизни поэта и именно с его края началась история рода Пушкиных. Важно отметить, что провинциальный краевед не может писать по-другому, он всегда старается найти и показать материал, который свидетельствует о яркой, необычной истории края и который всегда покажет читательской аудитории те исторические факты, которыми они могут гордиться!
В изложении А. Шиткова всё происходило так: автор статьи отмечает, что род Пушкиных появился при дворе Ивана Грозного во времена опричнины. Одним из выдающихся представителей этого рода стал Евстафий Михайлович Пушкин. В своей статье А. Шитков приводит исторический материал и, рассказывая читателю историю отношений царя Ивана Грозного с Пушкиными, отмечает, что в связи с ожидавшимся походом крымских татар царю пришлось отсиживаться в Новгороде, а в это время в Старице находились Евстафий Михайлович Пушкин и его сородич Дмитрий Андреевич Замытский; когда Иван Грозный был уже в Новгороде, он отправил им грамоту, чтобы те, узнав о приближении крымских татар, сразу же сообщили царю. Таким образом, Шитков в своей работе отмечает большое доверие царя Ивана Васильевича к роду Пушкиных и связь этого рода со Старицей.
Рассматривая работу краеведа, нужно отметить, что в своей статье Шитков делает ссылки на другого автора -- Г. Штадена, но без указания точных выходных данных или источника. Таким образом, мы можем сделать вывод, что его статья имеет популярный характер.
Такова в описании старицкого краеведа политическая деятельность представителя рода Пушкиных, начатая со службы одного из них -- Евстафия Михайловича Пушкина -- на заставе в тверском городке Старице, что особенно подчеркивает автор статьи А. Шитков. Он, конечно, упоминает в своей статье и самого великого представителя рода Пушкиных, правда, поселяя в то же самое начало 17. в.: «Через полтора года (!) на старицкой земле вновь появится потомок Пушкиных -- великий русский поэт Александр Сергеевич» Там же..
Далее Шитков говорит: «Прекрасные произведения, созданные поэтом в нашем крае, свидетельствуют о другом: старицкая земля оказала на его творчество значительное влияние. Как и люди, с которыми судьба сводила поэта на наших дорогах: в Малинниках и Павловском, Бернове и Курово-Покровском, Соколове и других усадьбах уезда и самой Старицы» Там же..
Таким образом, статья А. Шиткова четко демонстрирует основные особенности провинциального культурного краеведческого сознания. Отметим, сколько в этой небольшой фразе слов, подчеркивающих исключительность и даже, с точки зрения автора публикации, некоторую эксклюзивность и сенсационность предлагаемого материала: прекрасные произведения, значительное влияние, люди, с которыми судьба (именно судьба. -- Е. Т.) сводила поэта на наших дорогах и в самой Старице и т.п.
И теперь, по словам автора, нам должно быть «ясно, что связь Пушкиных со Старицей не стала незначительным эпизодом в биографии древнего рода» Там же., что опять подчеркивает значимую роль Старицы в жизни поэта, и, кроме того, что для самой Старицы это гордость, что она оказала такое влияние на жизнь и творчество такого великого поэта как Пушкин.
Конечно, информация, предложенная уважаемым автором статьи, вполне серьезна, актуальна для развития культурного сознания современника. Но, с другой стороны, она не менее актуальна для культурологического исследования этого самого сознания.
Кроме того, у нас есть еще одно замечание в отношении этого очень информативного в культурологическом отношении материала: пожалуй, появляется повод ввести в научный оборот еще один термин: наряду с понятием провинциальное культурное сознание можно использовать также понятие провинциальное культурное краеведческое сознание.
Рассмотрим публикацию тверского журналиста Е. Петренко «Сызмала пошло, что я -- избранник…» Петренко Е. Сызмала пошло, что я -- избранник…/ Е. Петренко; публ. // Тверская жизнь. -- 2009. -- 23 мая. -- С 7. . Автор статьи предлагает читателю вернуться на сорок лет назад, в начало июня 1970 г., когда впервые в истории тверского региона проходили пушкинские чтения. Е. Петренко отмечает, что их значение для тверской пушкинианы оказалось огромным, во-первых, потому, что через год в Бернове открыли музей поэта, а во-вторых, потому что именно в те июньские дни (автор подчеркивает важность даты -- именно июньские дни, потому что они означают день рождения Пушкина) и родилось известное теперь понятие «Пушкинское кольцо Верхневолжья» (так называют маршрут поездок А.С. Пушкина по Тверской губернии).
В своей статье Петренко пишет о старицком краеведе, пушкиноведе Г.Я. Ходакове и отмечает, что именно он, Георгий Ходаков, был автором названия «Пушкинское кольцо Верхневолжья» и создал карту населенных пунктов области, в которых когда-то бывал поэт: Тверь, Грузины, Берново, Малинники, Старица, Тверь. По словам Ходакова, «получается кольцо поездок Пушкина по Тверской губернии», с тех пор это понятие -- пушкинское кольцо Верхневолжья - прочно вошло в наше культурное сознание.
Г. Ходаков говорит, что показать туристам и обывателям усадьбы, расположенные по маршруту и показать связь поэта с известными местами Старицкого края - это является великой культурной и просветительской миссией. Кроме того, Петренко в своей публикации говорит о Ходакове как о краеведе, филологе и энтузиасте. Петренко с восхищением отмечает, что краевед всю жизнь посвятил поиску, сохранению материалов о Пушкине. Автор статьи также обращает внимание читателя на то, что краевед серьезно увлечен поэзией и его труды достойны популяризации, таким образом, мы можем говорить, что провинциальный краевед как любой человек, занимаясь историей, литературой, изучая поэзию, пытается приблизиться к гению А.С. Пушкина. Автор понимает, как много Пушкин значит для истории России и как важно, что Старица причастна к жизни русского гения, и старается показать это в своих трудах.
Петренко пишет, что одна из самых ярких и ценных в краеведческом и научном смысле страниц деятельности старицкого краеведа -- «пушкинские» экспедиции, в которых автор изучает обстоятельства пребывания Пушкина в Старицком крае, его рассказы о произведениях, созданных поэтом в этих местах, описание дворянских усадеб во времена Пушкина. Таким образом, для тверских пушкиноведов, краеведов, исследователей этот материал становится ценным, потому что, во-первых, с его помощью можно воссоздать представления об усадебной культуре той эпохи, представления о поэте, о его отношениях с владельцами усадеб, о любви Пушкина к Старицкому краю и т.д.; и, во-вторых, потому что с помощью таких исследований можно лучше узнать свой родной край, повысить его культурный статус, сделать его более ценным в культурном отношении и в глазах местных жителей, зачастую мало знающих родную историю и культуру, и в глазах гостей и приезжих -- ведь это очевидный повод для гордости своей малой родиной -- а это именно та черта, которая так свойственна для провинциального культурного сознания.
Достаточно интересную модель работы в краеведческом культурном пространстве предлагает Валентина Федоровна Кашкова (1933 -- 2011), которая училась на историко-филологическом факультете Калининского государственного пединститута, более сорока пяти лет преподавала русский язык, литературу и частные методики в школьном отделении Торжокского педагогического училища им. Бадюлина.
«Для меня Торжокское педучилище -- вся жизнь, хотя моя радость -- Пушкин», -- говорила В.Ф. Кашкова Кашкова В. Берега нашей памяти. -- Тверь, 1999. -- С. 3.. Таким образом, этот краевед-любитель четко показывает, во-первых, свое трепетное, любовное отношение к теме «Пушкин и тверской край»; во-вторых, свое предельно и только эмоциональное отношение к этой теме и личности поэта: «моя радость -- Пушкин»; в-третьих, свое стремление поделиться этим с окружающими; и, в четвертых, понятно, что при таком эмоционально-просветительском отношении автора к своей теме и своей работе, возможна, скорее, любительская краеведческая методика работы, нежели научная.
В.Ф. Кашкова посвятила свою жизнь изучению пушкинского наследия, связанного с Тверским краем. С 1971 г. читала лекции по пушкинской тематике на курсах подготовки и повышения квалификации экскурсоводов и являлась членом методического совета в Торжокском экскурсионном бюро. В 1989 г. получила звание «Почетный гражданин города Торжка» за активную лекторскую и краеведческую деятельность по изучению и пропаганде Пушкинского наследия, истории и культуры родного края и публикаций о Пушкине и Торжке. Кашкова была бессменным председателем Пушкинского комитета по проведению ежегодных Недель литературы и искусства в г. Торжке, организатором и идейным вдохновителем этих праздников. Всеобщий интерес вызвала ее первая большая публикация в 18-ти номерах газеты «Маяк коммунизма» за 1968 год -- «Где дни мои текли…». В ней рассказывается о пребывании Пушкина на Тверской земле. В.Ф. Кашкова -- автор 10 книг, нескольких путеводителей, буклетов.
Первая книга В.Ф. Кашковой «Я к вам пишу…»(1987) Кашкова В.Ф. Я к вам пишу. Тверские мотивы в переписке Пушкина. -- Калининское отделение издательства «Московский рабочий», 1987 г. является своеобразным комментарием к переписке поэта с тверскими адресатами. Вторая -- «Пушкинский путеводитель: Москва -- Тверь -- Санкт-Петербург» Кашкова В.Ф. Пушкинский путеводитель: Москва Ї Тверь Ї Санкт-Петербург. Ї Тверь: Сувенир: Кн. Клуб, 1994. Ї 271 с. -- имеет подарочное оформление. Это увлекательное путешествие с А.С. Пушкиным по знакомому многим маршруту -- через Тверь, Торжок, Вышний-Волочек, Новгород.
С 1995 г. В.Ф. Кашкова -- член Союза писателей Российской Федерации. Ее сборник «Я к вам лечу воспоминаньем...» Кашкова В.Ф. Я к вам лечу воспоминаньем…: Рассказы. Очерки. Литературовед. Статьи. Поэтические новеллы. Ї Тверь: Твер. Обл. кн.- журн. изд-во, 1997. Ї 208 с. (1997) включает короткие рассказы, очерки, литературоведческие статьи, поэтические новеллы и стихи о Пушкине, его современниках и о нас, современниках самой Кашковой. В канун двухсотлетнего юбилея поэта вышла книга Кашковой «Берега нашей памяти» (1999). Это размышления автора над страницами тверской лирической пушкинианы.
Рассмотрим ее книгу «Берега нашей памяти», которая вышла в Твери в юбилейном пушкинском 1999 г. Кашкова В. Берега нашей памяти. -- Тверь, 1999. -- С. 3. и на примере которой также можно увидеть, какое представление о Пушкине и его связи с Тверским краем существует в культурном сознании современника.
Как уже было сказано, книгу В. Кашковой можно считать просветительской, так как она пытается показать читателю, который только начинает изучать тверскую пушкиниану, связь великого поэта с Тверью. Для провинциального краеведа-любителя это лучшая установка -- рассказать и научить, здесь важна работа с аудиторией. Автор сопровождает свою книгу точными датами пушкинских визитов в Тверской край и Приложением -- это лирические произведения тверской пушкинианы, положенные на музыку, в свою очередь они делятся на две части. Первая -- произведения тверской лирической пушкинианы, например, на стихотворение А.С. Пушкина «Анчар» (1828) были созданы следующие музыкальные произведения: «Аренский А.С. Смешанный хор без сопровождения. 1886 г.; Белза И.Ф. Поэма для голоса с симфоническим оркестром. 1947 г.; Майборода Г.И. Для голоса с оркестром. 1928 г.; Римский-Корсаков Н.А. Ариозо для баса. 1882 г.» Там же. С. 213 -- 215.; на стихотворение «Зима. Что делать нам в деревне?» (1829) создано музыкальное произведение: «Богуславский С.А. Вальс. 4-я часть сюиты “Пушкин” для оркестра, хора, баритона и чтеца. 1935 г.» Там же..
Вторая часть Приложения -- музыкальные произведения на стихи А.С. Пушкина, посвященные его знакомым, связанным с Тверской губернией., например, «”Признание” (“Я вас люблю”). 1824 г. “Библиотека для чтения”. СПб., 1937. Посвящение А.И. Осиповой: Глинка М.И. Для голоса с фортепьяно. СПб., 1840.; Голицын Ю.Н. “Я вас люблю”. Дуэт. СПб., 1857.; Яковлев М.Л. Для голоса с фортепьяно. СПб., 1855» Там же. С. 215 -- 218.. Отметим важность такой информации в книге Кашковой, так как специальных подобных справочников не существует.
Цель написания книги, как об этом говорит сам автор, -- это помочь тем, кто впервые для себя открывает тверскую пушкиниану, точнее, Кашкова хочет помочь читателю поближе познакомиться с литературой, историей и культурой пушкинской эпохи и с личностью самого поэта (хотя зачастую она подает информацию об этом исключительно в собственном представлении). И можно сказать, что она не скрывает, что хочет, чтобы тверитяне знали историю своего края и тем более таких великих людей, как А.С. Пушкин, которые имеют к нему отношение. Отметим своеобразие авторской позиции:
«Мне бы хотелось в разговоре с теми, кто впервые начинает читать страницы творческой истории Тверской Пушкинианы, уйти от избытка краеведческих деталей, которые порой заслоняют, оставить только самое необходимое, значимое, корнями вросшее в творение поэта, навсегда закрепившееся в его памяти. Нет, я не хочу ничего отвергать, умалять значение краеведения: все, что мы сделали за тридцать лет, что найдено и обдумано нами, -- это прочный фундамент, на котором возведено здание Тверского Пушкиноведения» Там же. С. 4..
- 13. Лирика а.С. Пушкина в детском чтении
- 46) Философия конца XX – начала XXI веков.
- Донское казачество и а.С. Пушкин.
- 46) Философия конца XX – начала XXI веков.
- Тема 13. Сахалинская область в конце XX – начале XXI в.
- 1. Русский язык конца хх - начала XXI веков.
- 49. Постмодернизм в культуре конца XX в.- начала XXI в.
- Пушкин а.С.
- 29. Характеристика молодежной танцевальной культуры конца XX – начала XXI вв.