3.2 О сущности культурной традиции
Природа культурной традиции не была предметом специального анализа Д. С. Лихачева. Однако едва ли не все его теоретическое наследие в той или иной степени связано с этим понятием. В работах ученого проблематика традиций и традиционности нашла свое отражение в размышлениях о культуре и искусстве. И прежде всего -- о русской культуре и отечественном искусстве.
В культурологии под традицией понимается способ осуществления преемственности, в котором интегрируются тенденции творческой деятельности прошлого, имеющие значение для современного развития. Понятие традиции получало разные теоретические истолкования в истории, что объясняется их разнообразием2. Именно благодаря традициям сохраняется богатейший потенциал культуры, достигается живая и естественная связь настоящего и прошлого, становится возможным взаимодействие культурных эпох и ценностей, сохранение ведущих линий в творческой жизни.
Но традиция -- это не просто сохранение и передача (трансляция) ценностей. Она предполагает продуктивный тип связи между культурами, когда старое переходит в новое и активно работает в нем. Характерное свойство традиции -- в ее неоднозначности; она очень пластична, имеет подвижные рамки и способна в одной и той же культуре существовать в разных формах: то как культурная основа циклического повторения элементов жизнедеятельности человеческих сообществ, то как «строительный материал», на основании которого создается новый пласт культуры, либо как критерий, относительно которого оценивается современная культура и др.
Во второй половине XX века гуманитарные науки превращают категорию традиции в едва ли не ведущую в исследовательской проблематике. Ускорение социально-культурного развития, многочисленные кризисы и явления, подобные «молодежной революции», заставляют ученых совершить настоящий прорыв в осмыслении этого феномена, ставя его в оппозицию понятию новации.
Сегодня традиция и новация трактуются как диалектически взаимосвязанные противоположности. Считается, что процесс саморазвития культуры происходит в результате непрерывного (а по интенсивности -- цикличного) взаимодействия культурных процессов сохранения и изменения (традиции и новации). Вектор изменения обеспечивает развитие культурной системы, а традиции образуют «коллективную память» нации, выступая предпосылкой и условием сохранения ее исторической идентичности. Оптимальная модель саморазвития предполагает определенное соотношение этих векторов -- с учетом специфики культуры, этапа и проблем ее развития.
Yandex.RTB R-A-252273-3- ВВЕДЕНИЕ
- Глава 1. Особенности быта и традиций
- 1.1. Понятие «быта» и «традиций»
- 1.2 Проблемы быта и традиций в современной культуре
- Глава 2. Сохранение быта через язык и литературу
- 2.1 Быт и бытие в произведениях литературы 60-90-ых годов
- 2.2 «Толковый словарь русского языка» - энциклопедия русского народного быта
- Глава 3. Сохранения традиций, как основная форма передачи межпоколенного опыта, формирования национального характера народа через язык и литературу
- 3.1 Традиция как ценность
- 3.2 О сущности культурной традиции
- Язык быта
- Быт и традиции русского дворянства XVIII века
- Духовность, культура и быт
- Тема 18. Быт и традиции русского дворянства
- 30.1. Народная художественная культура в системе сохранения и обогащения национально-культурных традиций.
- 30.1. Нхк в системе сохранения и обогащения национально-культурных традиций.
- Культурные традиции. Их сохранение, развитие.
- 20.1. Сохранение и дальнейшее развитие национально-культурных традиций, как ведущее направлении е скд
- Быт и традиции русского дворянства XVIII века
- Развитие литературного языка в петровскую эпоху