logo
Творчество Аверкампа

Введение

Голландский художник Аверкамп получил свое прозвище из-за глухоты (немой из Кампена, de stomme van Campen). Его детство прошло в Кампене, где его отец, городской аптекарь, жил с 1586, но учиться будущий художник поехал в Амстердам.

Возможно, он был тем самым немым, который в 1607 жил в Амстердаме у художника Питера Исакса, в свою очередь, ученика Кор-нелиса Кетела и Ханса фон Ахена и автора корпораивных портретов (1596 и 1599, Амстердам, Гос. музей).

Во всяком случае, искусство Аверкампа никоим образом не подверглось влиянию Исакса и тяготело, скорее, к живописи амстердамского мастера Гиллиса ванн Конинкслоо, фламандских эмигрантов, таких, как Винкбонс, и других пейзажистов, близких Брейгелю Бархатному.

У них Аверкамп заимствовал и свою излюбленную тему - зимние пейзажи, поднятые к горизонту достаточно архаичным способом и оживленные толпой маленьких подвижных и поли-хромных персонажей, что свидетельствует о декоративном и маньеристическом характере пейзажа и колорита.

Линейная и ничем не мотивированная игра веток деревьев, темных на светлом фоне, аналогична приемам Иоса де Момпера или Гейсберта Лейтенса. Но маньеристическая фантазия Конинкслоо или Саверея слишком далека от приветливости Аверкампа.

Художник уделяет особое внимание реалистичному изображению толпы и уменьшает роль деревьев до простых кулис, он остро наблюдает законы уходящей вдаль перспективы и использует яркие пятна одежд только для того, чтобы лучше подчеркнуть монохромность своих «Зимних пейзажей», где главную роль играют белизна снега, серо-зеленые оттенки льда и светлые - неба. Здесь, как и в произведениях современника Аверкампа, Эсайаса ван де Велде, появляются зародыши двух главных направлений голландской живописи жанровые сцены и пейзажи. Пейзажи в тондо (Лондон, Нац. гал.) предвещают ранние работы ван Гойена.

В своих более поздних работах Аверкамп точно определит эту эволюцию, расширя небо и горизонт, удлиня формат, который становится прямоугольным, подчиня локальные цвета воздушной тональности ансамбля. Его рисунки - как правило, акварели, которых художник создал очень много,- свидетельствуют о все более тонком внимании к реальности и к небольшому голландскому народу. Именно поэтому пейзажи Аверкампа неожиданно стали очень популярны (в XVI-II в. Плос ван Амстел сделал по ним гравюры).

Картины Аверкампа очень многочисленны, но мало отличаются по своему сюжету. Произведения, датированные 1601-1632, в большинстве своем написаны в Кампене, куда художник вернулся до 1613. Прекрасные образцы «Зимних пейзажей» Аверкампа представлены в музеях Роттердама, Гааги, Амстердама, Лондона, Кельна и Москвы (Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина - <Катание на коньках))).

Его племянник Баренд Аверкамп (1612/1613, Кампен (?) - 1679, там же) был деканом гильдии живописцев Кампена в 1656, 1662, 1677. В своем творчестве он в более консервативной и провинциальной манере продолжил искания дяди. Но его произведения остаются сухими и тяжеловесными («Катание на коньках», Париж, Лувр).

Цель моей работы: изучение Зимнего пейзажа Хендрика Аверкампа.

Задачи работы, решаемые для достижения цели: анализ сюжета, жанра, цвета, перспективы, композиции.

1. Историография картин Хендрика Аверкампа

При обращении к «Катанию на коньках» Хендрика Аверкампа и «Зимнему пейзажу с птичьей западнёй» Питера Брейгеля младшего (копия с оригинала Питера Брейгеля старшего) привлекает внимание общая для них деталь (у левого края обеих картин) - труп четвероногого животного, окружённый воронами.

В контексте толкований обоих произведений она также приобретает особый смысл, как символ неизбежной смерти, подстерегающей людей, движущихся по «катку жизни» (более явно для умиротворённого брейгелевского пейзажа, тем не менее, наполненного аналогичной символикой - прорубь на льду, западня для птиц, в какой-то степени в этот ряд входит и изображение церкви).

Вероятно, ту же функцию выполняет и скелет лошади под холмом, на котором водружён крест, в картине «Четыре ветряные мельницы» Яна Брейгеля Бархатного (у левого края пейзажа). Эта деталь придаёт особое звучание основной идее картины - цикличности мироздания, вечному круговороту бытия, намекая на неумолимость смерти - недаром фигуры людей и лошадей в центре композиции как бы перекликаются с лошадиным скелетом и намогильным крестом. Е.В. Пчелов «ЗРИМЫЙ ОБРАЗ И СКРЫТЫЙ СМЫСЛ» (О выставке в ГМИИ им. А.С. Пушкина) Впервые опубликовано в: Гербовед. № 70: Сборник статей Геральдического семинара ИАИ РГГУ. Вып. 2. М., 2004. С. 153-156. К выставке издан великолепный каталог с обстоятельными комментариями и большой вступительной статьёй, написанными автором проекта самой выставки В.А. Садковым (М., «Альфа-Принт», 2004. XL + 120 с. Тир. 1000 экз.).

Специализировался на зимнем пейзаже, став известнейшим живописцем этой темы во всем европейском искусстве. Если колорит его ранних вещей (Катание на коньках, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Москва) еще несколько пестроват, то в зрелом творчестве Аверкамп, сохраняя дробность деталей, достигал убедительного цветовоздушного единства пространства, размечая его тонкими градациями морозной дымки (Развлечения на льду, Маурицхейс, Гаага, середина 1610-х годов). Органично сочетал пейзаж с жанром, изображая досуги горожан в виде мелких живых сценок. Тарасов Ю.А. Голландский пейзаж 17 века. М., 1983.

Аверкамп создал новый тип жанрово-пейзажной картины, писал в основном небольшие зимние пейзажи в светлой серебристой гамме с пёстрыми фигурками конькобежцев. Тонко передавал глубину пространства, атмосферную дымку, создаваемую влажным морозным воздухом ("Катание на коньках", ГМИИ; "Развлечение на льду", Маурицхёйс, Гаага). Источник: Энциклопедия "500 мастеров зарубежной классики", М., СПб., 1996, стр. 7. Под общей редакцией В. Д. Синюкова и М. И. Андреева (редактор-составитель).

Брейгель «Зимний пейзаж с ловушкой для птиц»

В левой части картины изображён украшенный гербом Антверпена дом, судя по всему пивоварня и постоялый двор. Перед ним во льду сделана прорубь, из которой вытягивают вёдра с водой для варения пива. Ловушка для птиц, сооружённая из двери на палке, в левом нижнем углу картины -- это прямое цитирование Питера Брейгеля. Аверкамп разместил свою подпись на «Haenricus Av» нацарапанной на сарае в правой части картины. Сверху над подписью небрежно нацарапана фигура человека. Patrick de Rynck How to Read a Painting -- Decoding, Understanding And Enjoying The Old Masters. -- Thames & Hudson, 2004. -- С. 228--229.

Феноменальный подъем в развитии пейзажной живописи в Северных Нидерландах с начала XVII столетия. Типологическое разнообразие голландского пейзажа. Влияние фламандских художников-иммигрантов на развитии голландского пейзажа. Welcker C. Y. Hendrick Avercamp bijgenaamed "Die Stomme van Campen" en Bafent Avercamp. Zwolle, 1933

Семантическая основа пейзажной живописи. Зимние сцены Хендрика Аверкампа, фламандские влияния («Зимние развлечения»). Натуралистическое изображение отдельных элементов голландской природы с постройками, иногда с персонажами как характерная особенность национального пейзажа. Personnages et paysages dans la peinture hollandaise du XVII-eme siecle. Exposition. Bruxelles, 1977--1978

Голландский живописец и рисовальщик. Создатель раннего типа голландского городского пейзажа XVII в. с элементами жанра небольших, написанных в серебристой гамме зимних пейзажей с фигурами конькобежцев. Paysages et saisons. Aspects de lart neerlandais du XVII-eme siecle. Galerie dArt: Catalogue. Luca, 1987.

Произведения: Зимний пейзаж (1608, Берген, Музей); Зимняя сцена на канале около замка (ок. 1609, Лондон, Нац. галерея); Большой зимний пейзаж (Амстердам, Рейксмузеум); Развлечение на льду (Гаага, Маурицхейс); Катание на коньках (Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина); Зимняя сцена на канале (ок. 1615, Толидо, США, Музей искусств).