logo
Творчество Аверкампа

Заключение

Новое голландское искусство сказалось уже в творчестве мастеров XVII в., и, в частности, Хевдрика Аверкампа. Его «художественную специализацию» можно сформулировать как «зимний пейзаж с толпой маленьких фигурок». Такое восприятие мира не вполне обычно для Европы, но в Голландии с ее обилием замерзающих на зиму водоемов и постоянной нехваткой «сухой» земли подобная картина вряд ли могла кого-либо поразить.

Картины Аверкампа, как правило, невелики по размерам; хранящийся в Рейксмузеуме «Большой зимний пейзаж» -- едва ли не самый большой из них. Полотно демонстрирует зрителю все развлечения, какие только возможны зимой для жителя голландского города: на льду замерзшего канала катаются на санках и коньках, на утоптанном снегу играют в гольф, -- кстати, эта игра была издавна распространена в Нидерландах. В толпе можно увидеть и крестьянскую молодежь, и модно одетого щеголя, и почтенного бюргера; кто-то отплясывает на скользком льду вполне уверенно, а кому-то сложно даже удержаться на ногах. Эту картину в равной степени можно отнести к пейзажу и к жанровой сценке.

Картины, написанные художником Аверкампом, очень занимательны, пестры и оживлённы, и пользовались большой популярностью в бюргерской среде и среди простых горожан. Поэтому Аверкамп мог достаточно успешно продавать многие из своих картин, акварелей и рисунков. Типичные картины художника Аверкампа имеют высокий и далекий горизонт и показывают множество прилежных и занятных людей, причем, как правило, живописец в своих картинах искусно прятал несколько забавных историй и анекдотов. Характерная особенность Аверкампа -- это привнесение в пейзажи жанровых мотивов. Он населяет свои виды множеством фигурок, которые не просто их оживляют, но вносят определенное сюжетное начало. В картине «Катание на коньках» Аверкамп знакомит зрителя с одной из примечательных сторон голландского быта: замерзшие зимние каналы становятся для горожан местом излюбленных зимних развлечений. Здесь катаются на коньках, возят на санках детей, гоняют клюшкой мяч, перевозят грузы. Дети и взрослые, нарядно одетые дамы и господа, горожане в скромной одежде -- всех их можно увидеть на льду голландского канала. Оставляя передний план картины свободным, Аверкамп фиксирует конкретные приметы местности -- стены и башни крепости, характерный изгиб залива, мачты судов. Как все последующие голландские художники, Аверкамп любил писать небо, почти всегда затянутое облаками, пасмурное, занимающее обычно почти половину всего полотна. Скромная, неяркая по краскам природа, своеобразная жизнь людей -- такой предстает перед нами Голландия в картинах Аверкампа. Он писал их в небольших, камерных размерах для уютных интерьеров горожан.

Вероятно, Аверкамп рисовал картины в своей мастерской при помощи эскизов и набросков, которые он выполнял зимой на природе. Пристрастие художника к зимним сценам возможно объясняется его детскими и юношескими увлечениями, когда он вместе с родителями частенько занимался катанием на коньках. Последняя четверть 16-ого столетия, во время которого родился и провел детство Аверкамп, считается одним из самых холодных климатических периодов в истории Нидерландов, так называемым маленьким ледниковым периодом.

Список использованной литературы

1. Е.В. Пчелов «ЗРИМЫЙ ОБРАЗ И СКРЫТЫЙ СМЫСЛ» (О выставке в ГМИИ им. А.С. Пушкина) Впервые опубликовано в: Гербовед. № 70: Сборник статей Геральдического семинара ИАИ РГГУ. Вып. 2. М., 2004. С. 153-156. К выставке издан великолепный каталог с обстоятельными комментариями и большой вступительной статьёй, написанными автором проекта самой выставки В.А. Садковым (М., «Альфа-Принт», 2004. XL + 120 с. Тир. 1000 экз.).

2. Тарасов Ю.А. Голландский пейзаж 17 века. М., 1983.

3. Энциклопедия "500 мастеров зарубежной классики", М., СПб., 1996, стр. 7. Под общей редакцией В. Д. Синюкова и М. И. Андреева (редактор-составитель).

4. Patrick de Rynck How to Read a Painting -- Decoding, Understanding And Enjoying The Old Masters. -- Thames & Hudson, 2004. -- С.228--229.

5. Welcker C. Y. Hendrick Avercamp bijgenaamed "Die Stomme van Campen" en Bafent Avercamp. Zwolle, 1933

6. Personnages et paysages dans la peinture hollandaise du XVII-eme siecle. Exposition. Bruxelles, 1977--1978.

7. Paysages et saisons. Aspects de lart neerlandais du XVII-eme siecle. Galerie dArt: Catalogue. Luca, 1987.