logo
Этапы становления и развития фотоискусства

2. Этапы становления и развития фотоискусства

Самым первым «фотоаппаратом» являлась камера-обскура.

Первые камеры-обскуры представляли собой затемнённые помещения (или большие ящики) с отверстием в одной из стен. Упоминания о камере-обскуре встречаются ещё в IV веке до н. э. -- последователи китайского философа Мо Ди -- моисты -- описали возникновение перевернутого изображения на стене затемнённой комнаты. Упоминания о камере-обскуре встречаются и у Аристотеля.

Принцип действия камеры-обскуры впервые объяснил арабский физик и математик X века Ибн ал-Хайсам (Альхазен). При этом он сделал вывод, что общепринятая в те годы теория распространения света (согласно которой лучи света исходят из глаз и как бы «ощупывают» объект) не соответствует действительности.

Перевернутое изображение камеры-обскуры объясняется просто: свет прямыми линиями проходит через небольшое отверстие, сделанное в центре. Линии света, отраженные от основания освещенного солнцем пейзажа, проникают в отверстие и проецируются по прямой линии к верху стены затемненной комнаты. Подобным же образом линии света, отраженные от верхней части пейзажа, идут к основанию стены, и все линии соответственно проходят через центр, образуя перевернутое изображение.

Камера-обскура представляет из себя светонепроницаемую коробку, в передней стенке которой имелось небольшое отверстие диаметром в 150-200 раз меньше, чем расстояние до экрана локальной плоскости, на которой располагался светочувствительный слой, непосредственно воспринимающий изображение. При этом условии искажения практически отсутствовали, и качество изображения зависело только от дифракции света, т.е. отклонения от него. Изменение масштаба изображения достигалось в некоторых пределах посредством удаления экрана от пропускающего свет отверстия.

Первую камеру-обскуру создал английский философ Роджер Бэкон.

В дофотографическую эру применялась также камера-люцида, изобретённая в 1807 г. английским физиком Волластоном -- четырёхгранная призма, при определённом угле зрения совмещающая мнимое изображение пейзажа с листом бумаги, на котором делается зарисовка.

Первым человеком, кто доказал, что свет, а не тепло делает серебряную соль темной, был Иоганн Генрих Шульце (1687--1744), физик, профессор Галльского университета в Германии. В 1725 году, пытаясь приготовить светящееся вещество, он случайно смешал мел с азотной кислотой, в которой содержалось немного растворенного серебра. Он обратил внимание на то, что когда солнечный свет попадал на белую смесь, то она становилась темной, в то время как смесь, защищенная от солнечных лучей, совершенно не изменялась. Затем он провел несколько экспериментов с буквами и фигурами, которые вырезал из бумаги и накладывал на бутылку с приготовленным раствором, -- получались фотографические отпечатки на посеребренном меле. Профессор Шульце опубликовал полученные данные в 1727 году, но у него не было и мысли постараться сделать найденные подобным образом изображения постоянными. Он взбалтывал раствор в бутылке, и изображение пропадало. Этот эксперимент, тем не менее, дал толчок целой серии наблюдений, открытий и изобретений в химии, которые с помощью камеры-обскуры спустя немногим более столетия привели к открытию фотографии.

7 января 1839 года выдающийся физик и математик Франсуа Араго в докладе на заседании Французской академии наук сделал подробное сообщение о первом в истории человечества оптико-химическом способе получения изображения и назвал имя его изобретателя - художника Луи Дагера. Было названо также имя Жозеф Нисефора Ньепса, проработавшего несколько лет над изобретением фотографии вместе с Дагером в качестве его официального компаньона и внесшего немалый вклад в осуществление изобретения, но умершего в 1833 году. Изобретение сначала называлось дагеротипия.

Но на самом деле Жозев Нисефор Ньепс, еще в 1822 году получил первый фотографический отпечаток. Жозеф Нисефор Ньепс из Франции был первым человеком, который успешно получил изображение с помощью солнца. В 1827 году он пытался представить свой доклад Королевскому обществу в Лондоне. Но Жозев Нисефор Ньепс сделал маленькую ошибку, которую повторяют многие наши изобретатели, он не стал раскрывать свои секреты, после чего Королевское общество не стало заслушивать его доклад. К докладу были приложены фотографические снимки, которые Жозеф выполнил на стекле и на металле.

Способ Ньепса заключался в следующем: раствор асфальта в лавандовом масле тонким слоем наносили на металлическую пластинку на которую затем накладывали полупрозрачный штриховой рисунок и на длительное время оставляли его на свету, который задубливал асфальт в освещённых участках. После этого пластину переносили в сосуд с лавандовым маслом, которое вымывало незадублившиеся участки асфальта, в результате чего получалось рельефное изображение. Используя его как клише, можно было делать типографические оттиски на бумаге.

Дагер разработал новый процесс: отполированную серебряную или посеребрённую пластинку Дагер подвергал действию паров йода, после чего на зеркальной поверхности образуется плёнка йодистого серебра. При экспонировании в камере-обскуре в течение 3-4 часов на пластинке появляется едва заметное изображение.

А за четыре года до сообщения Дагера Фокс Тальбот получил негативное изображение на бумаге (размером в один квадратный дюйм), которая была помещена в фотографической камере. Тальбот применял бумагу, пропитанную нитратом серебра, но позже стал использовать бумагу, пропитанную хлористым серебром. В 1839 году Ипполит Байар продемонстрировал в Париже позитивные отпечатки. Байар внёс изменения в фотографическое рисование: он освещал до потемнения хлорсеребряную бумагу, обрабатывал её раствором йодистого калия и после экспонирования во влажном состоянии получал позитивное изображение.

А Джон Гершель прочитал в Королевском обществе (Академия наук в Англии) свой доклад об изобретенном им способе фиксирования фотографий с помощью гипосульфита соды, того самого гипосульфита, которым и сейчас пользуются в каждой фотолаборатории.

Вскоре сотни фотографов стали представлять свои работы. Появились фотографии египетских пирамид, семи чудес света, сотни портретов, пейзажи, реки, моря, горы. Некоторые люди стали предсказывать смерть живописи, и многие художники остались без работы, а также многие из них отложили в стороны свои кисти и взяли фотоаппараты. Бостонец по имени Уипл соединил камеру с телескопом в обсерватории Гарвардского колледжа, чтобы получить четкий, детальный снимок Луны. В 1856 году Лондонский университет включил изучение фотографии в свою программу учебных дисциплин. Так мир захлестнула волна фотоискусства.

Благодаря тому, что Российская (Петербургская) Академия наук постоянно следила за развитием науки и техники в европейских странах, в России с фотографией познакомились в год ее изобретения. В числе членов Российской Академии наук был И.Х.Гамель (ординарный академик по кафедре технологии и химии, "приспособленной к искусствам и ремеслам"), обязанностью которого были регулярные поездки за границу с целью получения из первых рук сведений о последних научных открытиях.

Когда в 1839 году Гамель отправился в очередное путешествие, академия наук поручила ему ознакомиться с новыми открытиями светописи, весть о которых уже дошла до Петербурга. В Лондоне Гамель лично от Тальбота в подробностях узнал о его изобретении и приобрел некоторые принадлежности для калотипии. К письмам в Российскую академию наук (май-июнь 1839 года) Гамель приложил полное описание метода Тальбота и несколько снимков.

Тальбот сделал первый светописный снимок. В 1836г. он получил контактный отпечаток листа папоротника на бумаге, покрытой хлористым серебром и фиксирован хлористым натрием.

25 января 1839г. в Лондонском Королевском обществе Тальбот выставил отпечаток по способу фотогеническое рисование.

31 января сделал сообщение о своём изобретении, показав при этом возможность копирования позитивных отпечатков. Тальбот положил начало фотографическому множительному процессу.

Первые фотографические камеры в России стали изготавливаться в конце 30-х годов XIX века, т.е. фактически сразу же после изобретения фотографии. Общепризнано, что в СССР за период от Октябрьской революции до распада СССР было выпущено более 200 моделей фотокамер, включая их модификации, имеющие значение в первую очередь для коллекционеров. Фотоаппараты Зенит, считались лучшими в мире, и еще долго в перестроечные времена, в то время когда распродавалось все, некоторые фотолюбители охотились за этими фотоаппаратами.

За время своего существования фотография проникла буквально во все сферы человеческой деятельности. Нет человека, которому фотография не принесла бы пользу, и едва ли найдутся люди, которые не захотели бы научиться фотографировать.

фотоискусство родченко колберт