logo
Декоративные платки парео "Лето" в технике художественной росписи ткани

1.1 Искусство росписи ткани за рубежом

Искусство росписи ткани появилось так же давно, как и сами ткани. В разных местах сложились несхожие между собой традиционные методы росписи. Древнейшим способом украшения тканей является использование разогретого воска, парафина, смолы или других подобных веществ. Техника резервирования была известна во многих странах, начиная еще с Шумера. Сохранились египетские коптские ткани III-VIII веков с белым рисунком на синем и красном фоне. Фрагмент древнейшей расписанной индийской ткани VIII века был найден в Центральной Азии. Роспись с помощью воска распространена на юге Индии. В последние несколько десятилетий батик начал развиваться и в других районах страны. Методы батика с древности использовали в Перу, Японии, Иране, Шри-Ланке, Китае, Армении, Азербайджане, африканских странах. Но первое место в искусстве горячего батика принадлежит Индонезии. Считают, что здесь батик начал развиваться в начале нашей эры.

Процесс «рисования с помощью воска» называют батиком. Мировая слава индонезийского батика - результат соединения уникальной техники и художественного совершенства, с которым воплощаются древнейшие узоры, тщательно сохраняемые до наших дней. Их насчитывают более десяти тысяч. «Батик производят главным образом на острове Ява. К характерным мотивам яванского батика относится рисунок, напоминающий звездное небо - множество белых точек на индиговом фоне. Этот мотив дошел до нашего времени от эпохи неолита и бронзы. «Звезды» имеют более прозаическое, но важное толкование -- это зерна риса, то есть символ плодородия, пожелание благополучной, и счастливой жизни». [1]

Два других излюбленных священных мотива яванцев -- птица Гаруда и узор паранг. В древности «солнечный орел» символизировал главное светило. С появлением индуистской мифологии на островах он слился с образом бога Вишну. С тех пор орел Гаруда перевозит его на своих мощных крыльях. Священная птица олицетворяет небесную сферу и является символом пробудившейся силы. Гаруда изображен на гербе Индонезии как один из главных героев индийской и индонезийской мифологий. Гаруда встречается на тканях в трех вариантах. Изображение: два раскрытых крыла, тело и пышный хвост. Такое изображение называется сават. Второй, сокращенный вариант, предусматривает только два симметричных крыла миронг. Широко распространена и самая лаконичная форма - лир - в виде изящного одиночного крыла. Фон птицы составляет широкий диагональный узор паранг русак. Он напоминает одновременно и букву «S» и меандр. Существует свыше 900 вариантов этого узора эпохи неолита. Паранг ассоциируется с идеей вечно длящейся жизни и бессмертия. В прошлом им могли украшать одежду только правители Явы.

Ткань, которая драпируется на теле, называлась каин-батику; полотно, сшитое с одного бока так, что получается прямая юбка, - это саронг. Существуют еще два важных предмета национальной одежды - плечевой шарф сленданг и мужской головной платок каин-икет.

Концевая часть саронга - (капала, лова) имеет свой особый узор - два ряда равнобедренных светлых остроконечных треугольников. Они почти касаются вершинами друг друга, поэтому в первую очередь мы воспринимаем яркие красные ромбы, образованные сторонами треугольников. Это один из древнейших орнаментов - тумпал. Он встречается на различных предметах еще с эпохи неолита. Каин-батик обычно имеет один ряд треугольников. И саронг и каин носят так, чтобы капала оказалась на левом боку.

«Батик у яванцев - не просто ткань с рисунком. Это некое живое существо, в котором находят приют духи предков по материнской линии. Сама ткань является Оберегом женщины. Отсюда и бытование ритуальных священнодействий во время окрашивания тканей». [2]

Процесс создания яванского батика очень сложен. На роспись куска ткани уходит от двух недель до полугода. Ткани с очень тонкими узорами расписывали до двух лет. Для традиционного батика употребляют только хлопчатобумажные или льняные ткани. Разрезанные куски материи несколько дней подготавливают к росписи. Сначала их размягчают в воде 1 - 2 дня, затем стирают и просушивают. Кипятят в рисовом крахмале 15 мин., чтобы воск не входил слишком глубоко в ткань и легко удалялся. По другому способу ткань после стирки выдерживают 6 - 12 дней в растворе арахисового или касторового масла и щелока из золы рисовых стеблей и трут несколько раз в день. В заключение отбивают деревянными колотушками. Гладкая эластичная ткань позволит создать батик высокого качества. Рецепты резервного состава различны.

Кроме пчелиного воска в них входят парафин, жир, кокосовое масло, смола и канифоль для сгущения состава и другие компоненты. В результате состав выглядит на ткани ярким желтым рельефным узором. Воск наносят без трафарета, изредка прорисовывая основные линии карандашом или углем. Известно, что в VI веке, в Малайзии делали материал из коры дерева. Узор наносили воском, собранным у диких пчел, а окрашивали краской из красного камня (охрой) или сажей.

В прошлом состав наносили заостренной бамбуковой палочкой-пером, позднее - кистью или традиционным инструментом - чантингом. Его изобрели в XVII веке. Чантинг позволил расписывать ткани сложнейшим, очень тонким растительным и геометрическим узором. Теперь в батике можно было использовать все богатство местных, традиционных орнаментов, которые бытовали в других ремеслах. И рисование воском достигло в XVII веке расцвета.

Индонезийские батики используют очень широко в быту, как обычные ткани, и шьют из них современную одежду. Национальный костюм по-прежнему в ходу не только во время традиционных церемоний, но и как повседневная одежда.

Через Голландию в конце XIX - начале XX века индонезийский батик стал известен в Европе (по другой версии восковой батик был знаком европейцам уже с XVII века.). Но отношение к нему было довольно пренебрежительное. На взгляд европейца, эти изделия казались «мало изящными и антихудожественными», хотя их «характерность» все же была оценена. Известно, что во Франции производились набивные ткани по рецептам индийского воскового батика. Это называлось «фарфоровым печатанием».

Монополия Франции закончилась в 80-х годах XVII века, когда секреты крашения стали известны и в других странах. В конце XIX века в Европе различными способами расписывали веера, ладанки, экраны, панно, обивки.