logo
Декоративные платки парео "Лето" в технике художественной росписи ткани

1.2 Искусство росписи ткани в России

В России также существовала подобная техника. В XVI--XVII веках она достигла совершенства. Для резерва (вапы) использовали, кроме воска, глину, гречневый клейстер с квасцами. Рисунок наносили кистями. Если узор делали штампами, то ткань называлась выбойкой восковой. Окрашивали ткань погружением в индиго - этот процесс назывался кубовым крашением. Сохранившиеся русские набойки сделаны главным образом штампами и масляными красками без резерва. В дальнейшем ручную роспись заменило машинное производство. Вновь появился горячий батик уже в советское время, в 1930 году, когда в Ленинграде была создана первая мастерская по росписи тканей. В отличие от известной в то время набивки горячий батик назвали «новым методом росписи». Упростив его, расписывали косынки, шарфы, шали.

Самыми древними были разнообразные приемы нанесения резерва, т.е. состава, предохраняющего отдельные участки ткани от последующего окрашивания. Многие из них дошли до наших дней.

Существовал в старину еще один интереснейший способ декорировки ткани, носящий название "бандана". Отдельные участки ткани туго перевязывались, и ткань окрашивалась погружением в краску какого-либо светлого тона. Затем после просушивания узлы или часть их развязывались, перевязывались другие участки ткани, уже окрашенные, и ткань снова погружалась в краску, на этот раз уже более темную.

Позднее, примерно с XII в., начала появляется так называемая "набойка". Набойка выполнялась при помощи разных досок - "манер". Такая доска, смачивалась краской или вагой, накладывалась на ткань, разложенную на столе с мягкой подстилкой, и пристукивалась - "набивалась" деревянным молотком для лучшей припечатки рисунка. Первые русские набойки шли на украшение церковной одежды. Сохранились только небольшие кусочки XII в., сильно истлевшие. Ткань набивной техники в зависимости от характера узора и способа его выполнения называлась «набойкой» и «выбойкой», и только в XVIII в. устанавливается единое название - "набойка".

«"Выбойкой" называлась ткань с рисунком естественного цвета ткани по окрашенному фону, а "набойкой" с одноцветным или даже с многоцветным рисунком по не закрашенному фону. Поскольку фон оставался не закрашенным, такая набойка называлась "бело-земельной" в отличие от кубовой выбойки, при которой ткань после нанесения на нее вапы опускалась в чан - куб, как правило, с синей краской». [3]

Искусство набойки на Руси было развито достаточно сильно. Расцвет этого вида оформления тканей относится к XVIII - XIX вв.

Набойка была широко распространена как в Центральной России (в основном в Ивановской, Костромской, Московской губерниях), так и в Азербайджане и Армении.

В Армении, начиная с XII в., производство набоек осуществлялось объединениями ремесленников. Просуществовало это искусство вплоть до XIX века, после чего стало постепенно сокращаться и в виде кустарного промысла сохранилось до первой четверти XX века. Для набоек использовали хлопчатобумажные ткани местного производства, окрашивались они растительными красителями. Красный цвет получали, применяя отвары марены; черный, коричневый и некоторые зеленые - из плодов и листьев молодого грецкого ореха, корки граната и разных трав. Значительному распространению набойки способствовало то, что она имела большое применение как в женской, мужской и детской одежде, так и в интерьере. Из набивных тканей шились сарафаны, душегрейки, юбки, кофты, мужские рубахи, порты и пр. Набивные ткани использовались как занавески, скатерти, ими обивалась внутренняя поверхность сундуков, одеяла и пологи.

Первоначально рисунки для набойки испытывали большое влияние иностранных тканей. В частности, широкий обмен товаром с Востоком -Персией, Турцией и Индией - оказал значительное воздействие на характер набивных тканей XVII XVIII вв. С Востока же пришли к нам так называемые «огурцы», занявшие впоследствии большое место в орнаментике русских тканей. «Первые русские набойки были большей частью мелкоузорчатые, основой их были растительные мотивы, предельно обобщенные». [4]

Великолепные образцы русской и армянской набойки хранятся во многих музеях нашей страны: в Государственном историческом музее и Музее народного искусства в Москве, в Эрмитаже и Русском музее Ленинграда, в музеях Иванова, Нижнего Новгорода, Ярославля, Загорска, Костромы и многих других городов. Там же можно увидеть и сами доски, с которых печатались эти ткани.

Разнообразие рисунков было необыкновенным. Об этом говорят их старинные названия: «травчатый», «уступами», «лапчатый», «дорогами» и т.д. Рисунки изображали садовые и полевые цветы, обрамленные листьями и травами. Многие рисунки выполнялись под большим влиянием индийских кашемировых тканей.

Особенно славились и были любимы на Руси шали, которые были необыкновенно разнообразны по композиционным построениям. Фоны шалей большей частью были черными, вишневыми и зелеными. Наряду с этим немало шалей печаталось по светлым фонам - желтым и золотистым. Очень любимы также были шали на слегка кремовом, естественном фоне шерсти. В дальнейшем роспись заменило машинное производство.

Различные способы ручной росписи вновь начали осваиваться с конца 20-х - начала 30-х гг. XX в. Развитие искусства росписи тканей шло своим путем, постепенно совершенствуя технические и художественные приемы.

Основное же, что привлекало художников к ручной росписи, - это возможность создавать штучные вещи, часто уникального характера.

Современная ручная роспись сочетает многие достижения традиционных направлений с новыми технологиями. Сегодня батик - техника, используемая как для создания монументальных произведений, которые являются композиционным центром интерьеров, так и камерных вещей, в том числе комплектов одежды, платков.