3.1 Организация маркетингового исследования
С целью выявления предпочтений к проведению культурного досуга населения было проведено маркетинговое исследование в н. п. Зареченск.
Первой задачей выбора методов проведения маркетинговых исследований, что является начальным этапом разработки плана маркетинга в сфере культуры, выступает ознакомление с отдельными методами, которые могут использоваться при сборе и анализе маркетинговой информации. Следует отметить, что наиболее приемлемыми методами маркетингового исследования для области культуры являются методы опроса потребителей, экспертные оценки и экспериментальные методы. В данном исследовании в качестве метода сбора первичной информации был выбран письменный опрос населения в форме анкетирования. В сельском поселении Зареченск проживает 770 человек. В том числе дети - 66 человек, подростки - 25, молодежь - 33, пожилые - 266. Половозрастная структура представлена на рис. 3.1 и 3.2 (Приложение 3). В результате проведения анкетирования было опрошено 90 человек. Половозрастная структура опрошенных представлена на рис. 3.3 и 3.4.
Рис.3.3 Половая структура опрошенных
Рис.3.4 Возрастная структура
Таким образом, большинство респондентов - это женщины (61%), возраст большинства респондентов составил 30 - 59 лет (34%).
Структура анкеты (Приложение 4):
Какие культурные продукты Вы потребляете чаще всего - данный вопрос позволяет определить рейтинг культурных продуктов в целом.
Как часто Вы посещаете культурные учреждения - позволяет определить активность населения в пользовании культурными продуктами.
С кем чаще всего Вы посещаете культурные учреждения - позволяет определить референтную группу.
С какой целью используете СМИ и посещаете учреждения культуры - позволяет определить мотивацию потребителей культурного продукта.
Укажите причины, по которым Вы не посещаете / посещаете не так часто как хотелось бы культурные учреждения.
Следовательно, основная задача маркетинга в области социально-культурной деятельности - выявление различных типов участия людей в культурной жизни по степени активности и отслеживания изменения этих типов среди различных социальных групп и общества в целом. Накопленный опыт исследований показывает четкую дифференциацию культурных запросов и предпочтений населения в зависимости от ряда социально-демографических и географических признаков, что напрямую связано разделением аудитории и поведением потребителей.
На первый вопрос анкеты (Какие культурные продукты Вы потребляете чаще всего?) были получены следующие результаты (рис.3.5):
Рис.3.5 Наиболее популярные культурные продукты
Таким образом, среди жителей, как видно из диаграмм, различные культурные продукты пользуются разным спросом. Наибольшей популярностью пользуются ТВ, радио, посещение кинотеатра.
Ситуацию с чтением в настоящее время определяет ряд факторов. К их числу следует отнести, прежде всего, понижение уровня знаний и общей культуры населения. С развитием рыночных процессов в нашей стране усложняется и изменяется профессионально-квалификационная структура населения, резко уменьшается число учащихся и научных работников, которым чтение необходимо для успешного выполнения своей социальной роли. В результате воздействия вышеназванных причин сейчас чтение постепенно перестает быть одним из самых главных средств усвоения духовных ценностей и знаний.
Интенсивность чтения тоже носит противоречивый и неоднозначный характер. Снижение темпов роста интенсивности чтения напрямую связано с широким распространением аудиовизуальных средств массовой коммуникации (радио, телевидение, аудио - и видеосистемы, компьютеризация).
Что касается посещаемости выставок, то картина следующая. Выставки посещают только 3% респондентов. Такой низкий показатель обусловлен отсутствием выставочных залов в сельской местности.
Второй вопрос анкеты позволяет выявить различия в частоте посещения культурных учреждений среди жителей крупного муниципального образования и сельской местности. (рис.3.6)
Рис.3.6 Частота посещения культурных учреждений
Как видно из этой диаграммы, большинство жителей посещает культурные учреждения один раз в месяц.
При ответе на вопрос "С кем вы чаще всего посещаете культурные учреждения?" получены следующие данные, рис.3.7.
Рис.3.7 Предпочтения при посещении культурных учреждений
Таким образом, большинство жителей предпочитает посещать культурные учреждения с друзьями.
Цели, которые преследуют потребители культурных продуктов при посещении учреждений культуры (вопрос 4 анкеты), представлены ниже, рис.3.8.
Рис.3.8 Цели при потреблении культурных продуктов
Итак, основной целью является отдых, а также времяпровождение с друзьями.
На пятый вопрос "Укажите причины, по которым Вы не посещаете / посещаете не так часто как хотелось бы культурные учреждения" были получены следующие ответы, рис.3.9.
Рис.3.9 Причины, по которым редко посещают/ не посещают культурные учреждения
Таким образом, у большинства жителей для более частого посещения культурных учреждений не хватает свободного времени.
Итак, на основании данного исследования можно сделать вывод о том, что основными потребителями социально-культурных услуг являются молодежь (18 - 29 дет) и взрослые (30 - 59 лет). Большинство опрошенных предпочитает отдыхать с друзьями. Частота посещений учреждений культуры - примерно один раз в месяц. Слабая вовлеченность людей, находящихся на заслуженном отдыхе, т.е. старшей возрастной группы, а также детей и подростков в сетку мероприятий, организованных учреждениями культуры говорит о том, что при организации мероприятий нужно учитывать интересы жителей разных возрастных и социальных групп.
В качестве направлений улучшения деятельности можно предложить:
более активное информирование населения о работе и услугах СДК "Космос" - с помощью рекламы, Интернета и т. д;
регулярное анкетирование потребителей услуг СДК "Космос".
- Введение
- Глава 1. Исследование деятельности клуба
- 1.1 Легитимность деятельности предприятия
- 1.2 Характеристика деятельности СДК "Космос"
- 1.3 Направления работы СДК
- Глава 2. Исследование организационной среды СКД "Космос"
- 2.1 Организационная структура СДК "Космос"
- Рис.2.1 Организационная структура СДК "Космос"
- 2.2 Должностные обязанности директора СДК
- 2.3 Материально-техническая база СДК
- 2.4 Сильные и слабые стороны в деятельности СДК "Космос"
- Глава 3. Разработка рекомендаций для совершенствования деятельности СДК "Космос"
- 3.1 Организация маркетингового исследования
- 3.2 Совершенствование СКД "Космос"
- Заключение