logo
Жизнь и творчество Валентина Серова

2. Биография Великого художника

Валентин Александрович Серов родился в Петербурге 7 января 1865 года (старый стиль) в семье известного композитора Александра Николаевича Серова . С детских лет будущего художника окружала атмосфера искусства. Кроме музыкантов в их доме бывали Антокольский, Репин. К тому же сам отец будущего художника был страстным любителем рисования. Редкая наблюдательность и способности к рисованию пробудились у мальчика рано, а условия, в которых он рос, благоприятствовали развитию дарования. Сначала он учился у немецкого художника-офортиста А. Кемпинга, затем его учителем стал И. Е. Репин, которому, по совету М. М. Антокольского, мать Серова - выдающаяся пианистка - показывала рисунки сына.

«Он с таким самозабвением впивался в свою работу, - вспоминал Репин, - что я заставлял его иногда оставить её и освежиться на балконе перед моим большим окном. Были две совершенно разные фигуры того же мальчика. Когда он выскакивал на воздух и начинал прыгать на ветерке - там был ребенок; в мастерской он казался старше лет на десять, глядел серьёзно и взмахивал карандашом решительно и смело. Особенно не по-детски он взялся за схватывание характера энергичными чертами, когда я указал ему их на гипсовой маске. Его беспощадность в ломке не совсем верных, законченных уже им деталей приводила меня в восхищение: я любовался зарождающимся Геркулесом в искусстве».

И. Е. Репин начинает заниматься с юным Серовым сначала в Париже, а затем в Москве и в Абрамцеве. После поездки со своим талантливым учеником в Запорожье Репин в 1880 году направляет его в Академию художеств к прославленному П. П. Чистякову. Здесь молодой художник завоевывает уважение, его талант вызывает восхищение. П. П. Чистяков говорил о Серове, что он еще не встречал в другом человеке такой меры всестороннего художественного постижения в искусстве, какая отпущена была природой его ученику. "И рисунок, и колорит, и светотень, и характерность, и чувство цельности своей задачи, и композиция - все было у Серова, и было в превосходной степени".

Друзья художника, его современники отмечали драгоценные человеческие качества его натуры, редкую прямоту и честность.

Большое значение в формировании художественных взглядов имела жизнь Серова в Абрамцеве и Домотканове. Среднерусская природа с рощами, полянами, оврагами, перелесками, с околицами русских деревень полюбилась художнику с детских лет, а дом Мамонтова, где над эскизами декораций трудились Коровин и Врубель, где была мастерская майолики, где с успехом шла частная опера, вдохновил художника на счастливые творческие успехи. В возрасте двадцати двух-двадцати трех лет Серов создает произведения, которые стали классическими в русском искусстве.

В Абрамцеве он пишет знаменитый портрет двенадцатилетней Веры Мамонтовой «Девочка с персиками» (1887г.), в котором художнику, как он пишет, хотелось сохранить «свежесть живописи при полной законченности, как у старых мастеров». В Домотканове был создан портрет двоюродной сестры «Девушка, освещенная солнцем» (1888г.). Вспоминая это время, Мария Яковлевна Симанович писала: «Мы работаем запоем, оба одинаково увлеклись: он удачным писанием, а я важностью своего назначения. Он искал нового способа передачи на полотно бесконечно разнообразной игры света и тени при свежести красок. Да, я просидела три месяца и почти без перерыва, если не считать те некоторые сеансы, которые приходилось откладывать из-за плохой погоды. В эти несчастные пропуски он писал пруд («Заросший пруд. Домотканово», 1888г.). Оба портрета наполнены не только увлеченностью новой техникой живописи, но и особой одухотворенностью, поэтичностью, что сразу выделило молодого художника и сделало его известным. За картину «Девочка с персиками» Серов получил премию Московского общества любителей художеств, а второй портрет тотчас купил Третьяков.

В любимом Домотканове были созданы такие произведения, как «Октябрь» (1895г.), «Стригуны» (1898г.), «Баба с лошадью» (1898г.) и многие рисунки к басням Крылова.

В 1887 году Серов женился на Ольге Федоровне Трубниковой. Семья была большой и дружной. Детей Валентин Александрович любил нежно и с удовольствием писал их. Портрет-картина «Дети» (1899г.), где изображены сыновья художника Юра и Саша, рисунок «Сестры Боткины» (1900г.), портрет Мики Морозова (1901г.) привлекают лиричностью и тонким постижением детского характера.

Тонкий психологизм, умение увидеть и показать, «коего духа человек перед ним», делают Серова ведущим портретистом России. В портретах Серова - его современники, разные по характеру, внутреннему миру: темпераментный певец Ф. Таманьо (1891г.), обладающий, по образному выражению художника, «золотой глоткой», жизнерадостный друг художника пейзажист К. А. Коровин (1893г.), одухотворенный Левитан (1893г.), подчеркнуто-нервный Лесков (1894г.).

В середине 90-х годов Серова осаждают высокопоставленные заказчики. После написания портрета Марии Федоровны Морозовой (1897г.), матери архимиллионеров Морозовых, и картины-портрета С. М. Боткиной (1899г.), показанного на Всемирной парижской выставке, началась новая линия в творчестве художника. Современники говорили, что Серова нередко боялись, боялись прозорливости, неподкупных оценок, даже упрекали в том, что он шаржирует модель. «Никогда не шаржировал, - отвечал он, - что делать, если шарж сидит в самой модели, чем я виноват? Я только высмотрел, подметил».

Революция 1905 года оставила заметный след в творческом наследии и жизни художника . Именно в эти годы сформировался облик Серова-гражданина , остро осознающего социальную несправедливость. В Петербурге Серов стал очевидцем расстрела рабочих на 5-й линии Васильевского острова, и это потрясло его... «Он слышал выстрелы, видел убитых. С тех пор его характер резко изменился - он стал угрюм, резок, вспыльчив и нетерпим: особенно удивляли всех его крайние политические убеждения», - писал о Серове Репин. В знак протеста он вышел из состава действительных членов Академии художеств. В день освобождения политических заключенных Серов находился у Таганской тюрьмы, был в Университете, где строились баррикады, и на похоронах Баумана. В альбоме художника появились рисунки: атаки казаков на безоружный народ, а затем и картина «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?» (1905г.), «Баррикады, похороны Н. Э. Баумана» (1905, Гос. музей Революции СССР), острые политические карикатуры, которые разоблачали Николая II как палача революции: «1905 год. После усмирения», «1905 год. Виды на урожай 1906 года» (1905г.).

На рубеже 1890-1900 годов художник обращается к прошлому русской истории. Появляется цикл карандашных рисунков, гуашей, акварелей, картин темперой, маслом. Небольшие композиции кажутся необычайно жизненными, будто написаны с натуры («Выезд на охоту Петра II и Елизаветы Петровны», 1900г.).

Героическая эпоха Петра, суровая и небывалая, завладевает воображением художника. Одна из лучших композиций - темпера «Петр I» (1907г.). Петр на «журавлиных» ногах, грозный и стремительный, движется навстречу сильному ветру. Его нелепая карнавальная свита (столь необычные формы принимают их развевающиеся на ветру одежды) с трудом продвигается за ним. В стремительном шаге Петра навстречу новой стройке, в бурлящей воде, в тоненьких мачтах кораблей, в несущихся облаках - во всем ощущение динамики преобразований, которые стали возможными благодаря напору воли, энергии, вихревому натиску мужественных людей.

В мае 1907 года Серов едет в Грецию, которая произвела на него огромное впечатление. В античной классике художник восхищен декоративностью памятников, их соразмерностью. Он стремится воплотить увиденное и передать существо легендарной истории, красоту мифологии Эллады. Художник создает поэтическое сказание «Похищение Европы» (1910г.) и различные варианты «Одиссея и Навзикаи» (1910г.).

Рано утром 22 ноября 1911 года (старый стиль) В. А. Серов спешил на портретный сеанс к Щербатовым... упал и умер от приступа стенокардии... Умер в самом расцвете творчества, в возрасте сорока шести лет...

Скромное, сосредоточенное лицо и взыскательный, всевидящий взгляд -- таким предстает Серов на одном из ранних автопортретов. Таким запомнили его современники. «Он стоял перед нами как путь: путь самой жизни», -- эти слова скажет о Серове писатель-символист Андрей Белый.