logo
Ответы к госу 2012

54. Творчество в. А. Серова.

Серов Валентин Александрович – одна из центральных фигур в русском искусстве конца XIX-начала XX века. Сын композитора А. Серова. Учился у И. Репина в Париже и Абрамцеве, в АХ – у П.Чистякова. Участвовал в выставках и передвижников и мирискусников. И те, и другие всегда отзывались о его работах восторженно. Серов искал новые композиционные формы в исторических картинах и портретах, чутко усваивая новшества современной ему западноевропейской живописи, в частности, импрессионизма и модерна. Его первые работы «Девочка с персиками» (портрет Веры Мамонтовой) и «Девушка, освещённая солнцем» явились результатом импрессионистического отношения к колориту и композиции. В своих лучших портретах («Портрет художника К.А.Коровина», большого друга Серова, «Портрет З.Н.Юсуповой» (княгини), «Портрет О. К. Орловой», «Портрет М.Н.Ермоловой» (актрисы), «Мика Морозов» Серов достигает подлинного артистизма и высокой виртуозности исполнения. В портретах он добивался удивительного внешнего сходства и новизны звучания цвета, света, свежести мазка, что и составило славу Серова как самого модного портретиста своего времени. В неустанных поисках нового Серов часто менял манеру и почерк исполнения своих работ; аналитичность его устремлений влекла за собой разнообразие методов и интересов, отсюда и его стилистическое разнообразие. Серов отдал дань увлечению мирискусников русской историей Пётр I в Монплезире», «Кубок Большого орла»), но в этих часто незаконченных работах нет глубины подхода и серьёзного увлечения темой. А его знаменитая «Ида Рубинштейн» является уже ярким и показательным проявлением эстетики модерна. Усваивая всё новое и неустанно развиваясь, Серов, всё же считал строгую дисциплину и методику неотъемлемыми свойствами художественного воспитания. Его жёсткая позиция в этом вопросе вызвала бурю протеста со стороны некоторых преподавателей и учеников авангардистов Московского училища живописи, ваяния и зодчества, где он был руководителем мастерской, что заставило его уйти с должности.