logo
Ответы к госу 2012

12. Живопись кватроченто (на примерах творчества Мазаччо, а. Мессина, с. Боттичелли).

Период кватроченто или раннего Ренессанса в итальянской культуре – это время с начала XV века и до 1480-ых годов. В эту пору в Италии работает целая плеяда философов, поэтов, учёных, художников. Именно с этого времени эпоху Ренессанса начинают называть эпохой гуманизма, поскольку не только Бог, но и человек становится мерой всех вещей. Это время интенсивного освоения античного (то есть древнегреческого и древнеримского) наследия и принципов античного искусства. В живописи этого периода разрабатывается теория линейной перспективы, изменяется представление о построении композиции, о цвете и свете, о свете и тени.

Мазаччо – выдающийся флорентийский живописец самого начала раннего Ренессанса, заложивший основы монументальной живописи эпохи кватроченто. Впервые после Джотто, художника периода Проторенессанса, он попытался передать глубокое пространство и смоделировать объём фигур светом. Но в отличие от Джотто, следовавшего традициям своего времени, Мазаччо отказался от обилия занимательных натуралистических деталей, повествовательности, литературного рассказа, что у его предшественников считалось необходимым, создающим иллюзию правдоподобия, отсюда и ощущение целостности, убедительности образов его творчества. Язык Мазаччо отличается лаконичностью, бескомпромиссной прямотой, экспрессией, мужественностью образов. Первое значительное произведение Мазаччо – фреска «Троица» в церкви Санта Мария Новелла во Флоренции – отличается несколькими новаторскими чертами: с помощью законов прямой линейной перспективы Мазаччо буквально «разорвал» плоскость стены, изобразив на ней глубокий кессонированный свод. В сцене распятия, в которой у других художников обычно присутствовало большое количество персонажей, Мазаччо ограничивается небольшой группой людей. Главной героиней истории становится Богоматерь Мария, образ которой поражает мужественностью и стойкостью в перенесении горя. Главная работа Мазаччо – росписи на тему жизни Св. Петра в капелле Бранкаччи церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции. Фрески этой капеллы наиболее полно раскрывают качества стиля Мазаччо Чудо со статиром», «Изгнание из рая»).

Антонелло да Мессина – живописец второй половины XV века родом из города Мессина. Работал в Неаполе, городе, который первым в Италии познакомился с традициями и принципами нидерландской живописи этой поры: масляной техникой, фронтальными портретами. Одна из особенностей творчества Мессины – обращение к портрету, чаще мужскому, в котором модель дана полуфигурой в три четверти или фронтально. До этого момента итальянская живопись знала лишь профильное изображение модели. Другая яркая черта Мессины – глубокий психологизм образов («Портрет молодого человека (Автопортрет?)», «Мужской портрет»).

Один из самых оригинальных художников периода раннего итальянского Ренессанса, живший во второй половине XV века – Сандро Боттичелли. Его творчество было связано исключительно с Флоренцией. Его ярко выраженный индивидуальный стиль близок ретроспективизму готики, этот стиль можно определить как готически-ренессансный. С детства отличавшийся нервозностью и болезненностью, Боттичелли и в своём творчестве проявил эти же качества, но они каким-то чудным образом переплавились в горниле его таланта в яркие неповторимые черты. Эти качества отличают его картины «Весна» и «Рождение Венеры». Известно, что сюжеты этих работ навеяны поэзией придворного художника герцога Медичи по имени Полициано, но до конца программа и содержание картин остаются загадкой. Образы Весны, Нимф, Венеры отличаются какой-то высшей одухотворённостью и утончённостью, очень музыкальны и поэтичны, что выразилось, прежде всего, в особенностях рисунка, точного и вместе с тем намеренно архаичного, что связано, вероятно, с представлениями самого Боттичелли о надломленной красоте женской души и тела. Вероятно, образы главных героинь этих картин навеяны образом возлюбленной Боттичелли Симонетты Веспуччи. Вместе с тем, в этих работах много плоскостных, жёстких, мелких и дробных деталей, характерных для того времени. В портрете Джулиано Медичи Боттичелли должен был изобразить уже погибшего героя, поэтому он прибегает к нескольким находкам: лицо Джулиано с закрытыми глазами выглядит наподобие гипсовой маски; открытая в пустоту дверь на заднем плане должна была для зрителей «нести информацию» о смерти; птица горлинка на сухой ветке – также в то время символ смерти. В конце жизни под влиянием проповедей Савонаролы Боттичелли сжёг свои лучшие произведения и изменил своему поэтичному художественному видению.