12. Живопись кватроченто (на примерах творчества Мазаччо, а. Мессина, с. Боттичелли).
Период кватроченто или раннего Ренессанса в итальянской культуре – это время с начала XV века и до 1480-ых годов. В эту пору в Италии работает целая плеяда философов, поэтов, учёных, художников. Именно с этого времени эпоху Ренессанса начинают называть эпохой гуманизма, поскольку не только Бог, но и человек становится мерой всех вещей. Это время интенсивного освоения античного (то есть древнегреческого и древнеримского) наследия и принципов античного искусства. В живописи этого периода разрабатывается теория линейной перспективы, изменяется представление о построении композиции, о цвете и свете, о свете и тени.
Мазаччо – выдающийся флорентийский живописец самого начала раннего Ренессанса, заложивший основы монументальной живописи эпохи кватроченто. Впервые после Джотто, художника периода Проторенессанса, он попытался передать глубокое пространство и смоделировать объём фигур светом. Но в отличие от Джотто, следовавшего традициям своего времени, Мазаччо отказался от обилия занимательных натуралистических деталей, повествовательности, литературного рассказа, что у его предшественников считалось необходимым, создающим иллюзию правдоподобия, отсюда и ощущение целостности, убедительности образов его творчества. Язык Мазаччо отличается лаконичностью, бескомпромиссной прямотой, экспрессией, мужественностью образов. Первое значительное произведение Мазаччо – фреска «Троица» в церкви Санта Мария Новелла во Флоренции – отличается несколькими новаторскими чертами: с помощью законов прямой линейной перспективы Мазаччо буквально «разорвал» плоскость стены, изобразив на ней глубокий кессонированный свод. В сцене распятия, в которой у других художников обычно присутствовало большое количество персонажей, Мазаччо ограничивается небольшой группой людей. Главной героиней истории становится Богоматерь Мария, образ которой поражает мужественностью и стойкостью в перенесении горя. Главная работа Мазаччо – росписи на тему жизни Св. Петра в капелле Бранкаччи церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции. Фрески этой капеллы наиболее полно раскрывают качества стиля Мазаччо («Чудо со статиром», «Изгнание из рая»).
Антонелло да Мессина – живописец второй половины XV века родом из города Мессина. Работал в Неаполе, городе, который первым в Италии познакомился с традициями и принципами нидерландской живописи этой поры: масляной техникой, фронтальными портретами. Одна из особенностей творчества Мессины – обращение к портрету, чаще мужскому, в котором модель дана полуфигурой в три четверти или фронтально. До этого момента итальянская живопись знала лишь профильное изображение модели. Другая яркая черта Мессины – глубокий психологизм образов («Портрет молодого человека (Автопортрет?)», «Мужской портрет»).
Один из самых оригинальных художников периода раннего итальянского Ренессанса, живший во второй половине XV века – Сандро Боттичелли. Его творчество было связано исключительно с Флоренцией. Его ярко выраженный индивидуальный стиль близок ретроспективизму готики, этот стиль можно определить как готически-ренессансный. С детства отличавшийся нервозностью и болезненностью, Боттичелли и в своём творчестве проявил эти же качества, но они каким-то чудным образом переплавились в горниле его таланта в яркие неповторимые черты. Эти качества отличают его картины «Весна» и «Рождение Венеры». Известно, что сюжеты этих работ навеяны поэзией придворного художника герцога Медичи по имени Полициано, но до конца программа и содержание картин остаются загадкой. Образы Весны, Нимф, Венеры отличаются какой-то высшей одухотворённостью и утончённостью, очень музыкальны и поэтичны, что выразилось, прежде всего, в особенностях рисунка, точного и вместе с тем намеренно архаичного, что связано, вероятно, с представлениями самого Боттичелли о надломленной красоте женской души и тела. Вероятно, образы главных героинь этих картин навеяны образом возлюбленной Боттичелли Симонетты Веспуччи. Вместе с тем, в этих работах много плоскостных, жёстких, мелких и дробных деталей, характерных для того времени. В портрете Джулиано Медичи Боттичелли должен был изобразить уже погибшего героя, поэтому он прибегает к нескольким находкам: лицо Джулиано с закрытыми глазами выглядит наподобие гипсовой маски; открытая в пустоту дверь на заднем плане должна была для зрителей «нести информацию» о смерти; птица горлинка на сухой ветке – также в то время символ смерти. В конце жизни под влиянием проповедей Савонаролы Боттичелли сжёг свои лучшие произведения и изменил своему поэтичному художественному видению.
- 1. Древнеегипетская архитектура. Характеристика структуры наиболее известных сооружений.
- 2. Древнеегипетское изобразительное искусство. Стилистические особенности и анализ наиболее известных произведений.
- 3. Древнегреческая архитектура. Характеристика структуры наиболее известных сооружений.
- 4. Древнегреческая скульптура. Стилистический анализ наиболее известных произведений периодов классики и эллинизма.
- 5. Древнеримская архитектура. Характеристика структуры наиболее известных сооружений императорского периода.
- 6. Древнеримское изобразительное искусство. Стилистический анализ наиболее известных произведений императорского периода.
- 7. Характеристика художественной культуры и искусства Византии (папки 7.1, 7.2)
- 8. Характеристика художественной культуры и искусства романского периода.
- 9. Характеристика художественной культуры и искусства готического периода.
- 10. Творчество Джотто и его современников.
- 11. Архитектура и скульптура кватроченто (на примерах творчества ф. Брунеллески, л. Б. Альберти, Донателло).
- 12. Живопись кватроченто (на примерах творчества Мазаччо, а. Мессина, с. Боттичелли).
- 13. Творчество Рафаэля.
- 14. Творчество Леонардо да Винчи.
- 15. Творчество Тициана.
- 16. Архитектурное творчество Микеланджело.
- 17. Творчество Микеланджело как скульптора и живописца.
- 18. Творчество а. Дюрера.
- 19. Итальянская архитектура и скульптура эпохи барокко. Стилистический анализ наиболее известных произведений.
- 20. Творчество м. Караваджо.
- 21. Творчество Рембрандта.
- 22. Творчество п. П. Рубенса.
- 23. Архитектура Франции XVII века. Характеристика структуры наиболее известных сооружений.
- 24. Живопись Франции XVII века (на примерах творчества наиболее известных мастеров).
- 25. Живопись французского романтизма (на примерах творчества т. Жерико и э. Делакруа).
- 26. Живопись французского импрессионизма (на примерах творчества к. Моне и о. Ренуара).
- 27. Архитектура европейского модерна. Конструктивные особенности наиболее известных сооружений во Франции, Австрии, Испании.
- 28. Живопись постимпрессионизма (на примерах творчества Ван Гога и Поля Гогена).
- 29. Творчество ф. Л. Райта и о. Нимейера.
- 30. Древнерусская архитектура X-XIV веков (характеристика наиболее известных сооружений).
- 31. Древнерусская архитектура в XV-XVII веках (характеристика наиболее известных сооружений).
- 32. Древнерусская иконопись (на примерах наиболее известных произведений).
- 33. Творчество ф. Грека и а. Рублёва.
- 34. Общая характеристика художественной культуры в Петровскую эпоху.
- 35. Русская живопись во второй половине XVIII века (на примерах творчества ф. Рокотова, д. Левицкого и в. Боровиковского).
- 36. Творчество ф. Б. Растрелли (Растрелли Младшего).
- 1. Зимний дворец в Петербурге (сооружение с открытым внутренним двором, выходящее своими фасадами на Неву и Дворцовую площадь).
- 2. Екатерининский дворец в Царском Селе.
- 4. Строгановский дворец в Петербурге.
- 37. Русская скульптура в конце XVIII - начале XIX века. Характеристика наиболее известных произведений.
- 38. Архитектура стиля ампир в России. Характеристика структуры наиболее известных сооружений.
- 39. Творчество к. П. Брюллова.
- 40. Творчество а. А. Иванова.
- 41. Творчество а. Г. Венецианова и п. А. Федотова.
- 42. Творчество в. Г. Перова и и. Н. Крамского.
- 43. Творчество и. Е. Репина.
- 44. Творчество а. К. Саврасова и и. И. Шишкина.
- 45. Творчество и. И. Левитана и а. И. Куинджи.
- 46. Творчество в. В. Верещагина.
- 47. Творчество в. И. Сурикова.
- 48. Творчество в. Д. Поленова.
- 49. Творчество в. И. Васнецова.
- 50. Деятельность творческого объединения «Мир искусства» (на примерах творчества а. Бенуа, л. Бакста, к. Сомова).
- 51. Творчество в. Э. Борисова-Мусатова.
- 52. Творчество м. С. Сарьяна.
- 53. Архитектура модерна в России. Конструктивные особенности и стилистический анализ наиболее известных сооружений.
- 54. Творчество в. А. Серова.
- 55. Творчество м. А. Врубеля.
- 56. Монументальная скульптура России (на примерах творчества в. Мухиной, е. Вучетича, м. Аникушина).
- 57. Творчество к. Петрова-Водкина и а. Дейнеки.
- 58. Творчество г. Коржева и т. Салахова.