43. Творчество и. Е. Репина.
Илья Ефимович Репин – один из крупнейших русских художников второй половины XIX-начала XX века. Учился в Академии художеств в Петербурге у П.Чистякова. Хорошо усвоив основы традиционной академической живописи, в своём творчестве всё время стремился обновить и освежить её современными техническими приёмами письма и актуальными демократическими идеями. Гражданская позиция Репина сформировалась в Артели Крамского, которая стала основой будущего Товарищества передвижных художественных выставок. Репин был одним из самых ярых приверженцев направления «критический реализм», провозглашённого передвижниками. В 1860-ые годы в связи с движением народничества, в русской живописи первенствующее значение получают социальные темы, в 1870-ых – психологический портрет. В этих жанрах именно Репину принадлежат лучшие произведения русской живописи второй половины XIX века. Правда, позже он решительно порвал с Товариществом, очевидно, разочарованный однообразием тем и метода передвижников, которые полностью отвергали все нововведения современной европейской живописи и требования времени. Величайшая заслуга Репина в том, что ему удалось создать композиционную форму, соединяющую картину бытового жанра с портретом («Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали»), даже с пейзажем, и, как правило, с напряжённым драматургическим действием. Например, «Бурлаки на Волге» - одно из самых «народных» произведений в русской живописи XIX века. Самые известные работы Репина в историческом жанре – «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (можно проще: «Иван Грозный и сын его Иван»), «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ей в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ей прислуги в 1698 г.» (можно проще: Царевна Софья Алексеевна) - поражают правдоподобием реальной жизненной ситуации, даже «натуральностью» изображения конкретных, сиюминутных сцен, создававших «эффект присутствия», ощущение предельной ясности и понятности происходящего. И хотя эти произведения ассоциируются с лучшими достижениями русского искусства XIX века, в ту пору многие критиковали Репина за увлечение натурализмом, за приоритет содержания над решением задач чисто живописного, пластического свойства. Лучшее, что создано Репиным – это, безусловно, его портреты, в которых он достигает предельного психологизма, раскрытия внутреннего мира модели, умеет передать главное, что характеризует человека. Таковы блистательно написанные портреты представителей интеллигенции «Портрет М.П.Мусоргского» (композитора), «Портрет П.А. Стрепетовой (актрисы), «Портрет П.М.Третьякова» (мецената, создателя галереи), «Портрет В. В. Стасова) (художественного и музыкального критика). Выбор моделей не случаен. Для России второй половины XIX века это было показательной тенденцией. Всё это выдающиеся люди, сделавшие немалый вклад в развитие русской культуры, отдавшие свой талант России. Стилистически эти портреты выполнены в соответствии с традицией времени: как правило, нейтральный фон, полуфигура, и всё внимание художника лицу, глазам модели, наиболее полно раскрывающим то, что происходит в душе человека. Есть у Репина и замечательные пленэрные работы – «Осенний букет». Репин отказался примириться с советским строем и с 1903 года жил в Финляндии (сейчас это не территория Финляндии, а пригород Петербурга), в посёлке Куоккала, в усадьбе своей второй жены, писательницы Нордман-Северовой. Свой дом-мастерскую, названную им «Пенаты» (от латинского penates – боги-хранители домашнего очага), он завещал Академии художеств, в которой был на протяжении недолгого времени ректором и преподавателем. Академия художеств в Петербурге носит его имя, так как Репин истинно народный художник, несмотря на то, что его творческий метод и его воззрения не всегда представляются бесспорными.
- 1. Древнеегипетская архитектура. Характеристика структуры наиболее известных сооружений.
- 2. Древнеегипетское изобразительное искусство. Стилистические особенности и анализ наиболее известных произведений.
- 3. Древнегреческая архитектура. Характеристика структуры наиболее известных сооружений.
- 4. Древнегреческая скульптура. Стилистический анализ наиболее известных произведений периодов классики и эллинизма.
- 5. Древнеримская архитектура. Характеристика структуры наиболее известных сооружений императорского периода.
- 6. Древнеримское изобразительное искусство. Стилистический анализ наиболее известных произведений императорского периода.
- 7. Характеристика художественной культуры и искусства Византии (папки 7.1, 7.2)
- 8. Характеристика художественной культуры и искусства романского периода.
- 9. Характеристика художественной культуры и искусства готического периода.
- 10. Творчество Джотто и его современников.
- 11. Архитектура и скульптура кватроченто (на примерах творчества ф. Брунеллески, л. Б. Альберти, Донателло).
- 12. Живопись кватроченто (на примерах творчества Мазаччо, а. Мессина, с. Боттичелли).
- 13. Творчество Рафаэля.
- 14. Творчество Леонардо да Винчи.
- 15. Творчество Тициана.
- 16. Архитектурное творчество Микеланджело.
- 17. Творчество Микеланджело как скульптора и живописца.
- 18. Творчество а. Дюрера.
- 19. Итальянская архитектура и скульптура эпохи барокко. Стилистический анализ наиболее известных произведений.
- 20. Творчество м. Караваджо.
- 21. Творчество Рембрандта.
- 22. Творчество п. П. Рубенса.
- 23. Архитектура Франции XVII века. Характеристика структуры наиболее известных сооружений.
- 24. Живопись Франции XVII века (на примерах творчества наиболее известных мастеров).
- 25. Живопись французского романтизма (на примерах творчества т. Жерико и э. Делакруа).
- 26. Живопись французского импрессионизма (на примерах творчества к. Моне и о. Ренуара).
- 27. Архитектура европейского модерна. Конструктивные особенности наиболее известных сооружений во Франции, Австрии, Испании.
- 28. Живопись постимпрессионизма (на примерах творчества Ван Гога и Поля Гогена).
- 29. Творчество ф. Л. Райта и о. Нимейера.
- 30. Древнерусская архитектура X-XIV веков (характеристика наиболее известных сооружений).
- 31. Древнерусская архитектура в XV-XVII веках (характеристика наиболее известных сооружений).
- 32. Древнерусская иконопись (на примерах наиболее известных произведений).
- 33. Творчество ф. Грека и а. Рублёва.
- 34. Общая характеристика художественной культуры в Петровскую эпоху.
- 35. Русская живопись во второй половине XVIII века (на примерах творчества ф. Рокотова, д. Левицкого и в. Боровиковского).
- 36. Творчество ф. Б. Растрелли (Растрелли Младшего).
- 1. Зимний дворец в Петербурге (сооружение с открытым внутренним двором, выходящее своими фасадами на Неву и Дворцовую площадь).
- 2. Екатерининский дворец в Царском Селе.
- 4. Строгановский дворец в Петербурге.
- 37. Русская скульптура в конце XVIII - начале XIX века. Характеристика наиболее известных произведений.
- 38. Архитектура стиля ампир в России. Характеристика структуры наиболее известных сооружений.
- 39. Творчество к. П. Брюллова.
- 40. Творчество а. А. Иванова.
- 41. Творчество а. Г. Венецианова и п. А. Федотова.
- 42. Творчество в. Г. Перова и и. Н. Крамского.
- 43. Творчество и. Е. Репина.
- 44. Творчество а. К. Саврасова и и. И. Шишкина.
- 45. Творчество и. И. Левитана и а. И. Куинджи.
- 46. Творчество в. В. Верещагина.
- 47. Творчество в. И. Сурикова.
- 48. Творчество в. Д. Поленова.
- 49. Творчество в. И. Васнецова.
- 50. Деятельность творческого объединения «Мир искусства» (на примерах творчества а. Бенуа, л. Бакста, к. Сомова).
- 51. Творчество в. Э. Борисова-Мусатова.
- 52. Творчество м. С. Сарьяна.
- 53. Архитектура модерна в России. Конструктивные особенности и стилистический анализ наиболее известных сооружений.
- 54. Творчество в. А. Серова.
- 55. Творчество м. А. Врубеля.
- 56. Монументальная скульптура России (на примерах творчества в. Мухиной, е. Вучетича, м. Аникушина).
- 57. Творчество к. Петрова-Водкина и а. Дейнеки.
- 58. Творчество г. Коржева и т. Салахова.