4. Древнегреческая скульптура. Стилистический анализ наиболее известных произведений периодов классики и эллинизма.
Основные особенности культуры Древней Греции складываются, начиная с 11 века до н.э. Но основные её достижения приходятся на период высокой классики, (5 век до н. э.), поздней классики (4 век до н. э.) и эллинизма (с 330-ых годов до н .э. до 1 века до н. э.). Древнегреческая культура является самой высокоразвитой среди стран Средиземноморья в эту пору. Это языческая культура, и о древнегреческих богах многое известно, поскольку о них были сложены многочисленные мифы. Богам посвящались храмы и ставились в их честь статуи. Древняя Греция – родина многих философских школ, театра, спорта. Она является родоначальницей классических принципов в области архитектуры, живописи и скульптуры, тех принципов, которые «воскресали» позже, в эпоху Ренессанса и классицизма.
Высокая классика, поздняя классика и эллинизм – периоды расцвета древнегреческой пластики. Стиль в скульптуре этого времени: объёмы передаются максимально пластично, формы тела и лица идеализированы, великолепная работа со складками одежды – приём, который называется «одежда – эхо тела»; используется и другой приём – хиазм, означающий перекрёстное положение фигуры в пространстве, благодаря которому фигура обретает динамичность и свободу движения. Изображаются боги, герои, атлеты. Особенно популярны изображения атлетов, так как в Греции существовал культ развитого, спортивного человека, и культ самого спорта. Большинство скульптур были выполнены из бронзы, но известны нам по более поздним римским копиям из мрамора.
Ведущие скульпторы периода высокой классики (5 века до н. э.):
1. Фидий (Зевс Олимпийский, Афина Парфенос, выполненные в хризоэлефантинной технике из дерева, пластин золота и слоновой кости, не сохранились); скульптуры богинь во фронтоне храма Парфенон в Афинском акрополе, выполненные мастерской Фидия.
2. Мúрон (Статуя Дискобола, дискометателя – один из шедевров мировой скульптуры).
3. Поликлет – создатель трактата о пропорциях человеческого тела в скульптуре, один из первых начал применять хиазм (Дорифор - копьеносец).
Скульпторы поздней классики (4 века до нашей эры):
1. Пракситель (Афродита Книдская). Для стиля Праксителя характерна мечтательность, задумчивость, созерцательность. Известные также такие его работы, как Гермес с Дионисом, Аполлон Сауроктон (убивающий ящерицу).
2. Скопас. (Менада). Для него характерны: экспрессия, динамизм, темы борьбы. Один из первых греческих скульпторов, который позволил себе изображать эмоции на лицах изображаемых. Существует мнение о том, что греки не любили изображать эмоции на лице, считая, что любая эмоция искажает мимику, поэтому чаще всего лица древнегреческих статуй безмятежно спокойны.
3. Леохар (Аполлон Бельведерский). Леохар был придворным скульптором Александра Македонского, поэтому был выразителем придворных вкусов в искусстве. Его стиль отличается аристократизмом и холодностью исполнения.
4. Лисипп (Апоксиомен) – юноша, счищающий с себя песок) также был придворным художником Александра Македонского. Лисипп выполнил его портрет, отличающийся реализмом в передаче черт, что говорит о значительной трансформации представлений в скульптуре Древней Греции.
Скульптуру эллинизма (с 330 гг. до н.э. до 1 века до н. э.) принято различать по школам. Существует пергамская школа (центр – город Пергам), александрийская (центр – город Александрия) и родосская (центр – остров Родос). Для скульптуры пергамской школы характерны мотивы борьбы, экспрессия. Самый показательный пример – рельеф алтаря Зевса в Пергаме. Для александрийской школы характерно обращение к малой пластике (мальчик с гусём, мальчик с уткой скульптора Боэфа, который правильно передал пропорции детского тела). Лучшее произведение родосской школы – знаменитая Ника с острова Самофракия (Ника Самофракийская), редкий образец дошедшей до нас скульптуры из мрамора, истинный шедевр эллинизма по проработки всех элементов и одухотворённости образа). Кроме того, существовала скульптура, созданная вне этих школ. Например, Лаокоон, созданный скульпторами Агесандром, Полидором и Афинодором (экспрессия, связанная с влиянием пергамской школы, но при этом нарушение пропорций в передаче фигур отца и его сыновей). Другой показательный пример скульптуры эллинизма – статуя Венеры Мелосской (иногда Милосской), найденной на острове Мелос, стилистически близкой к работам скульптора 4 века до н. э. Праксителя.
- 1. Древнеегипетская архитектура. Характеристика структуры наиболее известных сооружений.
- 2. Древнеегипетское изобразительное искусство. Стилистические особенности и анализ наиболее известных произведений.
- 3. Древнегреческая архитектура. Характеристика структуры наиболее известных сооружений.
- 4. Древнегреческая скульптура. Стилистический анализ наиболее известных произведений периодов классики и эллинизма.
- 5. Древнеримская архитектура. Характеристика структуры наиболее известных сооружений императорского периода.
- 6. Древнеримское изобразительное искусство. Стилистический анализ наиболее известных произведений императорского периода.
- 7. Характеристика художественной культуры и искусства Византии (папки 7.1, 7.2)
- 8. Характеристика художественной культуры и искусства романского периода.
- 9. Характеристика художественной культуры и искусства готического периода.
- 10. Творчество Джотто и его современников.
- 11. Архитектура и скульптура кватроченто (на примерах творчества ф. Брунеллески, л. Б. Альберти, Донателло).
- 12. Живопись кватроченто (на примерах творчества Мазаччо, а. Мессина, с. Боттичелли).
- 13. Творчество Рафаэля.
- 14. Творчество Леонардо да Винчи.
- 15. Творчество Тициана.
- 16. Архитектурное творчество Микеланджело.
- 17. Творчество Микеланджело как скульптора и живописца.
- 18. Творчество а. Дюрера.
- 19. Итальянская архитектура и скульптура эпохи барокко. Стилистический анализ наиболее известных произведений.
- 20. Творчество м. Караваджо.
- 21. Творчество Рембрандта.
- 22. Творчество п. П. Рубенса.
- 23. Архитектура Франции XVII века. Характеристика структуры наиболее известных сооружений.
- 24. Живопись Франции XVII века (на примерах творчества наиболее известных мастеров).
- 25. Живопись французского романтизма (на примерах творчества т. Жерико и э. Делакруа).
- 26. Живопись французского импрессионизма (на примерах творчества к. Моне и о. Ренуара).
- 27. Архитектура европейского модерна. Конструктивные особенности наиболее известных сооружений во Франции, Австрии, Испании.
- 28. Живопись постимпрессионизма (на примерах творчества Ван Гога и Поля Гогена).
- 29. Творчество ф. Л. Райта и о. Нимейера.
- 30. Древнерусская архитектура X-XIV веков (характеристика наиболее известных сооружений).
- 31. Древнерусская архитектура в XV-XVII веках (характеристика наиболее известных сооружений).
- 32. Древнерусская иконопись (на примерах наиболее известных произведений).
- 33. Творчество ф. Грека и а. Рублёва.
- 34. Общая характеристика художественной культуры в Петровскую эпоху.
- 35. Русская живопись во второй половине XVIII века (на примерах творчества ф. Рокотова, д. Левицкого и в. Боровиковского).
- 36. Творчество ф. Б. Растрелли (Растрелли Младшего).
- 1. Зимний дворец в Петербурге (сооружение с открытым внутренним двором, выходящее своими фасадами на Неву и Дворцовую площадь).
- 2. Екатерининский дворец в Царском Селе.
- 4. Строгановский дворец в Петербурге.
- 37. Русская скульптура в конце XVIII - начале XIX века. Характеристика наиболее известных произведений.
- 38. Архитектура стиля ампир в России. Характеристика структуры наиболее известных сооружений.
- 39. Творчество к. П. Брюллова.
- 40. Творчество а. А. Иванова.
- 41. Творчество а. Г. Венецианова и п. А. Федотова.
- 42. Творчество в. Г. Перова и и. Н. Крамского.
- 43. Творчество и. Е. Репина.
- 44. Творчество а. К. Саврасова и и. И. Шишкина.
- 45. Творчество и. И. Левитана и а. И. Куинджи.
- 46. Творчество в. В. Верещагина.
- 47. Творчество в. И. Сурикова.
- 48. Творчество в. Д. Поленова.
- 49. Творчество в. И. Васнецова.
- 50. Деятельность творческого объединения «Мир искусства» (на примерах творчества а. Бенуа, л. Бакста, к. Сомова).
- 51. Творчество в. Э. Борисова-Мусатова.
- 52. Творчество м. С. Сарьяна.
- 53. Архитектура модерна в России. Конструктивные особенности и стилистический анализ наиболее известных сооружений.
- 54. Творчество в. А. Серова.
- 55. Творчество м. А. Врубеля.
- 56. Монументальная скульптура России (на примерах творчества в. Мухиной, е. Вучетича, м. Аникушина).
- 57. Творчество к. Петрова-Водкина и а. Дейнеки.
- 58. Творчество г. Коржева и т. Салахова.