logo
Ответы к госу 2012

45. Творчество и. И. Левитана и а. И. Куинджи.

Со второй половины XIX века в русской пейзажной живописи происходит постепенный переход от классицистического, построенного по правилам академических представлений, пейзажа к реалистическому, свободному. Работают талантливейшие мастера, каждый из которых идёт своим путём. Наряду с реалистической тенденцией развивается и декоративная.

Исаак Ильич Левитан в русской живописи второй половины XIX века является мастером психологического пейзажа. Состоял в обществе передвижников. Через природу, её состояние он умел передать настроение человека, его мысли, чувства, то светлые и жизнерадостные, то хмурые и совсем мрачные. Пользуясь немногочисленными мотивами, подчас довольно сдержанной палитрой, он, будучи сам человеком философского склада, выражал то, что он чувствует и думает. Как говорили его коллеги и современники, Левитану как будто бы удавалось выразить всю многовековую боль еврейского народа через настроение в его картинах. Его пейзажи – это пейзажи-настроения, они и писались не ради природы как таковой, а ради передачи этих сложных настроений. Левитан довольно тяжело болел и страдал депрессией, вероятно, поэтому покончил жизнь самоубийством. «Владимирка» (дорога, по которой ссыльных отправляли в Сибирь), «У омута», «Над вечным покоем», «Озеро. Русь», «Март», «Золотая осень».

Архип Иванович Куинджи также состоял в ТПХВ. В пейзаже интересовался, прежде всего, проблемами освещения и света, возможностью иллюзорными средствами выразительности достичь необычной эффектности в своих работах. Отсюда преобладание декоративного начала во многих его работах. Его манили солнечные блики, загадочное сияние луны, фосфоресцирующее мерцание месяца, слепящий свет снега в горах, ритм пятен солнца на деревьях и траве. На выставках его работ зрителям порой казалось, что Куинджи устанавливает искусственное освещение позади своих холстов. «Берёзовая роща», «Лунная ночь на Днепре», «Солнечные пятна на инее», «Эльбрус вечером».