3. Древнегреческая архитектура. Характеристика структуры наиболее известных сооружений.
Основные особенности культуры Древней Греции складываются, начиная с 11 века до н.э. Но основные её достижения приходятся на период высокой классики, (5 век до н. э.), поздней классики (4 век до н. э.) и эллинизма (с 330-ых годов до н. э. до 1 века до н. э.). Древнегреческая культура является самой высокоразвитой среди стран Средиземноморья в эту пору. Это языческая культура, и о древнегреческих богах многое известно, поскольку о них были сложены многочисленные мифы. Богам посвящались храмы и ставились в их честь статуи. Древняя Греция – родина многих философских школ, театра, спорта. Она является родоначальницей классических принципов в области архитектуры, живописи и скульптуры, тех принципов, которые «воскресали» позже, в эпоху Ренессанса и классицизма.
Храмы в Древней Греции являются ведущим типом в архитектуре. В основном храмы были прямоугольными в плане, реже встречались круглые. Главными типами храмов являются: (трепещите, несчастные! Этото возглас на госе произносить не надо, но некоторые, наверное, произнесут, то-то будет комиссии весело)
1. Периптер – прямоугольник, по всему периметру которого идут колонны.
2. Амфипростиль – прямоугольник, у которого по переднему фасаду 4 колонны и по заднему фасаду 4 колонны.
3. Храм в антах – прямоугольник с двумя колоннами, находящимися между выступами стен на переднем фасаде.
4. Диптер – прямоугольник, по всему периметру которого идёт двойной ряд колонн.
5. Толос – круглый в плане храм.
От гомеровского периода (11-8 века до н.э.) сложилась ордерная система в архитектуре Древней Греции. Но храмы гомеровского периода до нас не дошли, первые из дошедших относятся к периоду архаики (7-6 века до н.э.). Ордер – это художественно осмысленная система пропорциональных взаимоотношений несущих и несомых элементов в стоечно-балочной конструкции. В Древней Греции разрабатываются три основных разновидности ордера – дорический, ионический и коринфский. Но дошли до нас лишь примеры дорического и ионического ордера. Дорический ассоциировался с пропорциями мужской фигуры, так как он отличался массивностью форм. Его особенности: база отсутствует, ствол разделён каннелюрами, капитель в виде квадратной плиты абаки и круглой подушки эхина; антаблемент (состоит из архитрава, фриза и карниза) имеет фриз, состоящий из двух элементов – метоп и триглифов. Ионический ордер выше и стройнее дорического, поэтому ассоциировался с пропорциями женской фигуры. Его особенности: есть база, каннелюр больше, капитель в виде волют, фриз в антаблементе может быть рельефным (зофорным). Коринфский ордер ещё стройнее ионического, его особенность – капитель в виде стилизованных листьев аканта (аканфа). Вообще же, античных ордеров 5. По мере возрастания они располагаются в таком порядке: тосканский (создан этрусками, выглядит как дорический, но без каннелюр), дорический, ионический, коринфский и композитный (его капитель представляет собой смесь листьев аканта и волют, по пропорциям такой же, как коринфский, использовался чаще в древнем Риме).
В 5 веке до н. э. по проекту архитектора Либона был построен храм Зевса в Олимпии. Он практически не сохранился, и известен по остаткам фундаментов. Наиболее известный памятник древнегреческого зодчества – ансамбль Афинского Акрополя. Основные элементы ансамбля Афинского Акрополя сложились в 5 веке до нашей эры (высокая классика). Руководителем работ и автором проектной идеи считается великий мастер древнегреческого искусства, известный скульптор Фидий. Афинский Акрополь – это площадка, находящаяся на высоте 150 метров размерами 300 метров на 150. Он был обнесён стенами. На акрополь вела лестница, проходя по которой греки могли увидеть справа поставленный под углом к основной оси ансамбля маленький храм Нике Аптерос (бескрылой победы, чтобы не улетела). Его автор – Калликрат, по типу это амфипростиль, ордер ионический. Далее посетители проходили через Пропилеи – здания библиотеки и пинакотеки, созданные архитектором Мнесиклом в дорическом ордере. По мере движения к Парфенону посетители видели несохранившуюся до нашего времени бронзовую 9-метровую статую Афины Промахос (Афины Воительницы) скульптора Фидия. Парфенон (храм Афины Парфенос – Афины Девы) являлся главным элементом ансамбля. Его построили Иктин и Калликрат. Это дорический периптер, правда, с элементами ионического ордера в виде скульптурного фриза на наружной части стен. В Парфеноне находилась знаменитая статуя Афины Парфенос (Афины Девы) Фидия, выполненная в хризоэлефантинной технике (корпус статуи из дерева, пластины золота и слоновой кости). Она не сохранилась. Ещё один важный элемент ансамбля – храм Эрейтейон со знаменитыми портиком кариатид – женских фигур, использовавшихся в качестве колонн. Созданный в период высокой классики, ансамбль Афинского Акрополя является самым лучшим произведением древнегреческой архитектуры.
От IV века до н. э. (поздняя классика) дошёл Театр в Эпидавре, спроектированный Поликлетом Младшим. От II века до н. э. (эллинизм) частично дошёл Пергамский алтарь Зевса (в Берлинском музее создана реконструкция, в которой использованы и сохранившиеся элементы алтаря).
- 1. Древнеегипетская архитектура. Характеристика структуры наиболее известных сооружений.
- 2. Древнеегипетское изобразительное искусство. Стилистические особенности и анализ наиболее известных произведений.
- 3. Древнегреческая архитектура. Характеристика структуры наиболее известных сооружений.
- 4. Древнегреческая скульптура. Стилистический анализ наиболее известных произведений периодов классики и эллинизма.
- 5. Древнеримская архитектура. Характеристика структуры наиболее известных сооружений императорского периода.
- 6. Древнеримское изобразительное искусство. Стилистический анализ наиболее известных произведений императорского периода.
- 7. Характеристика художественной культуры и искусства Византии (папки 7.1, 7.2)
- 8. Характеристика художественной культуры и искусства романского периода.
- 9. Характеристика художественной культуры и искусства готического периода.
- 10. Творчество Джотто и его современников.
- 11. Архитектура и скульптура кватроченто (на примерах творчества ф. Брунеллески, л. Б. Альберти, Донателло).
- 12. Живопись кватроченто (на примерах творчества Мазаччо, а. Мессина, с. Боттичелли).
- 13. Творчество Рафаэля.
- 14. Творчество Леонардо да Винчи.
- 15. Творчество Тициана.
- 16. Архитектурное творчество Микеланджело.
- 17. Творчество Микеланджело как скульптора и живописца.
- 18. Творчество а. Дюрера.
- 19. Итальянская архитектура и скульптура эпохи барокко. Стилистический анализ наиболее известных произведений.
- 20. Творчество м. Караваджо.
- 21. Творчество Рембрандта.
- 22. Творчество п. П. Рубенса.
- 23. Архитектура Франции XVII века. Характеристика структуры наиболее известных сооружений.
- 24. Живопись Франции XVII века (на примерах творчества наиболее известных мастеров).
- 25. Живопись французского романтизма (на примерах творчества т. Жерико и э. Делакруа).
- 26. Живопись французского импрессионизма (на примерах творчества к. Моне и о. Ренуара).
- 27. Архитектура европейского модерна. Конструктивные особенности наиболее известных сооружений во Франции, Австрии, Испании.
- 28. Живопись постимпрессионизма (на примерах творчества Ван Гога и Поля Гогена).
- 29. Творчество ф. Л. Райта и о. Нимейера.
- 30. Древнерусская архитектура X-XIV веков (характеристика наиболее известных сооружений).
- 31. Древнерусская архитектура в XV-XVII веках (характеристика наиболее известных сооружений).
- 32. Древнерусская иконопись (на примерах наиболее известных произведений).
- 33. Творчество ф. Грека и а. Рублёва.
- 34. Общая характеристика художественной культуры в Петровскую эпоху.
- 35. Русская живопись во второй половине XVIII века (на примерах творчества ф. Рокотова, д. Левицкого и в. Боровиковского).
- 36. Творчество ф. Б. Растрелли (Растрелли Младшего).
- 1. Зимний дворец в Петербурге (сооружение с открытым внутренним двором, выходящее своими фасадами на Неву и Дворцовую площадь).
- 2. Екатерининский дворец в Царском Селе.
- 4. Строгановский дворец в Петербурге.
- 37. Русская скульптура в конце XVIII - начале XIX века. Характеристика наиболее известных произведений.
- 38. Архитектура стиля ампир в России. Характеристика структуры наиболее известных сооружений.
- 39. Творчество к. П. Брюллова.
- 40. Творчество а. А. Иванова.
- 41. Творчество а. Г. Венецианова и п. А. Федотова.
- 42. Творчество в. Г. Перова и и. Н. Крамского.
- 43. Творчество и. Е. Репина.
- 44. Творчество а. К. Саврасова и и. И. Шишкина.
- 45. Творчество и. И. Левитана и а. И. Куинджи.
- 46. Творчество в. В. Верещагина.
- 47. Творчество в. И. Сурикова.
- 48. Творчество в. Д. Поленова.
- 49. Творчество в. И. Васнецова.
- 50. Деятельность творческого объединения «Мир искусства» (на примерах творчества а. Бенуа, л. Бакста, к. Сомова).
- 51. Творчество в. Э. Борисова-Мусатова.
- 52. Творчество м. С. Сарьяна.
- 53. Архитектура модерна в России. Конструктивные особенности и стилистический анализ наиболее известных сооружений.
- 54. Творчество в. А. Серова.
- 55. Творчество м. А. Врубеля.
- 56. Монументальная скульптура России (на примерах творчества в. Мухиной, е. Вучетича, м. Аникушина).
- 57. Творчество к. Петрова-Водкина и а. Дейнеки.
- 58. Творчество г. Коржева и т. Салахова.